Поселок Красногородское
Командиром отряда был назначен начальник всевобуча Яков Смоленцев. Но душой ополчения был комиссар, питерский рабочий, секретарь укома РКП (б) Алексей Самуилович Самуилов. Ополчение состояло из трех рот. Первой командовал опочанин Петр Павлович Павлов, второй — бывший офицер, коммунист Ануфрий Иванович Ерохов, родом из Глубоковской волости, третьей — бывший фельдфебель Н. Долгачев из Старицкой волости. Отец и сын Богдановы попали в третью роту. Обмундирование у ополченцев было различное: шинели, полушубки, ватники, валенки, ботинки с обмотками и без обмоток. Вооружены они были винтовками, берданками, карабинами. Но на каждом головном уборе — будь то солдатская папаха, дедовский треух или буденовка— непременно алела звездочка.
До Красного шли одной колонной. Обоз тащили крестьянские лошадки. Все ополченцы горели одним порывом: «Смерть или победа!» В Красном к ним присоединились отряды красногородских волостей. Они были самыми многочисленными.
Ополченцы завязали бой со сторожевым охранением противника в Островском уезде. Особенно отважно действовала вторая рота под командой А. И. Ерохова. Белые не ожидали стремительного натиска и поспешно отступили. Были освобождены несколько деревень и захвачены пленные, от которых узнали, что ополченцам противостоит Вольмарский пехотный батальон численностью до 1000 человек, хорошо вооруженный, имеющий пулеметную команду с 12 станковыми пулеметами. Одной из рот батальона командовал сбежавший из Опочки в 1917 году помощник уездного исправника Триумфов. Батальон двигался на Красный и 18 декабря должен был взять его. Наше неожиданное наступление расстроило вражеские планы.
В занятых деревнях наш отряд оставил лишь небольшие заслоны, чтобы, введя противника в заблуждение, выиграть время для организации обороны на основном рубеже. 18 декабря враг перешел в наступление крупными силами и, медленно продвигаясь, занял… пустые деревни.
…Суровая зима, тридцатиградусные морозы, метели. Появились обморожения, начался тиф. Население помогало красным бойцам. Оно охотно сдавало для нужд армии валенки, полушубки, меховые шапки. Скоро все были тепло одеты и обуты. Продовольственные отделы волисполкомов снабжали ополченцев продуктами. Хлеб выпекали в Красном, в бывших купеческих пекарнях. Горячую пищу варили по избам. Лишь рота Ерохова имела трофейную походную кухню. Боеприпасами отряд снабжался через красную латышскую бригаду.
В конце января 1920 года отряд вынужден был отойти к реке Синей на рубеж обороны Перлица — Артамо-новка—Лямоны — Санды. Латышская и башкирская бригады отошли на ту же оборонительную линию. Измотанный противник тоже перешел к обороне.
Хочется рассказать о таком эпизоде. Противник прорвался к деревне Зеркули и крупными силами окружил один взвод роты Ерохова. Положение казалось безвыходным — гибель или плен. В критический момент к месту боя на неоседланных лошадях подскакали командир Ерохов и комиссар отряда Самуилов.
— Слушай мою команду! — раздался звонкий голос Ерохова.— В атаку! Вперед!
— Коммунисты, друзья, вперед! Крушите белых! — размахивая карабином, крикнул комиссар.
Противник не выдержал контратаки наших бойцов, в его рядах началась паника. Враг бежал, понеся большие потери. В этом бою пал смертью храбрых пу-
леметчик-коммунист из Синеникольской волости Ф. Марков.
В течение трех месяцев отряд героически защищал советскую границу от превосходящих сил белолатышей. В середине марта он был сменен 11-й стрелковой дивизией Красной Армии.
Войска Красной Армии освободили все занятые белыми районы Псковской губернии.
11 августа 1920 года буржуазная Латвия вынуждена была пойти на заключение мирного договора с РСФСР.
«МЫ НАШ,
МЫ НОВЫЙ МИР
ПОСТРОИМ!»
…Гражданская война закончилась. Но народное хозяйство находилось в тяжелом состоянии. Об этом Владимир Ильич Ленин говорил на X съезде Коммунистической партии в марте 1921 года: «Россия из войны вышла в таком положении, что ее состояние больше всего похоже на состояние человека, которого избили до полусмерти: семь лет колотили ее, и тут, дай бог, с костылями двигаться! Вот мы в каком положении!»
