Поселок Красногородское
ственники. Отец учительницы Павел Алексеевич Алексеев и его сосед Михаил Максимович Максимов собирали оружие и боеприпасы, мать командира Татьяна Тарасовна, жена И. Ф. Федорова —Анна Михайловна, мать Е. П. Самоучкина — Варвара Терентьевна, колхозница Ульяна Егорова готовили партизанам пищу, стирали и штопали белье.
Группа действовала на дороге Мозули — Красного-родское: спиливали телефонные столбы, разбирали мосты, подрывали машины. Уже в начале мая 1942 года партизаны подорвали и сожгли две машины со льном, отправляемым в Германию, и уничтожили шесть немецких солдат-возчиков. В начале июня устроили засаду на начальника районной полиции. Предатель спасся бегством, но несколько его прихвостней было убито. Немцы-каратели, предводительствуемые предателем, провели две экспедиции против партизан, но безрезультатно: партизан предупреждали.
И июня рассвирепевшие каратели арестовали учительницу Лисовицкую, ее отца и всех матерей и жен партизан. Три месяца их пытали, добиваясь выдачи партизан. Арестованные молчали. За всех ответила мать командира Татьяна Тарасовна:
— Подойдите поближе. Я плюну в ваши бандитские рожи. Вот вам наш ответ!
5 сентября их всех расстреляли.
В конце 1942 года партизанский штаб Калининской области направил в оккупированные районы партизанские бригады. За Красногородским районом была закреплена 10-я Калининская бригада под командованием Н. М. Вараксова. Бригада дислоцировалась на стыке трех районов — Красногородского, Опочецкого и Се-бежского, в урочище Лоховня. Местность самая удобная: для укрытия партизан — лесные дебри и болота,
для боевой деятельности— железные и шоссейные дороги, по которым шли машины и эшелоны с военными грузами, живой силой и техникой врага.
Красногородская восьмерка влилась в 1С-ю Калининскую бригаду. Все были назначены на ответственные посты: А. В. Андреев — заместителем командира отряда
«Смерть оккупантам!», В. М. Орехов — командиром взвода разведки в отряд «25 лет Октября», Е. П. Самоучкин — адъютантом комбрига, 15-летний Сеня — адъютантом комиссара бригады, Николай— сначала разведчиком, а затем политруком взвода разведки, И. Ф. Федоров— командиром боевой группы, И. С. Сергеев — в спецотряд, С. А. Андреев ?— мастером по ремонту оружия, а потом командиром взвода в отряде имени Кирова. Все показали себя с самой лучшей стороны.
12 сентября 1943 года 10-я бригада громила гарнизон в селе Бальтино Опочецкого района. Фашисты оказывали упорное сопротивление, били из 11 пулеметов и 4 минометов. Партизаны залегли. И тут поднялся во весь рост командир взвода разведки Орехов и со словами: «Вперед! За Родину! Ура!» — бросился на врага.
Гарнизон был разгромлен, но В. М. Орехов пал смертью храбрых.
17 декабря 1943 года А. В. Андреев устроил засаду на дороге Бальтино — Опочка. Завязался бой. Используя численное превосходство, гитлеровцы начали окружать партизан.
— Отходите, товарищи! — крикнул А. В. Андреев.— Я вас прикрою!
Но бойцы с криком: «Смерть оккупантам!» — бросились на врага. Командир успел бросить две гранаты. Партизаны смяли и рассеяли фашистов. Но доблестный командир погиб. Тело его партизаны унесли в Афанасьеву слободу Себежского района и там похоронили с воинскими почестями.
В начале 1944 года войска Волховского и Ленинградского фронтов прорвали блокаду Ленинграда и стремительно погнали фашистов на запад. Партизанам был дан приказ — дезорганизовать тыл врага, взрывать рельсы, пускать под откос эшелоны, лишать врага возможности перебрасывать войска. Это была «рельсовая война».
Партизаны 10-й бригады провели за январь — февраль 1944 года 11 крупных боев, подорвали многие сотни рельсов, пустили под откос 9 эшелонов, подорвали 43 грузовые машины, уничтожили сотни гитлеровцев. В этих боях погиб С. А. Андреев. Произошло это так. Проверяя связь, Степан Андреевич наткнулся на вражескую засаду в деревне Мулдово. Отстреливаясь, он успел вскочить в крайний дом и оттуда продолжал бить фашистов из автомата. Офицер предложил ему сдаться в плен, обещая помилование. Вместо ответа Степан Андреевич уложил еще несколько врагов. Гитлеровцы подожгли дом… Сгорели и дом, и славный герой-партизан.
