Политическая педагогика, введение.
Многолетняя работа над подготовкой «Псковской энциклопедии», исследование истории и духовного богатства Псковского края, изучение псковской политической культуры, весомой частью которой является вечевая политическая культура, рассмотрение вопросов природы, сути, механизмов функционирования власти в прошлом и настоящем, происходящие в современной России общественно-политические изменения подвигли к постановке и разработке проблемы -» Политическая педагогика». В практике предшествующих поколений мы можем при желании найти те ценности, свежесть и глубину мыслей, которые живительны для современных поисков в направлении совершенствования организации и обустройства жизни. Как мы пьём чистую воду из колодца, чтобы жить, так из опыта прошлого надо черпать мудрость, чтобы неустанно создавать лучшее. Будет ли становление и разработка проблемы политической педагогики полезной и необходимой науке и обществу — покажет время и беспристрастный суд читателей…
Современные преобразования российского общества, именуемые одними трансформацией, другими — модернизацией, третьими — постмодернизацией, не оставляют сомнения в том, что Россия продолжает своё развитие, которое «определяет повседневную жизнь людей независимо от того, охотно ли его воспринимают или же сопротивляются». (Ильин М. Политическое самоопределение России //Pro et Contra. Том 4. № 3. Лето 1999. — С. 67.) И главное здесь, чтобы» реформы позволили бы нам самоопределиться как народу, который способен сделать своё развитие управляемым». (Там же — С.85.) Подчеркнём здесь, что именно необходимо сделать всё возможное, чтобы идущие процессы, как и в целом развитие, стали именно управляемыми народом.
Данное утверждение весьма глубоко по содержанию и доказано жизнью многих поколений. Великий М.И. Глинка как-то заметил: «Музыку создаём не мы, создаёт народ, мы только записываем и аранжируем». Это справедливо и по отношению к общественным наукам, которые должны «записывать и аранжировать», а иными словами — наблюдать, изучать, исследовать и предлагать реальные, гармоничные, а не надуманные схемы, правила, нормы жизни народа, чтобы саморазвитие общества было поступательным и созидательным. История цивилизации показала, что все попытки осуществлять задуманное и необходимое путём мифов партийных идеологий, религиозных догм и верований, кабинетных схем, а то и силой или «правом и порядком» оказались в конечном итоге недолговечными, ненадёжными, несостоятельными, хотя порой в жертву им приносились миллионы человеческих судеб.
Нынешние радикальные реформы в России с их непомерной духовной и социальной тяжестью для подавляющего большинства населения убеждают в необходимости активной роли социально-гуманитарных наук в установлении таких общественных отношений, когда именно граждане определяли бы и держали в узде весь процесс преобразований и развития во благо себе и потомкам.
Освободившись от идеологических обручей правящей десятилетиями и монополизировавшей право на истину коммунистической партии, они уверенно обретают самостоятельный статус, активно используют преимущества свободы творческого поиска, возможности доступа к фактам общественной жизни и недоступным ранее теоретическим источникам. Сложность и противоречивость переходного периода испытывают на себе все общественные науки. Однако едва ли не больше всего трудностей выпало на долю политологии. Научный коммунизм, который фактически являлся идеологической дисциплиной,
не мог явиться надёжной основой теоретического осмысления вставших перед обществом проблем. Российская политология практически создавалась на новой теоретико-методологической базе. В немалой степени этому способствовала Российская ассоциация политической науки, проводимые ею всероссийские конгрессы, научные конференции и научно-методологические семинары. Появилось и немало «работ, книг, статей, были образованы многочисленные кафедры политологии, возникли консультационные и аналитические центры, издаются журналы и сборники научных трудов, сотни людей заявляют о своей причастности к политологии. Немало делается для восстановления разрушенных или подорванных традиций отечественной политической науки, для сохранения и приумножения всего ценного и поучительного, что дали почти два столетия изучения политики в нашей стране». (Информационный бюллетень. К Первому Всероссийскому конгрессу политологов. — М.: 1998 -С. 5.) Это подтверждает и включение в отечественную политологию теоретических положений из трудов ранее замалчиваемых русских и зарубежных мыслителей, а также перевод на русский язык многих выдающихся трудов современных зарубежных политологов. (См.: Антология мировой политической мысли. В 5 т. /Нац. обществ.-науч. фонд. Академия полит, науки; Руководитель проекта Г.Ю. Семагин и др.; Ред. -науч. Совет: пред. Совета Г.Ю. Семагин и др. — М.: Мысль, 1997; Политическая наука: Новые направления/Пер. с англ. М.М. Гурвица, А. А. Демчука, Т. В. Якушевой. Научный редактор Е.Б. Шестопал. — М: Вече, 1999 — 816 с. и другие издания.)
Разумеется, что эти достижения в политологии не должны создавать впечатление полного благополучия. Российская политическая наука, в отличие от зарубежной политической мысли, нередко носит объяснительный характер. Однако, не отрицая наличие серьёзных проблем в российской политологии, которые ждут своего разрешения, надо критически воспринимать все идеи и концепции современной западной политической социологии и политологии, концентрирующей своё основное внимание на эмпирических исследованиях политических процессов, особенно в избирательных кампаниях. Отечественная политология уже реализует себя «в своём нормальном качестве — самоорганизующей системы», что «закладываются новые институциональные условия для формирования полноценных, не идеологизированных насильно политических наук». (Полис, 2000, №1. -Сб.) Исследуя многообразные трансформационные процессы в России, отечественная политическая наука должна и будет искать, исследовать и предлагать новые подходы, приёмы, пути прогрессивного развития общества. У неё есть немалые возможности взаимодействия с другими областями обществоведения, порождающими «гибридные» отрасли знаний или даже новые направления. И к одному из них может быть отнесена политическая педагогика, включающая в себя как достижения классической педагогики, так и политическую социализацию.