Песенные и инструментальные традиции
Хороводные и плясовые песни занимают важное место в системе праздничного и повседневного быта псковских деревень. Об обрядовых хороводах уже шла речь выше. Среди обширного круга вечё-рочных хороводов есть хороводы «в рядах», орнаментальные, «наборные», игровые. В этот же круг молодежных забав входят и плясовые песни. Здесь господствуют шуточные сюжеты. В ряду музыкальных средств выразительности определяющей становится лапидарная ритмика, непосредственно связанная с хореографическим движением или пляской. Многие плясовые песни включаются также в комплекс свадебного обряда.
Напевов и поэтических текстов свадебных песен на данной территории записано множество -«пели в свадьбу страшно много, тольки думай…» (Печ., Любятово 1171-45). В пяти районах Псково-Печорского Обозерья и Великоречья записано более 200 сюжетов свадебных песен, припевок и плясовых песен, исполняемых на свадьбе. Богатством и сохранностью традиций выделяются Печорский и Палкинский районы. О пении на свадьбе говорят: «Гулйт всё на свете!» (Палк., Дворянкино 2941-52). Свадебные песни могли петь, как говорят исполнители, даже «зарань», опевая пары, которые гуляют друг с другом — пели летом, возвращаясь с работы или из леса, зимой на молодежных вечёрках.
Отмеченные выше локальные традиции при всем своеобразии имеют много сходных черт (в большей степени это относится именно к фольклору свадебного обряда). Их связывает принципиально единый репертуар во всех районах (Псковском, Печорском, Палкинском, Пыталовском и Островском), единые принципы организации стиха (преобладают обрядовые песни с тонической системой стихосложения — тонические семисложники).
География распространения основных обрядовых напевов выглядит следующим образом:
Варианты напева № 1 — Псковский район: Тере-бищенская волость.
Варианты напева № 2 — Печорский район: Кулей-ская волость, Эстонское пограничье (д. Любница).
Варианты напева № 3 — Пыталовский район: Гавровская, Жоговская, Тулинская волости.
Варианты напева № 4 — Печорский район: Ку-лейская, Круппская, Новоизборская, Печорская волости, Эстонское пограничье (д. Любница).
Варианты напевов №№ 5-6 — Печорский район: Изборская (д. Вастцы), Круппская, Новоизборская, Печорская, Паниковская, Кулейская, Лавровская (д. Ладейники, Юшково) волости; Палкинский район: Черская волость.
Варианты напева № 7 — Псковский район: Се-рёдкинская, Гверздонская, Верхолинская волости.
Варианты напева № 8 — Палкинский район: Васильевская, Палкинская волости, также Новоуси-товская волость (д. Симоняты, Кононове9); Печорский район: Лавровская волость (д. Руммали); Из-борская волость (кроме д. Вастцы) — различные варианты напева (с «подводкой» и без нее, по композиции — четырехстрочная и трехстрочная (типа «а-б-а») версии напева.
Варианты напева № 9 — Пыталовский район: Вышгородская, Дубновская, Жоговская, Пыталов-ская волости.
Варианты напева № 10 — Печорский район: Лавровская волость.
Варианты напева № 11 — Островский район.10
Варианты напевов №№ 12, 13 — Палкинский район: Качановская, Новоуситовская, Родовская волости; Пыталовский район: Линовская волость.
Большое место среди песен свадебного обряда занимают также тонические девятисложники, широко распространенные в Псковском, Печорском, Палкинском районах (напевы №№ 14-18).
Распространение напевов с силлабической организацией стиха таково:
Варианты напева № 19 — Псковский район.
Варианты напева № 20 — Печорский район: Ку-лейская и Круппская волости.
Варианты напева № 21 — Печорский район: Печорская, Паниковская, Изборская, Лавровская волости (в Новоизборской волости и на Эстонском по-граничье силлабические напевы не зафиксированы).
Варианты напева № 22 — Палкинский район: Васильевская и Палкинская волости (в других волостях Палкинского района нет записей силлабических напевов).
В Островском и Пыталовском районах напевы с силлабической системой стихосложения не зафиксированы.11
Замечательным своеобразием хоровых распевов отличаются локальные традиции Палкинского (Качановская, Новоуситовская, Родовская волости), Пыталовского, Островского районов, а также части Печорского района (Лавровская волость). В этих традициях для исполнения опевальных песен (как и для полевых припевок, о чем говорилось выше) характерен прием «голосовой подводки». Исполнители об этой музыкальной форме говорят так:
«Адна заводчица начинает, а тагда все асталь-ньш падхватывают, тянут без слов, а патом втарой раз павтаряют» (Печ., Косыгине 1393-20). «Адна заводя, патбм вси падтягывают, каторыи умеют» (Пыт., Поярково 1613-10). Одна выговаривает, «а там падхватывают: "О-о-о!"» (Пыт., Богородицкие 1655-13).
