Песенные и инструментальные традиции
Невеста-сирота могла зазывать умерших родителей на перекрестках дорог — «на сукрёстках». Невеста с двумя подружками проходили по деревне с голошением, а на перекрестке процессия останавливалась, невеста причитала и кланялась в сторону кладбища.32 «Ходили на сухрёстки. У миня атца не была рбднава, и пашлй. Падружки голосили, та-к(ы) ни бнново слова там не помню — как онё голосили, я очень плакала» (Гд., Чернёво 3301-41).
Зазывание родни на свадьбу непосредственно переходило в обряд ПРОЩАНИЯ С МОЛОДОСТЬЮ, ДЕРЕВНЕЙ, «БЕЛЫМ СВЕТОМ», УЛИЦЕЙ, ПОЛЯМИ. В канун свадьбы, вечером невесту, покрытую большим платком, подруги вели под руки по деревне. «За день свадьбы маладу водя[т] па деревни, ана пригалахываит» (Гд., Забредняжье 3307-44). «Эта пйряд свадьбай. Маладу платком накроют балыпйм, две девушки берут под руки и идут, и галбсят. Приходя[т] утрам падружки ёйны, накрывают платком бальшйм — бывала, мода была, што хбланна. Бярут пад ручки и идут па дирёвни. Выходят и начинают галасйть, што: "Палюбуйся ты, наша падружинька, на сваю радймую дерёвен-ку", — как прошшаитца ана, што "ты ббльши ня будишь дёвушкай"» (Гд., Забредняжье 3307-52).
Наиболее развитую форму этот обряд имел в Гдовском и Плюсском районах и сопровождался голошениями невесты и подруг. «Ета ана прашша-итца са сваей мбладастью. Галбсила — прашшаитца с моладастью са сваей. Ходит с "красой" па деревни, и подружки две. Там паклбнятца, паголбсят, идут в этат край и — дамой. Вёчарам. Все девушки, што есть в деревне, все идут и пают. Впереди три этых — невеста с «кросбй» и подружки с бока, а все астальныи идут сзади. Галосят и плачут» (Гд., Озерцы 3306-17).
Подруги водили невесту по деревенской улице, «из края в край», а невеста кланялась «на четыре стороны», вставала на колени и причитала — проща-
лась «с полям».33 В Плюсском районе подруги водили невесту по деревне, идя рядами по пять человек.
«Ой, да мы паднймимся, май галубушки
милый подружки. Ой, да мы пойдёмте по Зтай широкай улачки…
Эта как анй выхадйли из дома вёчарам. Вот и на улицы так апять — прапают и апять снова пают яю, эту песню» (Гд., Озерцы 3306-17).
Во время шествий могли звучать не только хоровые голошения, но и свадебные лесяя. Песня «Ты яе дуй, буен ветер, по широкой улице», исполняющаяся во время движения невесты с подружками вдоль по деревне, связана с образным строем причети:
«Ты не дуй, буен ветер, па широкай улицы, Ты не взгай галовушку нашей мйлай сестрицы. Наша мила сестрица ана Богу молитца, Ана Богу мблитца, ана низка кланитца. Да пришли мне, Гбспади, жениха харошева. Жениха харошева да свёкра багатава, и свекрову ласкаву»
(Гд., Юшкино 3300-10).
ОБРЯДЫ КАНУНА СВАДЕБНОГО ДНЯ
?ф- Обрядовая баня
Накануне свадебного дня, вечером, подруги водили невесту в баню. «Утром свадьба, а севодни ве-чером-от- в байню. Из байни приходя[т] и в байню — тбжа песни поют» (Гд., Чернёво 3301-38). Особый статус невесты подчеркивался тем, что она мылась в бане последней (Стр., Могутово 3141-24).
Обычай водить невесту в баню, шествие, сопровождающееся голошениями, в сознании современных носителей традиции связано с поколением отцов и матерей. «Это пёряд свадьбай баня была. Уже до нас. Рассказывали наши мамы, што: "Ведёте-та Маньку в байню али нет?" А байня-та, канёшна, стопляна. Сестра да сасёдка, падруга ёйна, под руки ведут в байню где-нибудь скрозь деревню. Бай-ня, другой раз, на самом краю. <…> [Пока шли], голосили. Нам мама рассказывала» (Гд., Юшкино 3106-28).
Баенный обряд представлял собой развернутое во времени ритуальное действо. Перед тем, как отправиться в баню, невеста ПРОСИЛА РАЗРЕШЕНИЯ у родителей:
«О, да разряшй-тка мне, да мой ты радйтелек,
роднинькай батюшка. Как сходить мне, бедной гарюшицы,
в вашу в знойнаю, парнаю баенку. Ой, да как смою я, бедная сиротушка,
со сваёва рятйвова сердёчинька
гбрюшка вялйкая. Как я скора пайдУ на чужую сторонушку
и в чужую семеюшку.
Как меня встрётя[т] неродненькая матушка, Как привёл меня неродненькай батюшка.
Так разряшй схадйть, мой радйтель батюшка, в тваю знбйнаю, парнаю баенку.
