Политическая культура региона: историко-теоретический и прикладной аспекты
«Политическая культура» — одна из фундаментальных категорий политологии. С ее помощью можно анализировать как политические ценности, ориентации и установки, так и социальную практику, политическое поведение людей.
Политическая культура, как известно, представляет собой часть общенациональной культуры той или иной страны, того или иного народа. В ней проявляются национальный характер, национальный менталитет, национальное самосознание. В ее формировании участвуют все составляющие национальной культуры: культуро-формирующие факторы географической среды и хозяйства, бытовая, правовая и духовная культура. Не являясь главной детерминантой политической борьбы, она вместе с тем оказывает опосредованное влияние на политический процесс. Политическая культура дает индивиду руководящие принципы поведения, а коллективу -систематическую структуру ценностей и рациональных доводов, обеспечивающих его единство. Она предоставляет руководящие принципы и идеалы, придает целостный характер политической сфере.
В политической культуре Древней Руси присутствовали идентификация власти и с божественным началом, и с согласием властвующих и подданных. В ее содержание входили идеи народоизбранного царя и соборности как подобия демократии в общинном смысле, ис-
ключавшей плюрализм мнений. Политическая культура допетровской России не знала критики власти и вобрала в себя элементы манихейства. Вместе с тем, внимание исследователя привлекают некоторые особенности новгородско-псковской политической культуры.
Политическая культура Российской империи знала и крайний авторитаризм петровской эпохи, и дворянскую либерализацию времен Екатерины И. В ней присутствовали идеи М.М. Сперанского и конституционный проект декабристов, либеральные ценности и традиции русских западников. На нее влияли реформы Александра II, взгляды Б.Н. Чичерина и П.И. Новгородцева, идеология либеральных партий начала XX века. Но наряду с вышеупомянутыми идеями существовал консерватизм славянофилов С.С. Уварова, К.П. Победоносцева, К.Н. Леонтьева и др., поиски русской идеи. Существовали и различные формы радикализма, который сыграл роковую роль в русской истории.
Политическая культура СССР в различные периоды его существования в основном тяготела к автократическим и тоталитарным вариантам, которые определялись неразделенностью гражданского общества и государства, партийным и идеологическим монизмом, манихейством и эсхатологией, утопизмом и тотальным единством масс и вождей, политической апатией и «двоемыслием».
Диалог политических культур во времени не исчерпывается поиском исторических корней. Он открывает возможность оценки прошлого, постижения политического опыта, извлечения уроков и предупреждения ошибок.
В становлении демократической политической культуры современной России позитивную роль может сыграть диалог политических субкультур. Их сопоставление в политической практике и в гражданском образовании позволяет формировать взаимопонимание как
элемент политической культуры, ориентированной на приоритет общенациональных интересов.
Среди разнообразных политических субкультур особое место занимает региональная субкультура. Ее изучение важно не только само по себе, не только как актуализация исторического опыта, но и как инструмент понимания современной специфики региона. И здесь богатый материал для размышлений дает изучение традиционной русской культуры и ее региональных составляющих, в том числе Псковской политической культуры. Известно, что в XVII-XX веках многие народы прошли путь, отделяющий современное индустриальное общество от традиционного. В XX веке специфическая форма ответов российской цивилизации на вызовы западных демократий привела к насильственному характеру неизбежной модернизации. Проводимые в посткоммунистической России реформы также не привели к желаемым результатам. Очевидная несостоятельность «старого» экономикоцентриз-ма не смогла остановить его новую модификацию. На уровне социума воспроизводится противоречие между исторически сложившимися формами жизни и вносимым извне порядком. Это обстоятельство актуализирует проблему региональной политической культуры и местного самоуправления как условия жизнеобеспечения в контексте проводимых реформ.
В традиционном русском обществе субъектами самоуправления были естественно сложившиеся внутренние структуры этноса: разнообразные и разноуровневые общины и объединения, сельские и городски.
Особый интерес представляет опыт средневекового Пскова, который в XII веке в результате изменения статуса взаимоотношений с Новгородом стал самоуправляемым. Политическая система Пскова XIV-XV веков представляла собой сочетание властных структур и об-
щинного самоуправления на всех управленческих уровнях. Высшим органом самоуправления было вече — организованное собрание городской политической элиты, способное к обсуждению важных вопросов и принятию компетентных решений. Ему подчинялись вечевые собрания городских концов, улиц, пригородов.
Общинные самоуправляемые структуры «Господина Пскова» были дуалистичны по своей природе. Они содержали потенциальные возможности саморазвития как в сторону тупика боярской олигархии, так и в направлении предпосылок формирования гражданского общества, что свидетельствует о наличии демократического начала в традиционной русской политической культуре. В ходе формирования единого национального государства обе возможности были утрачены.
Попытка реставрации или введения самоуправленческих начал предпринимались как снизу, в ходе народных восстаний XVII века, так и сверху, в ходе реформаторских усилий А.Л. Ордина-Нащокина, Петра I, Екатерины II, Александра II. Земская и городская реформы 1860-1870-х годов восстановили региональную систему самоуправления в полном объеме. В процессе социалистического эксперимента она была разрушена сверху. Приведенные тезисы дают основания для вывода о том, что востребованность исторических традиций может быть вписана в контекст создания эффективной системы самоуправления и соответствующей трансформации региональной политической культуры.
Нельзя забывать еще об одном важном аспекте общественных преобразований как общенационального, так и регионального масштаба. Речь идет о проблеме становления гражданского общества и его институтов. Общество, как известно, возникло значительно раньше государства, но гражданское общество появляется
вместе с отделением государства от социальных структур и «разгосударствлением» ряда общественных отношений.
Содержание категории «гражданское общество» раскрывается с помощью целого ряда принципов и идей, к числу которых относятся такие, как экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина; легитимность и демократический характер власти; равенство всех перед законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности. Гражданское общество предполагает также наличие правового государства, основанного на принципе разделения властей, политического и идеологического плюрализма, легальной оппозиции. Ему присущи свобода слова и печати, независимость средств массовой информации, невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность. Гражданское общество — это общество социального партнёрства и национального согласия. Оно предполагает эффективную социальную политику, обеспечивающую достойный уровень жизни людей. В гражданском обществе вырабатывается комплекс принципов и ценностей, установок и ориентации, которыми руководствуются все члены общества, независимо от их места и роли. Роль гражданского общества столь велика, что и экономика, и политика являются его функциями. Что же касается экономической и политической свободы, то они могут быть поняты как формы проявления более фундаментальной свободы человека как самоценной личности. Основа гражданского общества — гражданин, полноправный, самодеятельный и цивилизованный индивид. Его наличие есть необходимое условие реализации всего комплекса составляющих гражданского общества.
Исходя из этого, в становлении гражданского общества в России и отражении этого процесса общественным сознанием должны быть поняты и учтены региональные традиции политической культуры, включая многовековую Псковскую политическую культуру как самостоятельную и часть российской политической культуры.
Страницы: 1 2