Поиск по сайту

Песенные и инструментальные традиции

Сейчас в пещеру никому не войти — вход в нее за­полнен водой. В шестую пятницу после Пасхи на
ручье и источнике рядом с Трутневской пещерой проходит водосвятный молебен.
Около пещеры находится СВЯТОЙ КАМЕНЬ («камень со слядкбм»). На этом камне «два следа шахнуты — один большой, другой маленький». Счи­тается, что это след Богородицы, в нем никогда на пересыхает вода. «Со следа» брали воду по завету и мылись этой водой — тогда «давая Бог счастья». Происхождение святых камней связано с мотивом «чудесного явления». «В Сосно крест — откудова взявши? Когда-то выплыл. Поставили его на остров­ки» (Гд., Сельце-Горка 3134-50). На месте явления святой мученицы Параскевы построили церковь с тремя престолами: Пятницей, Троицей и Николой. По легенде, записанной в д. Лядины Гдовского района, святая Параскева плыла по Чудскому озеру и села отдохнуть на камешке, а потом внезапно «скрылась» (Гд., Лядины 4661-50). По сведениям из д. Замошье Плюсского района, на месте чудесного явления иконы Иоанна Богослова поставили цер­ковь (Пл., Замошье 4137-05).
В д. Крутое записана легенда о том, что перед явлением иконы было «предсказание»; икона по­явилась на роднике — из-под земли вышла, а женщи­на с девочкой захотели ее взять, и она чудесным об­разом снова «ушла» под гору. В память об этом на источнике поставили маленькую часовенку «на столобках». Часовню и колодец посещали по заве­ту — умывались и оставляли одежду больных людей, умерших детей (Гд., Крутое 4653-14, 34). Часовня Кресту Животворящему у д. Раскопель была пост­роена в петровское время. Рассказывают, что в этой часовне «народ спасался от врагов» в ходе Север­ной войны (Гд., Раскопель 4659-40).
ПОВЕРЬЯ, БЫЛИЧКИ
Среди быличек, бытующих на территории север­ных районов Псковщины, особое место занимают былички О ВРЕДОНОСНЫХ СИЛАХ, способных забрать «спор» (жизнедающее начало хлебного зер­на), унести урожай, испортить человека, извести всю его семью, отнять молоко у коров, погубить скоти­ну. Эти силы могут воплощаться в образах демони­ческих существ (Огненная Змея, русалки, «нечйсти-ки», «шишки») и подчиняться человеку, владеющему колдовством («колдунья», «волхва», «пожиналка»).4
Повсеместно распространены былички о КОЛ­ДУНЬЕ, ПЕРЕЖИНАЮЩЕЙ РОЖЬ. Ее представ­ляли в образе обнаженной женщины с длинными, взлохмаченными волосами, бегающей с серпом но­чью накануне Иванова дня, по полю поперек по­лос, крест-накрест, верхом на клюке, кочерге или помеле. Три колоска отрежет — бросает себе за спи-
ну, еще три отрежет — бросает на землю, и всегда у нее был хлеб, а у хозяина — «спора не будет». Кол­дунья «спор вынет», «штобы (й)им спор был, а тибё — убытак», у хозяина «с рожью плоха», «намалота мало», «нет такого намолоту, приросту хлеба-та».5 Колдунья завязывала узлы на колосьях — «заломы». Считалось, что если случайно сжать залом, то забо­лят или отнимутся руки, может умереть жница и вся ее семья, поэтому заломы оставляли нетронутыми, осторожно обжинали вокруг и сжигали после жат­вы (Гд., Полна 3149-16, 17; Пл., Усконицы 4153-07).
Записаны былички, сюжеты которых связаны с ОБНАРУЖЕНИЕМ КОЛДУНА: колдунья в белой рубахе пережинала рожь; дед подобрал пережатые колосья, привязал их к колесу и начал его крутить -женщина, которая пережинала поле, пришла про­сить хлеба (Гд., Захонье, 4676-39); женщине подки­нули положенные крест-накрест метелки, она сож­гла их, сказав: «Вот будет тому, кто приносил!» — и во время горения слышался вой, а после — «соседка разболелась» (Гд., Полна 4682-11, 16).
Былички О КОЛДОВСТВЕ НА СВАДЬБЕ свя­заны с наведением порчи на молодых путем подки­дывания клубка шерсти, тряпочек, пука волос и т. д. Колдун остановил свадьбу, смазав ворота медвежь­им жиром, «оборотил» свадебный поезд собаками, а молодых загнал в ригу.6 В быличках о СМЕРТИ КОЛДУНА рассказывается, что облегчить ее мож­но, «выбив потолочину»; колдун умрет спокойно, если передаст свои знания другому человеку.7
Не менее распространенный сюжет быличек связан с порчей колдунами домашней скотины на «Чистый четверг» или Иванов день: отнимали мо­локо у коровы, делали его горьким.
