Поиск по сайту

Песенные и инструментальные традиции

д. Горско-Роговд, Гдовский р-н, 4657-28. Исп.: Попова Е. Г., 1914 г. р. Зап.: Мехнецов А. М., ЛобковаГ. В., 31.07.1996. Расш.: Валевская Е. А.
№ 15. Змея молоко носила от чужих коров, колдун масло сбивал
«[Сын перенял колдовство у матери], так-от патом сын всё эта знал. И, бывало, масло вертеть сядет сам. Што вот не на табуретку сел, к сталу, вот как мы. Яму нада была аткрыть падвал, на под­вальную крышку сесть, ноги туда упустить. Тада он сядит — маслобойку крутит, масло [взбивает]. Ви­дишь, как нада всё знать! А мы эсли баночку свяр-нём литровую или там сколько — там сидим около стола спакойно. А он делал вот с этава малака, с чужова всё, масло. А Змея дайла коров чужих. Я не могу сказать, только помню, што вот рассказыва­ли. Эта мама уже всё мая рассказывала».
д. Чернёво, Гдовский р-н, 3301-27. Исп.: Дмитриева В. П., 1922
г.  р. Зап.: Зилотина Е. А., 09.07.1992. Расш.: Москвина О. И., По­пова И. С.
№ 16. Змей молоко отбирает
«Эта уже и в наше, в тепёрешнае время была. Ну, уже парядашна, лет, навёрна, можа быть, двад­цать таму назад. Адна тут-от — Зоя-та Тимофёивна [рассказывала]. Хадйли мы в клуб, в кино раныпи, тиливйзарав не была. Ана га[ва]рйт:
— Идём мы с Колей с кино, и я гляжу — лятйт што-та белая. Я: "Коля, Коля, гляжь!" А, — гава-рй[т], — пака мой Коля паглидёл — уже и нету. <…>
Я, навёрна, года три или чатыре назад спрасйла:
— Зоя, ты вот видела тада, што летит. А куцы эта делась?
— А у адной женщины влетела в залобок, эта -Белая [Змея].
Вот, говорят, такй Белый молоко от коров кра­дут. <…> Дом-та построишь-от, эта крыша, зашй-та-от эта старана — мы называем "залобок". И там, в этам залобке аставляли раньше дырачку. И вот влетела, га[ва]рйт, в залобок, в эту дырачку, на двор. Над двором влетела. Эта была тапёрь — ана видела, сама видела.
Я ня знаю ничево, тока был вот такой случай. И всё. Ана сказала, што к каму влетела, и всё. А што там? Знала ли та бабка што, ня знала ли што…»
д. Полна, Гдовский р-н, 4682-09. Исп.: Карасева Н. И., 1935 г. р. Зап.: Теплова И. Б., Мехнецова К. А., 03.08.1996. Расш.: Тепло-ва И. Б., Попова И. С.
№ 17. Привиделся «Боженька»
«Атсуда по большой дороги стайт дом. Гова-рй[т]: "Гляжу, што такое зарева?! Думала, — говарй[т], — вот этат дом гарйт (там такие Валётовы жили). По-
том гляжу, — говарй, — ближе-ближе-ближе — эта заре-ва-та по дороги двигаитца. Гляжу — над дорбгой ка­кой-то шар жёлтый". Ана сказала — в этам шари ви­дела Боженьку. Сидя, вот так сидел. А што эта бь’ша, Боженька? Ана никагда [больше не видела], адин вот единственный раз, сказала. А што была? Ня знаю».
д. Полна, Гдовский р-н, 4682-09. Исп.: Карасева Н. И., 1935 г. р. Зап.: Теплова И. Б., Мехнецова К. А., 03.08.1996. Расш.: Теп­лова И. Б.
№ 18. В полночь прислышалось,
что два петуха запели на могиле
«Раньше и то чудилось. Пака если идём мы с Заянья, гулявши, или с Тербачёва идёшь в Заянье -абязательна кака-нибудь чуда выйдит к нам на­встречу. Убязательно. Вот счас расскажу историю. Эта была чистая правда!
Между Тербачёвым и Гверёсткай, вот здесь у нас — кирпичный [дом], там называетца — "кирпич­ник". В сорок втором году убили двух салдат на­ших — партизаны [были]. И заташшйли через даро-гу, и тут жа их раздели, в кальсбнах пахаранйли, в нйжнам бельй.
Идём мы на трёттий день в Путусу (нам было три километра иттйть), идём мы туда гулять. А абратна ишли в двянадцеть часов. Подошли суда, где анй пахоронены. Да-а. Пают два пятуха и всё. Ну, ни прайтйть дальше. Вот, стаят, пают два пя­туха. Да-а. Мы изволили вярнутьца абратно в Гве-рёстку и абашлй — на мйльницу, тагда толька в сваю дярёвню пришли. А аставши было полкило­метра до своей дярёвни. И мы не маглй вытти атсу­да. Очень была страшна, кагда запели эти два пя­туха. И мы вярнулись. И, навёрна, километра три иль чатыре сделали круг и вярнулись абратна.
