Песенные и инструментальные традиции
д. Горско-Роговд, Гдовский р-н, 4657-28. Исп.: Попова Е. Г., 1914 г. р. Зап.: Мехнецов А. М., ЛобковаГ. В., 31.07.1996. Расш.: Валевская Е. А.
№ 15. Змея молоко носила от чужих коров, колдун масло сбивал
«[Сын перенял колдовство у матери], так-от патом сын всё эта знал. И, бывало, масло вертеть сядет сам. Што вот не на табуретку сел, к сталу, вот как мы. Яму нада была аткрыть падвал, на подвальную крышку сесть, ноги туда упустить. Тада он сядит — маслобойку крутит, масло [взбивает]. Видишь, как нада всё знать! А мы эсли баночку свяр-нём литровую или там сколько — там сидим около стола спакойно. А он делал вот с этава малака, с чужова всё, масло. А Змея дайла коров чужих. Я не могу сказать, только помню, што вот рассказывали. Эта мама уже всё мая рассказывала».
д. Чернёво, Гдовский р-н, 3301-27. Исп.: Дмитриева В. П., 1922
г. р. Зап.: Зилотина Е. А., 09.07.1992. Расш.: Москвина О. И., Попова И. С.
№ 16. Змей молоко отбирает
«Эта уже и в наше, в тепёрешнае время была. Ну, уже парядашна, лет, навёрна, можа быть, двадцать таму назад. Адна тут-от — Зоя-та Тимофёивна [рассказывала]. Хадйли мы в клуб, в кино раныпи, тиливйзарав не была. Ана га[ва]рйт:
— Идём мы с Колей с кино, и я гляжу — лятйт што-та белая. Я: "Коля, Коля, гляжь!" А, — гава-рй[т], — пака мой Коля паглидёл — уже и нету. <…>
Я, навёрна, года три или чатыре назад спрасйла:
— Зоя, ты вот видела тада, што летит. А куцы эта делась?
— А у адной женщины влетела в залобок, эта -Белая [Змея].
Вот, говорят, такй Белый молоко от коров крадут. <…> Дом-та построишь-от, эта крыша, зашй-та-от эта старана — мы называем "залобок". И там, в этам залобке аставляли раньше дырачку. И вот влетела, га[ва]рйт, в залобок, в эту дырачку, на двор. Над двором влетела. Эта была тапёрь — ана видела, сама видела.
Я ня знаю ничево, тока был вот такой случай. И всё. Ана сказала, што к каму влетела, и всё. А што там? Знала ли та бабка што, ня знала ли што…»
д. Полна, Гдовский р-н, 4682-09. Исп.: Карасева Н. И., 1935 г. р. Зап.: Теплова И. Б., Мехнецова К. А., 03.08.1996. Расш.: Тепло-ва И. Б., Попова И. С.
№ 17. Привиделся «Боженька»
«Атсуда по большой дороги стайт дом. Гова-рй[т]: "Гляжу, што такое зарева?! Думала, — говарй[т], — вот этат дом гарйт (там такие Валётовы жили). По-
том гляжу, — говарй, — ближе-ближе-ближе — эта заре-ва-та по дороги двигаитца. Гляжу — над дорбгой какой-то шар жёлтый". Ана сказала — в этам шари видела Боженьку. Сидя, вот так сидел. А што эта бь’ша, Боженька? Ана никагда [больше не видела], адин вот единственный раз, сказала. А што была? Ня знаю».
д. Полна, Гдовский р-н, 4682-09. Исп.: Карасева Н. И., 1935 г. р. Зап.: Теплова И. Б., Мехнецова К. А., 03.08.1996. Расш.: Теплова И. Б.
№ 18. В полночь прислышалось,
что два петуха запели на могиле
«Раньше и то чудилось. Пака если идём мы с Заянья, гулявши, или с Тербачёва идёшь в Заянье -абязательна кака-нибудь чуда выйдит к нам навстречу. Убязательно. Вот счас расскажу историю. Эта была чистая правда!
Между Тербачёвым и Гверёсткай, вот здесь у нас — кирпичный [дом], там называетца — "кирпичник". В сорок втором году убили двух салдат наших — партизаны [были]. И заташшйли через даро-гу, и тут жа их раздели, в кальсбнах пахаранйли, в нйжнам бельй.
Идём мы на трёттий день в Путусу (нам было три километра иттйть), идём мы туда гулять. А абратна ишли в двянадцеть часов. Подошли суда, где анй пахоронены. Да-а. Пают два пятуха и всё. Ну, ни прайтйть дальше. Вот, стаят, пают два пятуха. Да-а. Мы изволили вярнутьца абратно в Гве-рёстку и абашлй — на мйльницу, тагда толька в сваю дярёвню пришли. А аставши было полкилометра до своей дярёвни. И мы не маглй вытти атсуда. Очень была страшна, кагда запели эти два пятуха. И мы вярнулись. И, навёрна, километра три иль чатыре сделали круг и вярнулись абратна.