Красногородский край, разделенный в свое время немецкой оккупацией по реке Синей на две половины, был разорен до крайности. Красногородская волость претерпела 13 вторжений. Враги угоняли породистый скот, грабили население. Синеникольская волость была постоянным полем сражений с немецкими оккупантами и кулац-ко-белогвардейскими бандами. В деревнях не было самого необходимого — соли, спичек, керосина, мыла. Опять появились «лучинушка-лучина» и светец. Вместо мыла белье стирали с золой. Не хватало лошадей, плугов, семян.
Политика военного коммунизма во время войны была необходима. Комитеты деревенской бедноты выполнили свое дело — отобрали у кулаков зе.млю (оставили по
едокам), машины, скот, хлеб. На основе продразверстки Советская власть спасла от голода рабочий класс, деревенскую бедноту, снабдила продовольствием Красную Армию и детские учреждения.
В мирное время центральной фигурой на селе стал середняк. Середняка надо было материально заинтересовать в расширенном производстве хлеба, мяса, молока, картофеля и овощей — не только для потребления своей семьей, но и для сбыта на рынке.
X съезд Коммунистической партии по предложению В. И. Ленина заменил продразверстку продналогом. Крестьянин-труженик получил -возможность распоряжаться излишками продуктов по своему усмотрению. Это была новая экономическая политика, рассчитанная на укрепление союза рабочего класса с крестьянством, на быстрейшее восстановление народного хозяйства. Всем трудовым крестьянством она была принята с большим одобрением.
Весна 1921 года выдалась ранняя и дружная. Лето и осень порадовали хорошим урожаем. На рынке в Красном появились овощи, картофель, зерно, а потом молоко и мясо. Купцы открыли мелочные лавки с нужными для населения промышленными товарами. Один из купцов основал маленький кожевенный завод. Были пущены две водяные мельницы на реке Синей, конфискованные у бежавшего в Латвию Подмошинского.
В Красном был организован агрономический участок. В каждой волости создавались комитеты крестьянской взаимопомощи. Широкое развитие в восстановительный период получили различные формы кооперирования крестьян. В районе было создано пять потребительских обществ с пятнадцатью лавками, которые постепенно вытесняли частную торговлю, четыре заготовительных пункта, одно животноводческое товарищество, три мелиора-
тивных, шесть торфяных, девять семеноводческих, два льноводческих, два кредитных и одно товарищество по совместной обработке земли. В 1925 году в бывшем имении Черкесова в Покровской волости была организована сельскохозяйственная коммуна. Все это создавало материальную базу, которая в дальнейшем обеспечила переход к коллективизации сельского хозяйства.
Советская власть на первых порах оказала бедняцким хозяйствам существенную помощь семенами, лошадьми, коровами, инвентарем. Середняки с помощью товариществ обзаводились сортовыми семенами и породистым скотом, улучшенными плугами, пружинными боронами, простейшими машинами (на группу хозяйств). Возросла урожайность полей, повысилась продуктивность скота. Деревня ожила, повеселела, помолодела.
К концу восстановительного периода сельское хозяйство красногородских волостей превзошло уровень 1913 года по всем показателям.
Большую помощь коммунистам оказывали комсомольцы. Николай Богданов, участник боев с белолаты-шами, организовал в своей деревне Бахирево комсомольскую ячейку и другую — в Богородицкой коммуне Покровской волости. Комсомолец Башканов создал ячейку в Лямонове (секретарем ее стал А. Малинин), Алексей Дмитриев — в Панькове. Активным комсомольцем был Иван Майков из деревни Поповка. Николай Смирнов, участник подавления кронштадтского мятежа, организовал в 1924 году комсомольскую ячейку в деревне Кресты Пограничного сельсовета и стал первым комсомольцем—председателем сельсовета. В 1926 году он окончил в Пскове партийную школу. Сейчас Николай Яковлевич Смирнов — персональный пенсионер.
Активное участие принимали комсомольцы в ликвидации неграмотности: открывали избы-читальни и сами
работали избачами. Избы-читальни вели в те годы большую культурно-просветительную работу. Избач был первым помощником партии, организовывал беседы, читал населению газеты, руководил художественной самодеятельностью, был добрым советчиком людей старшего поколения и другом молодежи.
Некоторые комсомольцы после окончания краткосрочных курсов при Красногородской школе второй ступени становились учителями. Федор Сокольников преподавание в школе совмещал с работой по коллективизации и по ликвидации неграмотности. Увлеченный наукой, он самостоятельно, заочно, получил высшее образование.
https://hydrosmole.ru картинки по запросу укрепление грунтов инъектированием.