Поиск по сайту

Песенные и инструментальные традиции

нье»), характерный для свадебных обрядовых пе­сен, а также для вечерочных и календарно-обрядо-вых «опеваний — окликаний» (припевки на вечёр­ках, на толоках, во время других полевых работ).
КАЛЕНДАРНЫЕ ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ на данной территории состоят из следующих основных компонентов, общих для всех районов (индивидуальные особенности отмечаются особо):
1) Святки:
—   обходы дворов с пением церковного тропаря (в рождественский канун), с пением «виноградий», колядок (в рождественский вечер);
—   молодежные вечёрки, девичьи гадания, озор­ство молодежи;
—  обрядовое ряженье.
2) Масленица:
—  катания «на долгий лён»;
—  гостевание молодоженов, порицание и угро­зы неженатым и незамужним;
—  женский праздник в четверг на масленичной неделе;
—  зажигание масленичных костров;
—  обычай просить прощения в последний день Масленицы;
—  пение «долгих» песен на возвышенностях, у костра, шествия по улице с песнями (Печорское Обозерье).
3) Весенняя обрядность:
—  выпекание обрядового хлеба или лепешек в Благовещение;
—  обряды очистительной и охранительной ма­гии в «Чистый четверг».
4) Пасха:
—  шествия женщин (по улице, за деревней) с пе­нием лирических и обрядовых хороводных песен (Печорское Обозерье).
5) Егорьев день: обход скота.
6) Троица:
—  родительская суббота, посещение кладбища, поминальные обряды;
—   воскресное гулянье («берёзки»);
—  женский праздник («вписывание в жёншчины маладух») — первое воскресенье после Троицы.
7) «Навозные» толоки в Петров пост:
—  обрядовые обливания;
—  пение полевых припевок (припевание пары) -центр этой традиции в Качановской волости Пал-кинского района.
8) Иванов день:
—  сбор лечебных трав, гадания на травах;
—  зажигание  костров  (кроме  Палкинского района);
—  поверья о колдунах.
9) Уборочные работы:
—  зажин, первая пястка;
—  оставление пучка несжатых колосьев на поле;
—  «картофельные» толоки.
10)  Супрядки:
—  совместная работа — прядение льна, шерсти;
—  бесчинства «супряжонок» — участниц су­прядок.
11)   Престольные праздники — гулянья, ярмарки Одним из опознавательных и чрезвычайно важ­ных признаков местных традиций является святоч­ный обход дворов с пением «виноградий», колядок. Отметим название святочных вечёрок — «свят ве­чер» (Палк., Остр.); «красный вечер» (вечёрки с лампами — Палк., Ирхино).
Наименования обычая ряженья — «камёдить», хо­дить «абладивши», «абдёлавши», «цыганить», «валы-ниться», в единичном варианте встретилось наимено­вание ряженых — «бёси» (Печ., Медли 3334-33). Спосо­бы ряженья общераспространенные, особо следует отметить использование соломы (атрибута продуци­рующей магии) для изготовления куклы (мужская одежда, набитая соломой — Печ., Шартово 3342-54).
В Крещение центральным событием является освящение воды. В Палкинском районе зафиксирова­но название обряда водосвятия — «Вадокша» (Кача-новская, Палкинская волости). О «Вадокше» есть упоминание также в Печорском районе.
Масленица занимает важнейшее положение в данном регионе (особенно в Печорском и Пал­кинском районах). Это, без преувеличения, цент­ральный праздник всего календарного круга — по насыщенности обрядовыми действиями, размаху гуляний, охвату всех возрастных групп населения, использованию художественных форм.
Обращает на себя внимание название предмас-леничной недели — «жигальница».
Отметим участие в масленичной обрядности разных возрастных групп:
—  дети — катания «на длинный лён»; сбор соло­мы, дров, ветоши для масленичного костра; обря­довые выкрики, припевки;
—  молодежь — вечёрки, катания; порицание и угрозы, высказываемые неженатым и незамужним;
—   молодожены — гостевание у тещи, зять дол­жен расплатиться с деревней за жену, выкупить «шелугу» (сшитый из тряпья мячик);
—  женщины (включая старух) — женский празд­ник в четверг с ряженьем в «свадёбников»; исполне­ние обрядовой песни «Дорогая наша Масленица» и приуроченных лирических песен;
—  все возрастные группы — ярмарка, костер, об­ряд «прощания».
Важным атрибутом Масленицы является соло­ма, которую собирают на костер, из нее изготавли­вают факелы («курйшки», «масляты»), а также в единичных случаях — чучело (Палк., Горушка 2942-25; Краснодудово 2942-28).
Великий пост характеризуется строгим соблю­дением запретов на скоромную пищу, на гулянья, вечёрки.