Больше туда я, как и пиряёхала, туда больше я разу ни хадйла этай дарогай. <…>
Вот это место, где анй пахаронены — эти два салдата. В аккурат, в двянадцеть часов так анй пают — эти два питуха. Каждый день пели. Вот.-И взрослые слушали эта. Вот што за история была!»
д. Чернёво, Гдовский р-н, 3301-23. Исп.: Дмитриева В. П., 1922 г. р. Зап.: Зилотина Е. А., 09.07.1992. Расш.: Москвина О. И., Попова И. С.
№ 19. Женщина подумала о смерти -ей прислышалось
«Была адйн раз страшна. Ну, там ешшё мы жили, в том доме. Я кагда бальная бь’ша, думала — мне хоть и умереть. Вот такое я падумала, и мне вдруг стала страшна. Я думаю: "Эта што такое гаварю?". Я сразу перекрястйлась, вспомнила Боженьку. Как спомнила — с бани кто-та скатйлса с крыши в снег. А там крыша канчалась шиферная, был миталйче-ский лист падшйтый у дяди Мадёста. Я чествовала, и как этат лист пад тяжистью усёл, а потом, значит,
— раз! — паднялса. Потом на другой день хадйла, но я там ничево не нашла, никаких следов».
д. Полна, Гдовский р-н, 4682-40. Исп.: Карасева Н. И., 1935 г. р. Зап.: Теплова И. Б., Мехнецова К. А., 04.08.1996. Расш.: Тепло-ва И. Б., Попова И. С.
№ 20. Смерть девушки во время гадания
«Эта мама мая рассказывала. Мама атжйла мая девяноста два года. Так вот и рассказывала. Пашлй анй [девушки] в баню и сели [гадать], а мальцы заметили. Ну вот, мальцы взяли (я ня знаю, што анй на руку надели) и совали руки в акошко. И вот адной подали таку руку лахматую, и ана [девушку] тут жа и умерла».
д. Чернёво, Гдовский р-н, 3301-22. Исп.: Дмитриева В. П., 1922 г. р. Зап.: Зилотина Е. А., 09.07.1992. Расш.: Москвина О. И., Попова И. С.
ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
«Это все помогает выживать. Что народное, то все жизненное». Таким замечательным высказыванием предваряется свод пословиц и поговорок на страницах письма, присланного Надеждой Ильиничной Карасевой из д. Полна Полновской волости Гдовского района в Санкт-Петербург (РФ 2512-01).
Малые жанры народной прозы — неиссякаемый источник народной мудрости, морально-этических принципов, которые лежат в основе житейского опыта человека традиционной культуры.
Тексты пословиц и поговорок приводятся с комментариями, данными Н. И. Карасевой.
«Если кто-то себя плохо ведет <…> и делают это всю жизнь свою, то говорят: "Если собака привыкла жёрни лизать, так или жёрни разбей или собаку убей!"».
Один говорит: «Зачем ты столько носишь в баню воды?». Другой отвечает: «Я сухой водой не моюсь». В ответ отвечает первый: «Черного кобеля не отмоешь добела».
«Хочешь, чтобы тебе сделали какое-то доброе дело, так сначала заслужи это сам:
"Как аукнутся, так и откликнутся". "Рука руку моет, так и чисто бывает"».
«Если говорят, что некрасив, то следует ответ: "С лица воду не пить". "Ум дороже рожи". "Краса — утренняя роса". "За красивым жить тоскливо"».
«И больша фигура, да дура,
а мал золотник, да дорог».
«За большой пень в туалет ходят,
а за маленьким ягодки берут».
«Окоротишь, так не воротишь». «Опустивши зайку, не айкай». «Близко локоть, да не кусишь».
«Серединка сыта — так и краешки играют». «Баба с воза — коню легче».
Раздел 11 НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА, ЗАГОВОРЫ
Заговорная традиция, зафиксированная в северных районах Псковской области, богата и разнообразна. Она представлена значительным корпусом материалов, связанных с лечением и профилактикой болезней человека и животных, стимулированием процессов их жизнедеятельности (на рост волос, на случение домашних животных и др.), поиском пропавших, оберегом от колдунов, от различных стихийных бедствий и др. С помощью заговоров оформлялись переходные моменты в жизни человека и животных (переход в новый дом, привыкание скотины к новому хозяину, отлучение теленка от матери и др.). Особая группа заговоров функционировала в различных календарных и свадебных обрядах.
Наиболее полно представлены в традиции материалы по заговорам, направленным на излечение человека от различных недугов. Это заговоры от «сглаза» (или «суроков», «сурбцы», «сурёков»), грыжи, костоеда (или «волоса»), бессонницы, лишая, ячменя, «веснухи» (или «красавы», «тихого помешательства»), ломоты в руках, укуса змеи, различных детских болезней («испуга», «крика») и др.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44