Песенные и инструментальные традиции
Периферийное положение занимает Черская волость.
Очень много сюжетов свадебных песен и припевок зафиксировано в Васильевской и Палкинской волостях (до 70 в каждой).
Необходимо особо отметить прекрасные певческие ансамбли деревень Голубово, Горбунова Гора, Горушка, Жилино, Жуково, Зубовщина, Луг, Подсев, Стуколово, Трумалёво, Щепец, Яхново.
Песенные традиции ПЫТАЛОВСКОГО и ОСТРОВСКОГО районов оказались в значительной мере утраченными, и мы наблюдаем лишь следы некогда богатых культурных традиций:
— волости Пыталовского района (кроме отмеченной уже Линовской) составляют отдельную группу;
— волости Островского района являются периферийной зоной (с точки зрения бытования песенных форм); с другой стороны, на этой территории развита инструментальная традиция, что связывает ее с Опочецким, Пушкино-Горским, Красногород-ским районами.
Из певческих ансамблей отметим замечательные коллективы деревень Максимково и Плещеево
Пыталовского района (Линовская волость), из отдельных исполнителей — певицу и рассказчицу Евдокию Алексеевну Алексееву, 1900 г. р. (Остр., Изъядиново). Вместе с тем, как уже было сказано, этнографические сведения и здесь записаны в хорошей сохранности. Ценные записи выполнены от музыкантов-инструменталистов, жителей Островского и Пыталовского районов.
Особую важность представляет традиция гусельной игры.5 Среди гусляров, игра которых была записана экспедициями СПбГК в 1980-1990-х гг., следует назвать наиболее ярких исполнителей — это Алексей Ильич Ильин, 1903 г. р. (Остр., Пузыри), Иван Антонович Антонов, 1907 г. р. (Остр., Блан-ты), Василий Никитич Тепляков, 1914 г. р. (Остр., Апанькино), Мария Ивановна Вишнёва, 1912 г. р. (Пыт., Дубново), Лука Иванович Воскресенский, 1903 г. р. (Пыт., Паньково), Иван Андреевич Воробьёв, 1912 г. р. (Пыт., Ломаши).
Знакомство с материалами И. Д. Фридриха,6 работавшего в 1926-1941 гг.7 на территории современного Пыталовского и части Палкинского районов (в то время — территория Латвии), наглядно показывает, насколько разрушительным процессам подверглись традиции русского населения этих земель за последние восемьдесят лет. Немаловажную роль в судьбе народных традиций сыграли следующие обстоятельства: наличие большого состава старообрядческого населения, строго придерживающегося канонов веры; миграция населения в города, вызванная политическими причинами; социально-экономические условия — жизнь на хуторах. Результатом стало забвение и исчезновение из практики многих форм фольклора. Выше отмечалось обилие сюжетов свадебных песен в Печорском районе, Васильевской и Палкинской волостях Палкинского района. Для сравнения — в волостях Островского и Пыталовского районов количество сюжетов свадебных песен и припевок составляет в среднем: по Островскому району — 5 образцов (от 1 до 14 — в 6 волостях), по Пыталовскому району — 6-7 образцов (от 1 до 14 — в 9 волостях).
Динамика угасания традиций четко прослеживается при сопоставлении экспедиционных материалов 1980-х гг. с записями И. Д. Фридриха. В местах, где Фридрих записывал развернутые и многочисленные тексты песен, хоровых и сольных причитаний, в 1980-х гг. удалось зафиксировать лишь редкие образцы песенного фольклора, что же касается причети — только фрагменты (первые строки нескольких текстов).
Музыкально-поэтические формы, включенные в комплекс календарных обрядов и обычаев на территории Псково-Печорского Обозерья и нижнего и среднего Великоречья, можно охарактеризовать как весьма специфические.
Важной особенностью музыкального фольклора этих мест является бытование «виноградин» — поздравительных песен с припевом «Виноградье красно-зелёное». Для «виноградий» характерны стабильность напева (на всей территории) и наличие единого поэтического текста с сюжетным мотивом «Терем хозяина» («Богатый двор»). Зона распространения «виноградий» имеет форму протяженной «полосы» по течению реки Великой (от Красногородска до Пе-чор и Пскова и далее по восточному берегу Псковского озера). Наличие «виноградий» — ключевой признак музыкальной культуры земель, находящихся на западной границе Псковской области. В других местах области (за исключением Порховского района) эта музыкально-поэтическая форма не встречается. Наибольшее количество записей «виноградий» выполнено в Печорском и Палкинском районах. Формы без припевов (краткие колядки) также записаны, но в небольшом количестве. Поэтический текст колядок чаще всего ограничивается начальной формулой «Пришла Коляда…», обращением к хозяину дома "с просьбой одарить колядовщиков и традиционными угрозами («Не дашь пирога — то корову за рога» и т. п.). Музыкальный текст колядок представляет собой повторение краткой попевки, большей частью в пределах малой терции.
