Поиск по сайту

Песенные и инструментальные традиции

— Невеста с подругами зазывает крестных и родню на свадьбу (основные сведения записаны в Печорском, Псковском районах). Подружки водят ее под руки. Звучат «скучные» песни, хоровые при­читания. Жених также приглашает на свадьбу свою родню. Есть сведения о том, что жених и невеста вместе обходили родных (Печ., Остр.).
—  Невеста-сирота посещает кладбище (обычно накануне, но могла заезжать на кладбище непо­средственно перед венчанием или сразу от венца).
—  Происходит обмен подарками: жених привозит гостинцы, мыло; невеста дарит ему рубаху, полотенце.
—  Вечером — обрядовая баня (и у невесты, и у жениха).
—  После бани у невесты собирается вечеринка (жених тоже приезжает).
—  Родные невесты привозят в дом жениха неве­стино «добро» (постель, занавесы и т. п.).
—  В последний вечер невеста-сирота выходит на крыльцо и причитает.
Утром в свадебный день главным действием яв­ляется обряд расчесывания волос и наделения. И жениха, и невесту при этом сажают на переверну­тую хлебную квашню или весовую мерку для зерна (особо отметим наличие этих атрибутов продуци­рующей магии в данном обряде). Родные подходят по очереди, проводят гребнем по волосам. В доме невесты в это время звучат хоровые и сольные при­читания, опевальные песни.
В традициях Обозерья и Великоречья важное место занимает обрядовое катание невесты с «кра­сой» перед встречей с женихом (различные вариан­ты этих катаний приводятся в описании). Можно предположить, что в обряде катания и особенно в том его варианте, когда жених «перенимает», «ло­вит» невесту, сохранились отголоски древних куль­тов, связанных с умыканием невест.
В Палкинском, Пыталовском, Островском, Пе­чорском районах при поездке к венцу распростра­нен обычай встречаться в условленном месте по до­роге к церкви. Но и в этих районах, особенно в Псковском, был также другой обычай: невеста ожи­дала приезда жениха в своем доме. В таком случае следовала целая серия «выкупов», которые должны были произвести дружка и жених (плата за то, что­бы пустили в дом; выкуп места, подушек, невести­ной косы).
Перед отъездом невесты из родительского до­ма происходит обряд «прощания с красотой» (если жених приехал за невестой — выкуп «красоты» же­нихом).
Кульминационным моментом всего довенечно-го круга обрядов является благословение — жениха и невесту благословляют раздельно, каждого в сво­ем доме. Если жених заезжает за невестой, тогда пе­ред отъездом под венец их благословляют вместе.
В Псковском районе момент отъезда невесты сопровождался совместными голошениями невесты и матери (причитают, обнявшись через стол, на­крытые одним платком). В Палкинском районе по­дружки выводили невесту на улицу «кланяться».
Различные варианты проведения свадебных за­столий характеризуются такими понятиями, как
«свадьба на один стол» (у жениха) и «большая свадьба — свадьба на два стола» (у жениха и у неве­сты). Строгого регламента проведения обряда по тому или иному варианту народные исполнители не констатируют, объясняя это, в основном, житей­скими обстоятельствами («кто как хочет», «у кого какой достаток»). После венца могли ехать к жени­ху (наиболее распространенный вариант), но был и другой обычай — сначала проводить послевенечное застолье у невесты, а потом ехать к жениху (основ­ные сведения из Пыталовского и Островского районов).
Из обрядовых действий, связанных с приездом молодых от венца, отметим загораживание дороги с требованием выкупа, проезд свадебного поезда через специально сделанные «ворота» (соединен­ные верхушками деревья), поднимание «на ура» мо­лодых и всех поезжан. К этим действиям следует до­бавить также общераспространенный в России обычай встречи молодых с хлебом-солью (свекровь выходит встречать в шубе — это символ богатства, плодородия), обычай вести молодых в дом через двор и «обсевание» молодых.
Выделяется обрядовое действие «крыть кашу ситцем» — в конце свадебного застолья свекровь приносит кашу, мать невесты должна покрыть ка­шу и стол ситцем, затем этой материей «окручива­ют» свекровь.
Обряды второго дня традиционны — это испы­тания молодой (есть понятие — «роги сбивать») и одаривание новой родни. Молодая метет пол, идет за водой, печет хлеб. Здесь очень важна роль спе­циально приготовленных поясов, которыми она откупается.
Родня невесты ходит по деревне, хвастаясь неве­стиными подарками. Есть также сведения об обы­чае ряженья на второй день.
Через неделю молодые отправлялись на «отво-дины», и на этом свадебный обряд завершался.
Существовал также обычай свадьбы «вкрадки» — т. е. украдкой, без согласия родителей. Через не­которое время молодые приезжали просить проще­ния, делали «поклонные» столы. Отметим понятие «местная свадебка» — в случае, если невеста «укра-лась», могли играть свадьбу, но скромно, зато по­лагалось дать большое приданое.