В д. Изъядиново (Остр.) пели «в один тон», голоса не расходились. Кто не мог петь в унисон, того в хор не брали.
«Оканье» называют «подгайкиваньем» (Остр., Трушки 1625-01).
Зафиксированная в единичных записях И. Д. Фридриха,12 Э. Малер,13 Н. Л. Котиковой,14 эта форма обрядовой вокализации оставалась вне внимания исследователей, поскольку не имела статистического подтверждения. В настоящее время в Фольклор-но-этнографическом центре содержится обширнейший материал, позволяющий увидеть многообразие данных распевов — от краткой «подводки» в одном из голосов хоровой партитуры (см. «Образцы напевов и текстов свадебных обрядовых песен и припевок», №№ 8, 22) до развернутых, четко структурированных разделов песенной формы, когда вся вербальная информация содержится в сольном запеве, исполняемом «корифеем», хоровой же распев представляет собой чисто музыкальное построение (многоголосное или унисонное), несет основную эмоционально-смысловую нагрузку (свадебные напевы №№ 9-13, а также припевки на «полевой голос» №№12, 13).
«Голосовая подводка» встречается в Гдовском районе — в хоровых причитаниях и в хороводно-плясовых песнях, которые исполняются на свадьбе. Явление это зафиксировано также в Опочецком районе, имеет распространение в ловатских традициях, где сольное причитание невесты сочетается с распевом без слов на гласную «и» в хоровом голошении боярок (см. соответствующие разделы в Частях I, III, V). Совершенно очевидно, что генезис этого явления лежит в интонационной сфере, объединяющей возгласно-кличевую и плачевую формы интонирования.
Интереснейшей особенностью большого числа свадебных песен (напевы №№ 4-7, а также №№ 19, 20) в Печорском и Псковском районах является трехзвенная композиция песенной строфы — типа «а-б-а». Третье звено может быть идентичным начальному сегменту, но может быть как сокращенным (например, № 19), так и расширенным (№ 5).15 В применении к данному жанру и в таком разнообразии, которое можно наблюдать в конкретных вариантах типовых напевов, данная композиция представляет собой уникальное явление. Вместе с тем, как нам представляется, эта форма находится в русле идеи «троичности» композиционных принципов, распространенных на обширной территории, хранящей следы кривичской культуры.16
Свадебные припевки представлены большим числом вариантов напевов и поэтических текстов.
В Псковском районе, по сравнению с Печорским и Палкинским, значительно меньше сюжетов опевальных песен, припевки же записаны в большом количестве, причем они выступают нередко и в функции опевальных («скучальных», «скучатель-ных») песен.
В Пыталовском и Островском районах память о песнях свадебного обряда, как уже было сказано, находится в угасающем состоянии, однако как основные моменты обряда, так и сохранившиеся в единичных образцах песни (их поэтические сюжеты и напевы), свидетельствуют о принципиальном единстве данных локальных традиций с традициями Печорского, Псковского, Палкинского районов.
О свадебных причитаниях (имеются в виду сольные причитания) и их сходстве с похоронными причитаниями можно судить по высказыванию исполнительницы: «Голос один — что по покойнику и что на свадьбе. Кто радуется на свадьбе, а кто и по-плаче» (Печ., Красная Гора РФ 1387).
Хоровые причитания — одна из важных, интереснейших сторон местных песенных традиций. Записаны они в Псковском, Печорском и Островском районах. Это единичные образцы некогда яркой традиции. О функции хоровых причитаний в свадебном обряде уже говорилось. О принадлежности к единой традиции свидетельствуют: стабильность песенной формы, трехакцентный стих, мелодическое сходство образцов, записанных в разных районах — ср., например, образцы напевов свадебных причитаний из д. Городище Печорского района (№ 5) и из д. Изъядиново Островского района (№ 7).
Необходимо уточнить значение употребляемых народными исполнителями терминов «скучать» и «опевать». Термин «опевать» известен повсеместно на данной территории, термин «скучать» распространен во всех районах Обозерья и Великоречья, не зафиксирован он только в Печорском районе.
«Скучают» (невеста, девушки) в тех ситуациях довенечного периода свадебного обряда, когда невеста прощается со своей стороной, родительским домом, волей, «красотой».
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44