Политическая культура региона: историко-теоретический и прикладной аспекты
Важнейшим фактором становления новой политической культуры региона является политическая социализация населения и, прежде всего, молодежи. Проблема политической социализации является весьма актуальной для любого общества. Но особое значение она приобретает в условиях становления гражданского общества и правового государства, когда осуществляется переход к демократии от тоталитарных и авторитарных политических режимов и связанная с ним трансформация политической культуры и форм политического поведения. В этом смысле новаторской является работа профессора-политолога, доктора исторических наук, главного редактора «Псковской энциклопедии» А.И. Лобачёва — «Политическая педагогика. Подходы к изучению проблемы» (СПб, 2001).’
Политическая социализация — это усвоение индивидом политико-культурных ценностей и норм общества, к которому он принадлежит, приобретение им политического опыта и политических ориентации, требуемых для участия в политической жизни, а также освоение форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В процессе политической социализации происходит формирование политического сознания и поведения личности, становление политического субъекта. Она способствует сохранению политической стабильности общества, преемственности поколений в политике.
Разработка региональных концепций развития гражданского образования предполагает учет местных особенностей. К ним могут относиться, например, депрессивный характер региона, традиционализм в сфере политической, правовой, бытовой и духовной культуры, различная степень маргинализации населения. В то же время существуют и региональные традиции народного самоуправления, которые пришли к нам из глубины веков и позитивный потенциал которых должен быть востребован. Поэтому цель гражданского образования — это только воспитание у населения и, прежде всего, молодого поколения развитого правосознания и политической культуры. В самой постановке цели необходимо указать, что это возможно лишь на основе взаимной адаптации цивилизационных ценностей демократии и отечественной культуры с учетом региональных особенностей и традиций народного самоуправления.
Проблема поиска механизмов взаимной адаптации ценностей уже ставилась автором этих строк. Хотелось бы обратить внимание еще на один очень важный аспект отмеченной проблемы. Дело в том, что процесс взаимной адаптации ценностей, даже в случае его успешного протекания в рамках образовательного процесса и усвоения новой системы ценностей, в частности, политических, сам по себе не гарантирует соответствующего политического поведения. Личностные установки политического поведения формируются, прежде всего, практикой политического участия. Процесс усвоения гражданских знаний и ценностей не~может быть сведен к простой передаче фактической информации. Он должен быть ориентирован на формирование демократических потребностей, а, следовательно, актуализирован, дополнен изучением и освоением механизмов и процедур, определяющих поведение сознательного гражданина демократического общества.
А.А. Солодов
Страницы: 1 2