В «Чистый четверг» имеют особое значение об­ряды охранительной магии (запрет что-либо давать из дома и что-либо просить) и очистительной ма­гии (ритуальные действия — умывание, расчесыва­ние волос).
Пасхальная неделя отмечена общеизвестными обычаями катания яиц (мужская забава), установ­лением качелей («зыбок»), каруселей. Важной осо­бенностью традиций Печорского района является исполнение в это время на уличных гуляньях лири­ческих и обрядовых хороводных песен.
В Егорьев день повсеместно происходит первый выгон скота, чаще всего коллективный.
Среди весенних обычаев выделяются обрядо­вые голошения «на кукушку», поэтические тексты которых содержат мотивы поминальной причети; а также — различные окликания птиц.
Троица, кроме общераспространенных обычаев (родительский день, украшение березками улиц, до­мов), отмечена женскими собраниями — непосредст­венно в Троицу и в первое воскресенье после Трои­цы, когда женщины принимают в свой круг недав­но вышедших замуж молодух. Зафиксировано на­звание гулянья на Троицу — «берёзки».
«Навозные» толоки в Петров пост представле­ны в рассказах местных жителей (из всех районов описываемой территории) весьма ярко. Повсемест­но распространены обливания водой (продуциру­ющая магия), соревнования возчиков, хуление от­стающих. В Палкинском районе участников толо­ки называют: «папярёшник», «пализа», «житник»; в Псковском районе — «кила». Главной особен­ностью является уникальная традиция полевых припевок, функция которых также лежит в сфере продуцирующей магии (припевание пары). Те же припевки могут звучать и во время других полевых работ (а также зимой на вечёрках).
Иванов день — самый большой праздник летне­го периода. В его основе — солярный культ и культ растительности. Повсеместно (кроме Палкинского района) в иванскую ночь жгут костры, сжигают пни, колеса и т. п. Молодежь прыгает через огонь.
Распространены поверья о колдунах, имеющих особую силу в иванскую ночь. Оберегом от кол­довства считается колючее растение «дедбвник» («колючий дед»). Есть единичное свидетельство о «венчании» коров (Остр., Синерецкая волость) -когда с целью оберега на рога коровы надевают венок из трав (такой обычай широко распростра­нен в южных районах Псковской области). С Ива­новым днем связан также сбор лечебных трав, за­гадывание о судьбе на травах (особенно на цветке богатки).
По обрядам, связанным с уборкой урожая, в экспедиционных записях содержится относительно мало сведений. Зажинала удачливая женщина, име­ющая «легкую руку», дожинала же девочка (воз­можно, в этом есть символический смысл). Первую пястку несли домой («зачин»), на последнем снопе гадали. Есть сведения о том, что оставляли на поле несжатый пучок колосьев («кончина»). На начало и окончание жатвы варили «пожинальную» кашу из ржи, то же — на окончание уборки картофеля («по-копальную» картофельную кашу).
Красочные рассказы о престольных праздниках — яркие свидетельства богатой традиции народных гуляний, бытовавшей в этих местах вплоть до 1950-х годов. Как особо важные характеристики этих гуляний выделяются моменты ряженья (см. рассказы о гуляньях в Разделе 2 «Календарные и трудовые обычаи…» — д. Медли 3330-09), а также «ломанья» парней (вид архаической мужской пляс­ки), драки, единоборства.
Осенние супрядки, как правило, заканчивались бесчинствами «супряжонок» (что не осуждалось об­щественным мнением) — ряженьем, воровством, все­возможным озорством.
СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД. Начальный период свадебного обряда не выходит за рамки общепри­нятых в России традиций: сватовство; «запйвины» (невеста дает жениху залог); родители едут «смот­реть место» («дь’шничать»); затем следуют «смолви-ны» («покладины»).
Наименования свадебных чинов на всей рассма­триваемой территории: «поезжане» (родня жениха), «кашники» (родня невесты), «дружка». В Печор­ском районе — «сестры» (подруги невесты), «бра­тья» (друзья жениха); в Лавровской и Паниковской волостях встречаются наименования «посыпальная сестра», «посекаленка», «посекальники» (те, кто «обсевает» молодых житом и хмелем, когда их за­водят за стол после венца).
Символом девичества (девичья «краса», «красо­та») является украшенная ёлочка, которую готовят заранее. В Печорском районе в этом значении мо­жет быть использована также лента (д. Красная Го­ра). В течение предсвадебного периода девушки по­могают невесте готовить дары. В это время невесту «опевают», «скучают», нанимают специальных «скучалок», невеста плачет, причитывает.
Насыщен обрядовыми действиями канун дня венчания:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Северный регион.
  • Районирование и климат
  • Интересное