Больше туда я, как и пиряёхала, туда больше я разу ни хадйла этай дарогай. <…>
Вот это место, где анй пахаронены — эти два салдата. В аккурат, в двянадцеть часов так анй па­ют — эти два питуха. Каждый день пели. Вот.-И взрослые слушали эта. Вот што за история была!»
д. Чернёво, Гдовский р-н, 3301-23. Исп.: Дмитриева В. П., 1922 г. р. Зап.: Зилотина Е. А., 09.07.1992. Расш.: Москвина О. И., По­пова И. С.
№ 19. Женщина подумала о смерти -ей прислышалось
«Была адйн раз страшна. Ну, там ешшё мы жи­ли, в том доме. Я кагда бальная бь’ша, думала — мне хоть и умереть. Вот такое я падумала, и мне вдруг стала страшна. Я думаю: "Эта што такое гаварю?". Я сразу перекрястйлась, вспомнила Боженьку. Как спомнила — с бани кто-та скатйлса с крыши в снег. А там крыша канчалась шиферная, был миталйче-ский лист падшйтый у дяди Мадёста. Я чествовала, и как этат лист пад тяжистью усёл, а потом, значит,
— раз! — паднялса. Потом на другой день хадйла, но я там ничево не нашла, никаких следов».
д. Полна, Гдовский р-н, 4682-40. Исп.: Карасева Н. И., 1935 г. р. Зап.: Теплова И. Б., Мехнецова К. А., 04.08.1996. Расш.: Тепло-ва И. Б., Попова И. С.
№ 20. Смерть девушки во время гадания
«Эта мама мая рассказывала. Мама атжйла мая девяноста два года. Так вот и рассказывала. Пашлй анй [девушки] в баню и сели [гадать], а мальцы за­метили. Ну вот, мальцы взяли (я ня знаю, што анй на руку надели) и совали руки в акошко. И вот адной подали таку руку лахматую, и ана [девушку] тут жа и умерла».
д. Чернёво, Гдовский р-н, 3301-22. Исп.: Дмитриева В. П., 1922 г. р. Зап.: Зилотина Е. А., 09.07.1992. Расш.: Москви­на О. И., Попова И. С.
ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
«Это все помогает выживать. Что народное, то все жизненное». Таким замечательным высказыва­нием предваряется свод пословиц и поговорок на страницах письма, присланного Надеждой Ильи­ничной Карасевой из д. Полна Полновской волости Гдовского района в Санкт-Петербург (РФ 2512-01).
Малые жанры народной прозы — неиссякаемый источник народной мудрости, морально-этических принципов, которые лежат в основе житейского опыта человека традиционной культуры.
Тексты пословиц и поговорок приводятся с комментариями, данными Н. И. Карасевой.
«Если кто-то себя плохо ведет <…> и делают это всю жизнь свою, то говорят: "Если собака при­выкла жёрни лизать, так или жёрни разбей или со­баку убей!"».
Один говорит: «Зачем ты столько носишь в баню воды?». Другой отвечает: «Я сухой водой не моюсь». В ответ отвечает первый: «Черного кобе­ля не отмоешь добела».
«Хочешь, чтобы тебе сделали какое-то доброе дело, так сначала заслужи это сам:
"Как аукнутся, так и откликнутся". "Рука руку моет, так и чисто бывает"».
«Если говорят, что некрасив, то следует ответ: "С лица воду не пить". "Ум дороже рожи". "Краса — утренняя роса". "За красивым жить тоскливо"».
«И больша фигура, да дура,
а мал золотник, да дорог».
«За большой пень в туалет ходят,
а за маленьким ягодки берут».
«Окоротишь, так не воротишь». «Опустивши зайку, не айкай». «Близко локоть, да не кусишь».
«Серединка сыта — так и краешки играют». «Баба с воза — коню легче».
Раздел 11 НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА, ЗАГОВОРЫ
Заговорная традиция, зафиксированная в север­ных районах Псковской области, богата и разнооб­разна. Она представлена значительным корпусом материалов, связанных с лечением и профилакти­кой болезней человека и животных, стимулирова­нием процессов их жизнедеятельности (на рост во­лос, на случение домашних животных и др.), поис­ком пропавших, оберегом от колдунов, от различ­ных стихийных бедствий и др. С помощью загово­ров оформлялись переходные моменты в жизни че­ловека и животных (переход в новый дом, привыка­ние скотины к новому хозяину, отлучение теленка от матери и др.). Особая группа заговоров функци­онировала в различных календарных и свадебных обрядах.
Наиболее полно представлены в традиции мате­риалы по заговорам, направленным на излечение человека от различных недугов. Это заговоры от «сглаза» (или «суроков», «сурбцы», «сурёков»), гры­жи, костоеда (или «волоса»), бессонницы, лишая, ячменя, «веснухи» (или «красавы», «тихого помеша­тельства»), ломоты в руках, укуса змеи, различных детских болезней («испуга», «крика») и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Северный регион.
  • Районирование и климат
  • Интересное