Песенные и инструментальные традиции
— Невеста с подругами зазывает крестных и родню на свадьбу (основные сведения записаны в Печорском, Псковском районах). Подружки водят ее под руки. Звучат «скучные» песни, хоровые причитания. Жених также приглашает на свадьбу свою родню. Есть сведения о том, что жених и невеста вместе обходили родных (Печ., Остр.).
— Невеста-сирота посещает кладбище (обычно накануне, но могла заезжать на кладбище непосредственно перед венчанием или сразу от венца).
— Происходит обмен подарками: жених привозит гостинцы, мыло; невеста дарит ему рубаху, полотенце.
— Вечером — обрядовая баня (и у невесты, и у жениха).
— После бани у невесты собирается вечеринка (жених тоже приезжает).
— Родные невесты привозят в дом жениха невестино «добро» (постель, занавесы и т. п.).
— В последний вечер невеста-сирота выходит на крыльцо и причитает.
Утром в свадебный день главным действием является обряд расчесывания волос и наделения. И жениха, и невесту при этом сажают на перевернутую хлебную квашню или весовую мерку для зерна (особо отметим наличие этих атрибутов продуцирующей магии в данном обряде). Родные подходят по очереди, проводят гребнем по волосам. В доме невесты в это время звучат хоровые и сольные причитания, опевальные песни.
В традициях Обозерья и Великоречья важное место занимает обрядовое катание невесты с «красой» перед встречей с женихом (различные варианты этих катаний приводятся в описании). Можно предположить, что в обряде катания и особенно в том его варианте, когда жених «перенимает», «ловит» невесту, сохранились отголоски древних культов, связанных с умыканием невест.
В Палкинском, Пыталовском, Островском, Печорском районах при поездке к венцу распространен обычай встречаться в условленном месте по дороге к церкви. Но и в этих районах, особенно в Псковском, был также другой обычай: невеста ожидала приезда жениха в своем доме. В таком случае следовала целая серия «выкупов», которые должны были произвести дружка и жених (плата за то, чтобы пустили в дом; выкуп места, подушек, невестиной косы).
Перед отъездом невесты из родительского дома происходит обряд «прощания с красотой» (если жених приехал за невестой — выкуп «красоты» женихом).
Кульминационным моментом всего довенечно-го круга обрядов является благословение — жениха и невесту благословляют раздельно, каждого в своем доме. Если жених заезжает за невестой, тогда перед отъездом под венец их благословляют вместе.
В Псковском районе момент отъезда невесты сопровождался совместными голошениями невесты и матери (причитают, обнявшись через стол, накрытые одним платком). В Палкинском районе подружки выводили невесту на улицу «кланяться».
Различные варианты проведения свадебных застолий характеризуются такими понятиями, как
«свадьба на один стол» (у жениха) и «большая свадьба — свадьба на два стола» (у жениха и у невесты). Строгого регламента проведения обряда по тому или иному варианту народные исполнители не констатируют, объясняя это, в основном, житейскими обстоятельствами («кто как хочет», «у кого какой достаток»). После венца могли ехать к жениху (наиболее распространенный вариант), но был и другой обычай — сначала проводить послевенечное застолье у невесты, а потом ехать к жениху (основные сведения из Пыталовского и Островского районов).
Из обрядовых действий, связанных с приездом молодых от венца, отметим загораживание дороги с требованием выкупа, проезд свадебного поезда через специально сделанные «ворота» (соединенные верхушками деревья), поднимание «на ура» молодых и всех поезжан. К этим действиям следует добавить также общераспространенный в России обычай встречи молодых с хлебом-солью (свекровь выходит встречать в шубе — это символ богатства, плодородия), обычай вести молодых в дом через двор и «обсевание» молодых.
Выделяется обрядовое действие «крыть кашу ситцем» — в конце свадебного застолья свекровь приносит кашу, мать невесты должна покрыть кашу и стол ситцем, затем этой материей «окручивают» свекровь.
Обряды второго дня традиционны — это испытания молодой (есть понятие — «роги сбивать») и одаривание новой родни. Молодая метет пол, идет за водой, печет хлеб. Здесь очень важна роль специально приготовленных поясов, которыми она откупается.
Родня невесты ходит по деревне, хвастаясь невестиными подарками. Есть также сведения об обычае ряженья на второй день.
Через неделю молодые отправлялись на «отво-дины», и на этом свадебный обряд завершался.
Существовал также обычай свадьбы «вкрадки» — т. е. украдкой, без согласия родителей. Через некоторое время молодые приезжали просить прощения, делали «поклонные» столы. Отметим понятие «местная свадебка» — в случае, если невеста «укра-лась», могли играть свадьбу, но скромно, зато полагалось дать большое приданое.