ПОХОРОННЫЙ И ПОМИНАЛЬНЫЕ ОБРЯ­ДЫ находятся в русле общерусских традиций.
?«? Характеристика местных фольклорных традиций
Особое место в данном регионе занимает ПЕ­ЧОРСКИЙ район. Народная культура этого края уникальна в художественном отношении, отличает­ся богатейшим разнообразием песенного репертуа­ра — это свадебные обрядовые песни, сольные и хо-
ровые причитания, припевки; приуроченная к ве­сенним праздникам (Масленица, Пасха) «дёвья» ли­рика и обрядовые хороводы с балладными сюжета­ми; образцы исторических песен; «молодецкие» ли­рические песни; колядки и «виноградья». Характер­ной чертой является множественность проявлений песенных форм свадебного обряда, что выражается в вариантности типовых напевов (интонационно-ладовой, метроритмической, композиционной). При явном единстве песенных традиций, в Печор­ском районе можно выделить яркие узко-локаль­ные традиции:
—  собственно Печорское Обозерье — западный берег Псковского озера с прилегающими острова­ми (богатейшие в художественном отношении Ку-лейская, Круппская волости), а также Печорская, Новоизборская и Паниковская волости;
—  Изборская волость (и соседние с ней Палкин-ская и Васильевская волости Палкинского района);
—  Лавровская волость (ряд принципиально об­щих черт связывает эту традицию с соседними во­лостями Палкинского и Пыталовского районов).
Небезынтересно отметить некоторые количест­венные показатели, свидетельствующие о богатстве местных песенных традиций: так, в Кулейской во­лости зафиксировано около 80 сюжетов свадебных песен и припевок, в Круппской волости — более 80.
В Печорском районе сделаны записи от выдаю­щихся певческих коллективов в деревнях Аполихи-но, Бодогово, Вастцы, Вишняково, Горбатицы, Го­родище, Емельянове Зехново, Зимний Борок, Кир-шино, Кулиско, Кулье, Ладейники, Лесицко, Лисье, Малы, Медли, Моложва, Новожилы, Папушево; от гусляра Василия Яковлевича Тютяжова, 1911 г. р. (д. Малы), и знатока местных традиций Евдокии Алек­сандровны Уголковой, 1894 г. р. (д. Красная Гора).
Сопоставление результатов экспедиционных исследований, проведенных в Печорском Обозерье в разные годы Э. Малер2 (вторая половина 1930-х гг.) и Н. Л. Котиковой3 (1940-е — 1950-е гг.), с фон­дами, собранными в результате фронтальной и многоэтапной работы Петербургской (Ленинград­ской) консерватории и Фольклорно-этнографиче-ского центра (1980-е — 1990-е гг.), дает основание для ряда наблюдений над состоянием песенных тра­диций, их сохранностью, устойчивостью художест­венных форм.
Несмотря на очень сложные исторические усло­вия (войны, отток и миграция населения, вхожде­ние печорских земель в состав Эстонии в 1920 -1930-е гг.), народная культура этих мест не претер­пела существенных изменений. Это становится оче­видным при сравнении поэтических текстов и напе­вов свадебных, лирических, хороводных песен, опубликованных вышеназванными собирателями, с материалами данного издания. Особый интерес
представляет сравнение музыкальных форм, отно­сящихся к раннему историко-стилевому пласту — та­ких, как «приуроченные» лирические и балладные песни, весенние обрядовые хороводы, хоровые при­читания. Это сравнение позволяет сделать вывод о чрезвычайной устойчивости традиций.4
Для традиций ПСКОВСКОГО района харак­терно преобладание песен свадебных, хороводных, встречаются редкие образцы лирических песен ран­него историко-стилевого пласта, развита инстру­ментальная традиция (гармонь, балалайка). В дан­ном районе можно выделить два центра распрост­ранения народных традиций:
—  Серёдкинская, Верхолинская, Гверздонская волости;
—  Теребищенская волость.
Отметим замечательные певческие коллективы деревень Балсово, Дуб-Бор, Заходы, Красная Гор­ка, Мтеж, Теребище (Теребищенской волости), рас­сказчицу и исполнительницу песен Клавдию Оси­повну Осипову, 1911 г. р. из д. Котятино.
Богат песенными традициями ПАЛКИНСКИЙ район. В основном это касается комплекса свадеб-но-обрядовых песен, обилия хороводных и плясо­вых песен, а также «виноградий» и полевых припе­вок. В этом районе также есть разделение на ло­кальные традиции:
—  Палкинская и Васильевская волости (с Из-борской волостью Печорского района);
—  Качановская,  Новоуситовская,  Родовская волости (с Линовской волостью Пыталовского района).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Северный регион.
  • Районирование и климат
  • Интересное