Одним из воплощений колдовской силы была ЗМЕЯ (реже — Змей), которая сосала молоко у ко­ров, носила колдунам через печную трубу ведра мо­лока, муку, хлеб, деньги. Можно узнать о колдов­ской природе отнятого молока, перекрестив ножом масло, молочную крынку, другую посуду в доме колдуна, — в молоке (или масле) покажется кровь. Чтобы помешать Змее уносить молоко, нужно пере­вернуть крынки, горшки вверх дном.8
Образ Змеи мифологизирован, он устойчиво связан со стихией огня: Огненная Змея, огненный шар «с хвостом», «Ясная»; она гонится за челове­ком и бросает угли. По единичному рассказу из Плюсского района, молоко отнимала не Змея, а птица Зорйца, «как золотом горит» (Пл., Заозерье 4147-09). Другая характерная особенность Змеи — ее способность летать: летучая пузатая Змея, «как большая птица» и т. д.9 В д. Чернёво Гдовского района описана Черная Змея, у которой гребень, как у петуха, голова, как у собаки, хвост перелива­ется, сама коротенькая, грудь толстая, летает и но­сит колдуну деньги; и круглая Белая Змея, которая
выползает из-под груды каменьев на пастбище и со­сет молоко у коров (3301-10).
Широко представлены поверья и былички о РУ­САЛКОЙ. Русалкой могли называть колдунью, ко­торая пережинала и делала заломы в ржаном поле (Гд., Заклинье 3305-12). По поверьям, зафиксирован­ным в северных районах Псковщины, русалками ста­новились «проклянутые девочки» — если скажет мать «чёрным словом», дочки не будет, она уходит в ру­салки. Чтобы вернуть ее, надо накинуть на шею на­тельный крест.10 Русалки — голые девушки, живущие в озере, реке или около нее. У них рыбий хвост и длинные распущенные волосы. Русалок можно уви­деть купающимися рано утром или застать сидящи­ми на берегу реки (на камне посреди реки, на мосту) и расчесывающими свои волосы.» Когда русалка мо­ется в реке, она голосит (Пл., Заплюсье 4154-38).
В одной из быличек рассказывалось, как русал­ка сидела на мосту и чесала волосы белым гребнем. Ее увидел мужик, отобрал гребень и отдал жене. После этого ему стучали в окошко в двенадцать ча­сов дня и в двенадцать часов ночи, требовали: «От­дай гребень!» — пока не отнес его назад (Гд., Купко-во 4672-26).
Русалке близок образ «уденйцы», которая во время «уди» (обеда) сидит на мосту и чешет волосы (Стр., Давыдове 3146-71).
«Невидймцами» становились ПРОКЛЯТЫЕ ДЕТИ — нечистая сила уносила их в лес, в овраг. По ночам «невидймцы» плясали на мосту и будили спя­щих (Гд., Малое Чернёво 3294-30, 31; Прибуж 3294-48; Чернёво 3301-23).
Наиболее характерные мотивы бьшичек о мерт­вецах, ЯВЛЕНИЯХ ПОКОЙНИКОВ связаны с просьбами-наказами дать какую-нибудь вещь, в ко­торой нуждается умерший на том свете. Женщине приснился сын, который умер вдалеке: он «прихо­дил» во сне, просил подушку и сапоги (Гд., Велику-ша 4674-09).
Умершие могут звать к себе в гости, предвещая тем самым смерть тому, кому приснились (близки быличкам о «вещих снах»): покойный муж звал же­ну к себе (Гд., Тупицино 3299-10), брату приснилась умершая мать, которая построила дом без окон, без дверей — брат вскоре умер (Пл., Заполье 4177-08) и др. Считают, что «покойники ходят» в течение со­рока дней после смерти — в доме слышатся звуки их шагов (Стр., Задорье 3146-12). Некоторая часть бы­личек о мертвецах смыкается с быличками о нечис­той силе, к примеру — о том, как умерший жених подъехал к дому и повез невесту «под венец» (Гд., Чернёво 4676-22; Стр., Давыдове 3146-69).
Былички о висельниках также развивают тему вредоносности нечистой силы: женщина задумала повеситься — ночью к ней пришел «шишок»; девушка решила повеситься, но передумала — вместо нее поле-
27-198
но попало в петлю; человек решил попробовать уда­виться и попросил вытащить его из петли, а друзья отвлеклись, увидев в окне свадьбу, и не успели его спасти (Стр., Давыдове 3146-71; Рожник 3130-53, 54).
Значительный объем материалов составляют былинки о ГАДАНИЯХ В СВЯТКИ. Их основной мотив — несоблюдение регламента гадания и смерть гадающей девушки. Если девушка забыла «заамй-нить», то ее могут утащить, замучить до смерти, за­давить черти, «шишки». Особенно часто этот мотив встречается в связи с гаданиями в бане.12
Другая группа быличек о святочных гаданиях связана с мотивом достоверности того, что узнала девушка во время гадания: привиделся поезд — де­вушка уехала жить в город, показалась тройка ло­шадей — вышла замуж и др.13
Довольно развернуто представлены в традиции былички О «ПРИВИЖДЕНИЯХ» в гумне, на дво­ре, в риге. Вот несколько характерных сюжетов этой группы:
—  Привиделась собака около гумна — ее пыта­лись ударить и не смогли; придя в деревню, обнару­жили, что собака пропала (Гд., Купково 4672-26).
—  Подходя к деревне, увидели горящее гумно; через некоторое время — ни огня, ни дыма (Гд., Куп-ково 4672-26).
—  Женщина ночью пошла кормить лошадей -ей показался мужчина в шубе и красном кушаке, похожий на умершего хозяина — это домовой (Пл., Вир 4155-08).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Северный регион.
  • Районирование и климат
  • Интересное