Поиск по сайту

Песенные и инструментальные традиции

По некоторым свидетельствам, уже на сватовст­ве МОЛИЛИСЬ БОГУ и ПРОПИВАЛИ НЕВЕС­ТУ.9 «Ну вот уже вечером-то они пришли, и всё ви­но выпили, договорилися. Што уже и платки [отда­ны], раз согласилась молода и платок дала шал­ковый жаниху. Ну, жанйх не один пришёвши. Это "пропили" у нас называетца. За стол садятца, Богу помолятца: "Благославй, Христос! Дай, Бог, жизнь, согласье!" — это всё так было» (Гд., Чудская Рудни­ца 311 8-29). Здесь же невесту одну или вместе с же­нихом БЛАГОСЛОВЛЯЛИ.10 «Мать, значит, дого-ворятца, и невеста выходит, и жених, што: "Соглас­ны вы?" — "Да, согласны". Вот тада мать берёт ико­ну и них басловляет. Тада садятца за стол» (Гд., За-лахтовье 3134-35).
На сватовстве определялись сроки венчания и свадьбы. В Плюсском районе в период от просвата-нья до венчания в церкви троекратно объявляли о сроке свадебного дня: «Едут в цёрков, попу заявля­ют, што мы хотим повенчатьца и поженйтьца. А вот поп-то сразу не венчаит, а трои выклички надо было читать — три воскресенья. Мало ли я кого обманул, какую девушку, или она обешшалася за каково. Всё. Есть ли претензия или нет? Нету — значит, на второе воскресенье в церкву опять, и на третье. Так три вос­кресенья пройдёт всё хорошо, значит, тогда уже поп разрешаит венчать» (Пл., Манкошин Луг 4134-03).
Сватовство обычно было приурочено к вечерне­му времени суток, что объяснялось в народе воз­можностью избежать позора при отказе девушки: «…это яму позор, што он хотел меня, а я и не пошла» (Гд., Чудская Рудница 3118-38). Несмотря на предо­сторожности, соседи и односельчане все равно тут же узнавали о результатах сватовства. В случае от­каза сватам девушки, подруги невесты привязывали «сучлйвую ёлку» к саням и говорили, что жених по­ехал домой «с рогаткой», «рогатку облизал», ему «поставили» или «дали рогатку».11 «[А не согласит­ся невеста] — значит тут он "рогатку облизал". В нас, бывала, эта ведь гаварйли: "Раз ана не пашла, зна­чит Ванька там рогатку облизал в этай деревни, за­муж ана не пошла за ево"» (Гд., Юшкино 3306-28).
Со сватоством были связаны ОЗОРСТВО, чуда­чество, «шутки» деревенских девушек. Они прятали вожжи, уздечку, приналежащие сватам, а также уго­няли коней и ехали кататься по деревне.12 «Уж мы
[девки] слышим, што: "Гаварят, он Маньку-та сва­тает севонни". — "Да, сватают". — "А пайдёт ана, ни атказала?" — "Да не, ни атказала". Ну и пашутйть жа нада! Ён [жених] выйдет [от невесты], нада са-дйтьца да ехать, а в ево там важжёй нет, то узды нет. "О-ой! Эта пратйвные девки всё наделали!" — "Да мы и не трогали! Мы не трогали!" Не трогали, а всё у нас сделана» (Гд., Юшкино 3306-28).
С момента иросватания поведение невесты бы­ло особым образом регламентировано: она уже не имела права ходить на супрядки и вечеринки, сразу же начинала причитать, особенно, если ей не нра­вился жених или она была сиротой.13 Если невеста не умела голосить, то для этой цели нанимали пла­чею. 14 В Плюсском районе, узнав о том, что подру­гу просватали, девушки приходили к ней голосить под окнами, петь «Зорю» или «Волюшку».15
-Ф- «Дымничать», «место смотреть»
На второй или третий день после сватовства
(иногда и позднее) родня невесты (как вместе с не­вестой, так и без нее) приезжала в дом жениха смот­реть его хозяйство. В Струго-Красненском и Гдов-ском районах этот этап обряда назывался «дымни­чать», «ездили дымничать» или «на хлебник»,16 в Плюсском районе — «место смотрели».17 Чтобы произвести на невестину сторону должное впечат­ление, женихова сторона прибегала к разным хит­ростям, уловкам, заимствуя у соседей или родствен­ников скотину, рабочий инвентарь, зерно, одежду, сундуки с добром.
После того как договорятся, отец жениха зава­ривал на свадьбу хлебное или вересовое пиво.18 Од­нако даже после «дь’шничанья» свадьба еще могла расстроиться. «Обязательна "дымничать". Я сама ездила за трйдцить вёрст, невёстай. Адйн приехал аттуда мяня сватать, с Зачеренья, и ездила туды "дымничать". Я приехала аттуда, так топёришнай мужик мой, да и брат мой сдваюранный, да ешшё брат сдваюранный пришли, мяня и атгаварйли. Я и не пашла за ёво» (Гд., Желча 3133-41).
-Ф- «Рукобитие», «пропоины»
Название «рукобитие», «рукобитье» обусловле­но особой формой закрепления договора между сторонами: в знак согласия родители жениха и не­весты «по рукам били».19 Названия «пропоины», «проповины», «припйвины», «пропйвенье», «запй-венье», «запой» относятся к гулянью с совместной трапезой в доме невесты.20
