Песенные и инструментальные традиции
— Дед попросил дать сено лошадям; когда пришли — увидели деда, находящегося в это время в доме (Пл., Вир 4155-31).
— Мужчина пошел в ригу закрывать печь — ему что-то привиделось, и он умер (Пл., Вир 4155-30).
— Привиделась девка в красном сарафане, сидящая на горе — конь испугался, не шел (Гд., Чернё-во 3301-23,4676-22).
— Привиделось, что ночью кто-то подошел с растопыренными руками, дышащий паром; стали читать молитву — упала крышка с кадки (Гд., Тер-бачево 4665-15).
Среди быличек О ЧЕРТЯХ встречаются следующие: черти заводят пьяных в ямы, в озеро, поднимают на осину; старуха помянула черта — попала к чертям и принимала роды у четырех рожениц; черти подковали умершего купца; черт обернулся мужиком, вызвался подвезти женщину — на рассвете оказалось, что женщина сидит на кусте; черт толкнул мужика, постучавшего в окно незнакомой избы — мужик разбил окно.14
Некоторая часть быличек по системе образов, тематике, использующимся художественным приемам близка сказкам:
— Умер старик. Чтобы о нем не скучать, его жена вырезала кусок сердца и съела. Старик стал приходить по ночам под окно и стонал: «Ой, сердцу больно!» (Стр., Давыдове 3146-71).
— Сын утонул. Старушка посоветовала женщине кинуть медные деньги в реку и попросить Царя Водяного показать сына. Матери привиделся утонувший сын (Гд., Купково 4672-26).
— Дом с «привиждёньями». Рядом с домом были захоронены парень и девушка. Они привиделись солдату, остановившемуся в доме на ночлег (Гд., Великуша 4674-06).
ОБРАЗЦЫ ТЕКСТОВ
ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ, РАССКАЗЫ ОБ ИСТОРИИ КРАЯ
№ 1. О провалившейся церкви
«Там, где Крбксовское кладбище, на праву сторону. Говорили, што там церковь-то провалившая. Вот как от нас в Пограничник ехать — наша кладбище налево, а там, направо, подальше немножечко, такая лужавйна. Там только недавно стали кустики расти — там столько лет ничего, никакого куста на этом месте не расло.
И бабка говорила, как пайдём мимо Кроксов-ского кладбища, што вот здесь провалйвша цёрква. [Когда церковь провалилась?] Давно. Бабка наша тыщща васемьсот какова-та года [рождения]. И бабка говорила, што говорили [старики]. Это давно. Бабка говорила наша, што там была служба,
много была народа и, говорят, и поп с попадьей за-, бранились — и цёрква провалилась. Вот такая легенда была. <…> Заругались. И цёрква провалилась, А правда или няправда?..»
д. Полна, Гдовский р-н, 4683-13. Исп.: Карасева Н. И., 1935 г. р. Зап.: Теплова И. Б., Мехнецова К. А., 03.08.1996. Расш.: Тепло-ва И. Б., Попова И. С.
№ 2. О наказании за разрушение церкви
«А вот там, где ключик — там была часовенка Пятру и Павлу. Говорят, этот ключик был в се-рядйны, в этой часовенке. И там в Пятров день всягда ходили молйтьца. И теперь, старушки говорят, другие [люди] ходят. [Что-нибудь оставляют там?] Деньги, наверно, деньги ложат. Да, наверно, деньги носят — я [сама] не ходила, ня знаю, с бабкой когда только [была] маленькая.
А што-от часовенка — та, <…> где ключик там бяжйт, то говорили, сжёг один [человек]. Это сжёг, вот — Аляксандра Васильевна-то, её брат вроде бы сжёг. Тоже мне бабка говорила, што вот сжёг часовню-то вот там мужик какой-то — патом [он] так балёл, што жёнка на крикушках его всё носила, он даже ходить не мог. На спины носила. На спине жана носила, мыла в бане. А правда?.. Вот так это мне бабка рассказывала».
д. Полна, Гдовский р-н, 4683-13. Исп.: Карасева Н. И., 1935 г. р. Зап.: Теплова И. Б., Мехнецова К. А., 03.08.1996. Расш.: Тепло-ва И. Б., Попова И.С.
№ 3. О старинном кладбище
«Анна Аляксанна, сястра, рассказывала, што кладбище там было, и раскопки делали. Была, наверно, захаронена девочка, што выкопали ножницы и куклу. А адна женщина говорила, што была бывшая молодая девушка захаронена, кирпичом была абложена и, говорит, длинные волосы нашли (раскопки делали), и брошка. Где это Кроксовское [кладбишше], вот там где-то, говорят, были раскопки. А правда это или няправда?..»
д. Полна, Гдовский р-н, 4683-13. Исп.: Карасева Н. И., 1935 г. р. Зап.: Теплова И. Б., Мехнецова К. А., 03.08.1996. Расш.: Теплова И. Б., Попова И.С.
№ 4. Пещера около деревни Трутнево
«Меня бабка тожа носила много. В Пячоры ходила, когда-от глазы-то болели. Она меня носила на спины — на крикушках! — бабушка. И в Пячоры, и вот в Трутневе есть пещера — тоже носила бабка.