К весне 1944 года калининские партизаны действовали в чрезвычайно тяжелых условиях на «пятачке» в зоне базирования в лесах и болотах между реками Исса и Синяя. В урочище Лоховня сосредоточились тысячи беженцев. Простудные заболевания. Вспышки тифа. Недостаток продовольствия и медикаментов. Питались клюквой, древесной корой, корнями растений. Население помогало продовольствием, солью, табаком, медикаментами. Этой помощи не хватало.
Командование Калининского фронта посылало самолеты для отправки в советский тыл детей, больных и раненых, подбрасывало боеприпасы и продовольствие. Но и этого было мало. И все же в таких условиях партизаны 10-й бригады провели 19 боев. Враг потерял убитыми свыше 200 человек и ранеными — более 100. Партизаны подорвали 23 машины, разгромили обоз.
В борьбе против оккупантов незабываемые подвиги совершили подпольщики-комсомольцы. Комсомольцу Николаю Ильину из деревни Александровка в 1941 году было 19 лет. Он работал бухгалтером в МТС, в армию не попал по состоянию здоровья. Николай создал подпольную комсомольскую группу.
— Каждую ночь, в самую глухую полночь,— рассказывала впоследствии его мать,— к нам в дверь кто-нибудь осторожно стучал. Коля быстро одевался и уходил. А утром у немцев переполох: то склады сгорели, то машины на минах подорвались.
Группа передавала партизанам сведения о передвижениях гитлеровских войск, о сроках отправки в Германию награбленного у населения добра, добывала на фашистских складах продукты питания, оружие, взрывчатку и переправляла все это партизанам. Пользуясь сведениями подпольщиков, партизаны наносили оккупантам серьезные удары.
Летом 1942 года Ильина арестовали и отправили в Опочецкий пересыльный лагерь. Один из узников этого лагеря, опочецкий комсомолец Федя, рассказал:
— Когда истерзанный пытками Коля не мог уже подняться, тюремщики связывали его веревками и волокли на допрос. Однажды его приволокли без сознания и бросили на каменный пол. Вся спина его представляла одну сплошную кровавую рану. Когда я привел Колю в чувство, он сказал: «Никакими пытками палачи ничего от меня не добились. Я никогда не выдам товарищей. Федя, если ты останешься жив — мсти за замученных».
Верный сын комсомола Коля Ильин погиб в фашистском застенке.
Воспоминаниями о делах комсомольцев поделилась Мария Семеновна Федорова, которая была в 10-й Калининской бригаде (сейчас она работает заведующей Кра-сногородским отделом социального обеспечения). Вот что она рассказала:
— 5 июля 1941 года Красногородский район был оккупирован, а уже в августе братья-комсомольцы Григорьевы из деревни Грешково подожгли дома старост и полицаев Грешковых. Комсомольцев выследили и арестовали. Арестовали и коммунистов В. М. Орлова и С. С. Крылова. Всех вели на расстрел. Тяжело раненным Орлову и младшему Григорьеву удалось бежать. Старшего Григорьева и Крылова расстреляли. Но вскоре и младший Григорьев скончался от ран.
К концу 1942 года большинство комсомольцев района ушло в партизанские отряды. Партизаны разгромили вражеские гарнизоны в деревнях Сутоки Себежского района, Бальтино — Опочецкого и Апрелково — Красно-городского.
Близ деревни Брод Себежского района у партизан кончились патроны. Они отходили. Комсомолец-пулемет-
чик Нефед Парфенов прикрывал отход пулеметным огнем. Много уложил он фашистов, но и сам погиб на боевом посту. Фашисты в ярости исполосовали тело отважного комсомольца ножами и искололи штыками.
Комсомольцы-минеры сами изготовляли мины. Они подрывали вражеские машины и эшелоны, взорвали мосты у деревень Тупи-чино и Людково, уничтожили десятки километров телефонной связи между Красным и Опочкой, Красным и Мозулями. Особенно отличились в этом де-
ле брагья Липины, Маша Веселова, Елена Еремеева, Алексей Алексеев, Дуся Лапина, Иван Авдохин.
Листовки распространяли комсомольцы Николай ьишняков, Кира Гончарова и многие другие
Героинями погибли юные комсомолки Катя Андреева и 1оня Борисова. Катя была родом из деревни Чер-нецово, Тоня-из Агафонова. Каждой было по 19 лет ини стояли часовыми у деревни Агафоново Первой дежурила Катя. Ее схватили гитлеровцы. Тоия пошла ей
на смену — и ее схватили. Обеих погнали босиком по снегу в Ба-хирево и там повесили, не добившись ни одного имени.
Подробности флебологии центр у нас на сайте.