Из фольклорных форм Масленицы, кроме припевок-возгласов («Прошла наша Масленица…»), исполняемых у костра и во время катаний, в Печорском районе бытует обрядовая песня «Дорогая наша Масленица». В этом же районе (более всего в Кулейской и Круппской волостях) вместо обрядовых исполняются лирические песни «Не одна во поле дорожка», «Зеленися, мой зелёный сад», «Повыйдемте, белые лебёдушки», «Молодость моя молодецкая» и др.
Лирические песни и обрядовые хороводы включены в обычаи пасхальной недели. Лирические и балладные песни раннего исторического пласта («дёвья» лирика и обрядовые весенние хороводы) составляют выдающуюся по своей художественной ценности часть фольклорного наследия Печорского Обозерья. Большинство записей выполнено в деревнях Печорского района — в Круппской и Кулейской волостях, на островах Псковского озера. Отдельные образцы записаны также в Печорской, Лавровской, Новоизборской волостях, на восточном берегу озера (Псковский район).
Наблюдения над особенностями стилистики данного круга песен и этнографического контекста традиции заставляют обратить внимание на многие факты, свидетельствующие о тесной связи лирических и хороводных песен с художественной системой фольклорных жанров, относящихся к календарной обрядности. Их значение характеризуется не только целым рядом особых обстоятельств, (вре-
мя и место звучания песен, состав участников, манера исполнения), но и собственным образно-смысловым, функциональным содержанием. Лирические и балладные песни имеют строгую приуроченность к определенному периоду календарного цикла — весенним праздникам, а именно к масленичной и пасхальной неделям, их пели вне дома — на улице, на возвышенных местах (на горках, на сугробах), они звучали у масленичного костра. Пели их обязательно «артелью», причем только женской, пение сопровождалось движением (шествия по улице на масленой и пасхальной неделях) или «стоянием» на горках, где-нибудь в центре деревни, у масленичного костра. Для исполнения типичны насыщенный тембр звучания, яркая, динамичная подача звука.
В ряду особенностей стиля отметим большую роль малообъемных звукорядов (так называемые «квартовые» песни), трихордовые попевочные образования, интонационное родство с плачевой культурой, осознаваемое самими исполнителями. Так, о песне «Отдавала меня матушка» в д. Лисье (Печ. район) отозвались следующим образом: «Петь — почти что голосить». Образно-поэтический ряд также восходит к сфере «жалей», содержит мотивы «утраченной воли», «потерянной девичьей красы», «разлуки», «заросшей невозвратной дорожки», «девушки-птицы», «жалоб о несчастной женской доле» — то есть те мотивы, которые теснейшим образом связаны с образной сферой причитаний, что, в свою очередь, свидетельствует о роли культа предков в формах фольклора, приуроченных к календарным праздникам.
Особого внимания заслуживают припевки на «полевой голос» (припевание пары), исполняемые во время навозных толок и других полевых работ, а также на молодежных вечёрках. Это яркая специфическая традиция, центром которой является Пал-кинский район. Наиболее архаический характер имеют эти музыкальные формы в Качановской, Но-воуситовской, Родовской волостях Палкинского района, Линовской волости Пыталовского района. Есть напевы, характерные только для полевых опе-ваний (см. «Образцы календарно-обрядовых песен и припевок», № 12 ), но есть и напевы, идентичные свадебным опевальным («скучным») песням,8 что подчеркивает их обрядовый смысл, связанный с культом плодородия. В Палкинской и Васильевской волостях такого рода припевания пары (на толоках, вечёрках, на свадьбе) звучат на обычный в этих местах свадебный напев (см. «Образцы напевов и тек-тов свадебных обрядовых песен и припевок», № 8).
Другие календарные обычаи и обряды на этой территории не имеют специальных музыкально-поэтических форм.
Во время гуляний, ярмарок, престольных праздников всегда звучала инструментальная музыка — и
более всего, гармонная игра, которая сопровождала пляски, пение частушек, а также «ломанье», драки.
Тату салон либерти в москве студия татуировки и пирсинга салон тату пирсинг.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44