ПОХОРОННЫЙ И ПОМИНАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ находятся в русле общерусских традиций.
?«? Характеристика местных фольклорных традиций
Особое место в данном регионе занимает ПЕЧОРСКИЙ район. Народная культура этого края уникальна в художественном отношении, отличается богатейшим разнообразием песенного репертуара — это свадебные обрядовые песни, сольные и хо-
ровые причитания, припевки; приуроченная к весенним праздникам (Масленица, Пасха) «дёвья» лирика и обрядовые хороводы с балладными сюжетами; образцы исторических песен; «молодецкие» лирические песни; колядки и «виноградья». Характерной чертой является множественность проявлений песенных форм свадебного обряда, что выражается в вариантности типовых напевов (интонационно-ладовой, метроритмической, композиционной). При явном единстве песенных традиций, в Печорском районе можно выделить яркие узко-локальные традиции:
— собственно Печорское Обозерье — западный берег Псковского озера с прилегающими островами (богатейшие в художественном отношении Ку-лейская, Круппская волости), а также Печорская, Новоизборская и Паниковская волости;
— Изборская волость (и соседние с ней Палкин-ская и Васильевская волости Палкинского района);
— Лавровская волость (ряд принципиально общих черт связывает эту традицию с соседними волостями Палкинского и Пыталовского районов).
Небезынтересно отметить некоторые количественные показатели, свидетельствующие о богатстве местных песенных традиций: так, в Кулейской волости зафиксировано около 80 сюжетов свадебных песен и припевок, в Круппской волости — более 80.
В Печорском районе сделаны записи от выдающихся певческих коллективов в деревнях Аполихи-но, Бодогово, Вастцы, Вишняково, Горбатицы, Городище, Емельянове Зехново, Зимний Борок, Кир-шино, Кулиско, Кулье, Ладейники, Лесицко, Лисье, Малы, Медли, Моложва, Новожилы, Папушево; от гусляра Василия Яковлевича Тютяжова, 1911 г. р. (д. Малы), и знатока местных традиций Евдокии Александровны Уголковой, 1894 г. р. (д. Красная Гора).
Сопоставление результатов экспедиционных исследований, проведенных в Печорском Обозерье в разные годы Э. Малер2 (вторая половина 1930-х гг.) и Н. Л. Котиковой3 (1940-е — 1950-е гг.), с фондами, собранными в результате фронтальной и многоэтапной работы Петербургской (Ленинградской) консерватории и Фольклорно-этнографиче-ского центра (1980-е — 1990-е гг.), дает основание для ряда наблюдений над состоянием песенных традиций, их сохранностью, устойчивостью художественных форм.
Несмотря на очень сложные исторические условия (войны, отток и миграция населения, вхождение печорских земель в состав Эстонии в 1920 -1930-е гг.), народная культура этих мест не претерпела существенных изменений. Это становится очевидным при сравнении поэтических текстов и напевов свадебных, лирических, хороводных песен, опубликованных вышеназванными собирателями, с материалами данного издания. Особый интерес
представляет сравнение музыкальных форм, относящихся к раннему историко-стилевому пласту — таких, как «приуроченные» лирические и балладные песни, весенние обрядовые хороводы, хоровые причитания. Это сравнение позволяет сделать вывод о чрезвычайной устойчивости традиций.4
Для традиций ПСКОВСКОГО района характерно преобладание песен свадебных, хороводных, встречаются редкие образцы лирических песен раннего историко-стилевого пласта, развита инструментальная традиция (гармонь, балалайка). В данном районе можно выделить два центра распространения народных традиций:
— Серёдкинская, Верхолинская, Гверздонская волости;
— Теребищенская волость.
Отметим замечательные певческие коллективы деревень Балсово, Дуб-Бор, Заходы, Красная Горка, Мтеж, Теребище (Теребищенской волости), рассказчицу и исполнительницу песен Клавдию Осиповну Осипову, 1911 г. р. из д. Котятино.
Богат песенными традициями ПАЛКИНСКИЙ район. В основном это касается комплекса свадеб-но-обрядовых песен, обилия хороводных и плясовых песен, а также «виноградий» и полевых припевок. В этом районе также есть разделение на локальные традиции:
— Палкинская и Васильевская волости (с Из-борской волостью Печорского района);
— Качановская, Новоуситовская, Родовская волости (с Линовской волостью Пыталовского района).
Патерностер для линолеума электропатерностер для линолеума.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44