По имеющимся сведениям, «рукобитие» и «за­пой» могли совершаться в один вечер — обычно че­рез два дня после сватовства (сроки могли коле­баться в интервале недели — Пл., Крошнево 4151-01). Поэтому термины «рукобитие» и «пропоины» употребляются как взаимозаменяемые. «Пропива-
ют — это рукобитье делают, говорят — рукобитье» (Пл., Кошелевицы 4135-15).
«Запойны» существовали в двух вариантах. В первом случае, без «рукобйтия», невестина родня собиралась в доме невесты, где проходила трапеза -«невесту пропивали» (Пл., Почап 4141-27).
В другом случае к невестиной родне приезжала женихова родня — «били по рукам», «столы собира­ли». На гулянье собиралась вся деревня.
В этом варианте обряда одним из обязательных элементов было ОДАРИВАНИЕ жениха и женихо­вой родни. Невеста дарила полотенца, рубашки. В некоторых случаях жених платил за дары деньгами. Здесь же назначался срок свадьбы.21 «Пропивают. Приезжают и жених, и родители, там ишшё кто-то. Вот невеста всех одаряет — дарит: жениху — рубаш­ку, хорошее полотенце, ишшё што-то, а родителям там — по платку» (Пл., Кошелевицы 4135-15).
После «пропивания» статус просватанной де­вушки изменялся. «Она уже как пропитая считай, как просватаная — она уже к им [к девушкам] не ка-саитца» (Сф^-Зарябинка 3126-25).
ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К СВАДЬБЕ
?ф- Срок
День свадьбы назначался уже на сватовстве. «Высватают адйн аннова, потом — через неделю, че­рез две — свадьбу назначут. Адйн аннова правёду-ют. А потом сабираютца в свадьбу» (Гд., Партизан­ская 3117-02). Период подготовки к свадьбе зани­мал, в среднем, от недели до месяца. За это время заготавливали продукты на свадьбу, ВАРИЛИ ПИ­ВО: «За две недели ведь надо всё приготовить на свадьбу-то. Надо всё заготовить: то боровов бью[т], то што-нибудь. Ну как свадьба-то — надо ведь всёво делать! Пиво делать надо, варить. <…> Самы пиво делали» (Гд., Чудская Рудница 3118-29). Отцы се­мейств договаривались о том, кто какую рыбу бу­дет ловить на свадьбу (Гд., Купково 4672-09). Во время приготовления приданого жених приезжал проведывать невесту.22
В течение срока невеста должна была закончить ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПРИДАНОГО И ДАРОВ, для чего приглашала на помощь подруг. Во время под­готовки к свадьбе девичьи супрядки (беседы, вече­ра, посиделки) переносились в дом невесты. «Как невеста чувствует себя — нада ли ей шить? Нада што шить — сабиралися, памагали: и шьём, а то и кру-жавйнку нада связать к палатёнцу. Тагда мы уже са­димся, сваёва дела не дёлаим, а маладу сабираим» (Гд., Юшкино 3306-28).
Невеста готовила дары для жениховой родни (будущего мужа, свекра, свекрови) — ткала кисею, пояса, «дланицы» (варежки), носки; жениху и свекру — рубахи, дружкам — полотенца с кружевами. «[Не-
веста] готовила в пёрву очередь, если есть атёц — то рубашку, мать — кофтачку или платьице, заловке -чем магла, тем и делилась» (Гд., Озерцы 3306-23). Более всего требовалось поясов — ими невеста долж­на была «опоясать» всю родню, каждому гостю на свадьбе повязав через плечо рукодельный поясок с «кйстками»: «Вот сколько людей — сорок, пятьдесят человек, и всих нада обдялйть, всих через плечо пе­ревязать, каждово гостя за столом. Это должна [де­лать] невеста. Женихову роду всю должна обнизать поясам» (Гд., Чудская Рудница 3118-29).
Крестная невесты «опоясывала» родню жениха на застолье в доме невесты, чтобы «отметить, што оны — жениховы, а это — невесты [родня]» (Гд., Ни-зовицы 3134-73).
В невестино приданое входили: самотканые по­лотенца («набожники», «рушники»), занавески, скатерти, половики, «постель» (простыни, покры­вала, подушки, ватные одеяла, матрацы, набитые соломой), одежда, у более состоятельных — мебель (комод, «шкап», зеркала).23
Подруги помогали невесте шить и вышивать свадебный наряд. Считалось, что невеста должна была сама подготовить свадебную постель и подар­ки родителям жениха. Специально к свадьбе делали подушки, на которых должны были сидеть молодо­жены; с ними ехали под венец, клали на лавку во время свадебного застолья.24

Подробности z-19.ru тут.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Северный регион.
  • Районирование и климат
  • Интересное