И вот выхадйли и провожали маладу. Эта как в байню мне схадйть в паслённий раз. Падружки дер-жут, ана кланиитца, а падружки голбсють. А девушки дак помагали, штббы был хор лучши. О-ой! Красива была» (Гд., Безьва 3116-70).
Отправляясь в баню, брали с собой украшенный «баенный» веник. Во время шествия по деревне девушки голосили.
Следующий этап развертывания обряда связан с ритуальными действиями в бане. «Стопят байню, посадют на ведро яё и в байне заставляют её приго-лашивать» (Пл., Марьинско 4149-12). В Струго-Красненском и Плюсском районах было принято чесать невесте голову (Пл., Староверский Луг 4164-04).
Невеста мылась с матерью, ближней подругой или теткой. Остальные девушки, женщины стояли у бани или в предбаннике и «опевали» невесту — пели свадебные песни и припевки, приплясывали по кругу. Обращает на себя внимание яркий контраст возникающих в одновременности эмоциональных состояний — горя и печали невесты, с одной стороны, и веселья сопровождающих ее девушек и молодых женщин — с другой. «Девушки песни пели окала байни, плясали да пели, а невеста мылась. <…> Патом надевают и вяду^г абратна, ана [невеста] голосит, а тут песни поют» (Гд., Юшкино 3106-28).
Среди свадебных песен, исполняющихся в этой обрядовой ситуации, упоминаются: «Растопляйся, парна баенка», «У нас умная Тонюшка», «Наша Ирушка садом шла». Зачин первого из данных сюжетов непосредственно связан с происходящим обрядовым действием:
«Растапляйся, парна баенка,
Вамывайся, бела барынька,
Бела барынька и Танюшка,
Бела барынька Константинов(ы)на.
Она шила узор зблатам,
Ни дашйла узор, бросила
И сама слезно заплакала:
— Уж ты, батюшка-радйтиль мой,
Как нельзя ль думы атд^мати,
Штббы мяня замуж ня выдати,
Да за такбва за багатава,
Да за сыночка адинокава,
Да што Петра Ляксёевича»
(Гд., Желча 3134-12).
Процесс ритуального омовения невесты в бане был связан с большим количеством различных правил и ЗАПРЕТОВ, определяющих судьбу невесты в предстоящем замужестве. Например, чтобы не накликать беду на будущую семейную жизнь, запрещалось топить баню сироте, а также «полешки толкать» — шевелить горящие поленья во время топки (Пл., Крошнево 4151-08).
ВЫХОД ИЗ БАНИ сопровождался голошениями невесты и подруг. Девушки просили прощения у
невесты за «смывание волюшки». Они приголаши-вали: «Милая подруженька, не обижайся, что мы тебя плохо помыли, худо снарядили» (Стр., Ждани 3114-32). В Плюсском районе в этой обрядовой ситуации последний раз пели «Волю». В ответ на причитания подруг невеста кланялась, произнося им слова благодарности, голосила (Гд., Подсосонье 3297-15; Пл., Кошелевицы 4135-15):
«Ой, спасибо, красны девушки, Што намыли меня, гарятйнушку,
горе-гбрьку сиратйнушку»
(Пл., Заплюсье 4154-23).
Важной вехой в развертывании «баенного» обряда было ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ, получившее наиболее детальную разработку в Плюсском районе. Невеста долго причитала у ворот, прося родителей впустить ее в дом, или это делали подруги невесты:
«Не марбзь-кася, не марбзь-кася,
рбднай батюшка, А намарбжусь я, намарбжусь я
ва чужих людях…»
(Пл., Запесенье 4162-02).
Так же как и в обряде зазывания родни на свадьбу, отец не торопился открывать дверь и «морозил» дочку.34 После того как откроют сени, невеста благодарила родителей за то, что они разрешили ей помыться в последний раз в отчем доме: «А вот спасиба-та тебе на парной-то баенке и на шелковом-то веничке» (Пл., Вяжище 4139-02). «Помо-итца. Мы сходим к байни, и ана придё[т] и благада-рйт атца и мать:
Спасйба, мой родненький батюшка, Што разрешил мне сходить в парную баенку…»
(Гд., Безьва 3116-69).
Выходившая навстречу невесте мать причитала в ответ — возникал двойной причет невесты и матери. Возвращение невесты в дом также сопровождалось голошением: «Не ломитеся, сени новый, а пере-кладинки всё дубовый…» (Пл., Запесенье 4162-03).
Если невеста была сиротой, то, придя из бани, она зазывала умерших родителей на свадьбу. «Она [невеста] в байню сойдё[т], вымыитца. А потом собрались [девушки]. Ана взяла "красу", и ходе, и голосе:
Разайдйтися, расшанйтись, май добрые люди. Дайти мне пригласить сваю рбдненьку, сваю рбдненькаю матушку, своёво рбдненькава батюшку на сваю гбрькаю свадебку.
Мы тут, значит, стоим, плачим. Ана с "красой" идёт мимо нас и голосе» (Гд., Подсосонье 3297-25). В Струго-Красненском районе после бани следовало небольшое застолье, во время которого невеста снова голосила, благодарила подруг. Достаточно устойчивы сведения о том, что в канун сва-
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44