Там есть ручеёк, в этом Трутневе — мылись [в ручье]. Там камешек ляжал раньше. Есть следочки -балыной и маленькый — на камешке. Вот с этого следочка мылись. Это давным-давно уже я была. Ня знаю, што там теперь есть в Трутневе…
[Што за следочки?] Как говорят, наверно, Пресвятую Мать Богородицы с Иисусом Христом, што адйн — бальшой, другой — маленькый следочек. И там моютца. Там такая пещера большая, гора такая. Ручей куда-то уходит и от уходит куда-то туда, под гору тот ручей. Всегда в Трутневе мылись в этом ручью, раздявались. Помылись, и рубашку бросят там или платок — там и оставляли <…> в ручью, прямо в ручью, а он бяжйт, убегат. Куда там убягает?.. <…> Деньги тожа бросали около камешка этого. Куда они дявались патом? Можа ребятишки убирали маленькие? Ня знаю.
[В какой день в пещеру приходили?] Это кака-та пятница-то, пёряд Троицей пятница есть.
[Шестая пятница после Пасхи?] Наверно. В эту пятницу туда, в Трутнево, Богу молитьца [ходили].
Я давным-давно, после войны только ходила. Так там — высокие такие горы, с левой стороны, так она вот так туда вдавалась, в гору, эта пещера. И
там народа много. Малышня, мы ничего не видали, потому што там народ стоял. Там, наверно, служба шла, и батюшка, наверно, там был. Она [пещера] такая большая была, што народ туда входил. Посреди ручей бяжал. На ту сторону-от гора, под ту гору ручеёк убягал. Всё говорили, што ручей бяжйт напротив сонца. А што там? <…>
А на стенах там церковным каким-то буквам было написано, на стенках, синим. А кто там писал? Челавёк ли, не челавёк? Ня знаю. <…> Молились там, стояли со свечам, жгли. <…> [Бабушка меня] маленькую носила. Говорила, завет был дан. Ещё до войны это дело было. Был завет дан, что каждый год мне ходить туда в Трутнево. А тут война. <…> Потом я с бабкой ходила, а потом как-то с сястрён-кой со своей — это мы малышня бегали утром рано. Мы што там? — мы ничё ня знаем. Мы помытьца-то помылись, а службы-то мы никакой и не видали, и не слыхали, што там поют, што говорят.
[Как давали завет?] Ну, вот как-то даётся, што, если у меня всё поправится, если поправлюсь, значит, я должна туда ходить. Говорят — «по завету», «дал завет». Што вот, если што ты задумал и сделалось харашо — ты должен ходить туда каждый год».
д. Полна, Гдовский р-н, 4683-13. Исп.: Карасева Н. И., 1935 г. р. Зап.: Теплова И. Б., Мехнецова К. А., 03.08.1996. Расш.: Теплова И. Б., Попова И.С.
№ 5. Предание о разбойниках
«Рытагора у нас есть, окал четвёртава разъезда. Там жили [разбойники]. Эта ишё в революционная время. Анё не хатёли служить в армии царя и убя-гали. Там у нех такой подземный был дом здёлан, будь здаров. Вот, и убивали людей. Им жить-та нада чем-та — и убивали. И вот адна девушка шла с Ленинграда на Псков, вот куда-та суда. Ну, ана заработала дяньжонак, видимо. И вот так анй яё убили, а денег-та не нашли. А деньги-та были в касы [спрятаны]. Тут такй случаи были.
А на лошади едут тоже. Убьют хазяина и эта всё забярут. У нас и в дярёвни так было. А потом (й)их всё-таки вылавили этых. Так у них там всё-всё была на свети — и на чём спать, и есть, и пасуды — всё наношина».
д. Партизанская, Гдовский р-н, 4684-27. Исп.: Лаврентьева Л. К., 1922 г. р. Зап.: Теплова И. Б., 04.08.1996. Расш.: Загребнева С А.
ПОВЕРЬЯ, БЫЛИНКИ
№ 6. Колдуны «портили свадьбу»
«Порчу-то я ня знаю. <…>
Как один раз клубок шерстяной, с иголками, дружка нашёл!
Там, мы гаварйм, например — вот крыльцо, коридор. А в церквах-то — притвор… (Где это, при-
27*
твор такой? Перед залом што ль большим? Где-то там). Ну, вайдёшь, на пути [подкидывают клубок], штоба зацапйл ба — жанйх или невеста. [Те], кто там ни хатёли, [чтобы поженились они]. Ну, его [клубок] нашёл дружка. Так што он в руки не попалса маладь’ш, ничаго».
д. Полна, Гдовский р-н, 4683-07. Исп.: Карасева Н. И., 1935 г. р. Зап.: Теплова И. Б., Мехнецова К. А., 03.08.1996. Расш.: Тепло-ва И. Б., Попова И. С.
№ 7. Колдунья навела порчу -«тихое помешательство»
«Нам бывальщина. И в нас-от матка была помешавши. Сказали: "Пирогов дали Нюши поесть, и с её следа взят зямлй двенадцать раз и брошена в могилу — ана у вас ссохнет". Так мы всё время с дядей Модестом мучились.
Приняслй адйн-от раз три кусочка пирогов отрезанных. (Я потом спомнила). И сказали, што: "Нюша, попробуй майх пирожков". Нюша и по-пробывала — Нюша помяшалась. Была такое тихое помяшательство, и бальнйца не вылечила, пака вот бабка [не помогла]. <…>
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44