Поиск по сайту

Песенные и инструментальные традиции

— Бабушка-Ёжка, что ты делаешь? — Ямочку ко­паю. — Зачем тебе ямочка? — Денежку ищу. — Зачем тебе денежка? — Иголочку купить. — Зачем иголочка? — Мешочек сшить. — Зачем тебе мешочек? — Камуш­ки собирать. — Зачем тебе камушки? — В твоих ребя­тишек бросаться. Они мне всю капусту поломали.
Гдовский район:
Гдовская вол.: Крутое 4653-22.
Юшкинская вол.: Козлово 3309-42.
19.  «Я стою, огнём пылаю на калиновом мосту»
Я стою, огнём пылаю на калиновом мосту, кто меня любит — тот и выручит меня.
Гдовский район:
Первомайская вол.: Блянск 3119-27.
20.  «Барыня купила чемодан»
Барыня купила чемодан, в чемодане сто руб­лей. Что хотите, то купите, чёрным с белым не бе­рите. Рукам-ногам воли не давать, носом творог не макать.
Гдовский район:
Полновская вол.: Полна 4681-19.
21.  «Открывайте ворота»
Открывайте ворота! Сама мать пройдёт, всех детей проведёт.
Гдовский район:
Полновская вол.: Полна 4683-32.
СЧИТАЛКИ
22.  «Шла собака через мост»
Шла собака через мост: четыре лапы, пятый -хвост.
Гдовский район:
Гдовская вол.: Подоспа 4663-34.
23.  «Шла торговка мимо рынка»
Шла торговка мимо рынка и упала на корзин­ку. В этой маленькой корзинке есть помада и духи, ленты, кружево, ботинки. Что угодно для души?
Гдовский район:
Гдовская вол.: Подоспа 4663-36.
24.  «Шла кукушка мимо сети»
Шла кукушка мимо сети, а за ней бежали дети и кричали: «Куку-мак». Убирай один кулак!
Гдовский район:
Чернёвская вол.: Чернёво 4676-26.
25.  «Аты-баты, шли солдаты»
Гдовский район:
Плесновская вол.: Тербачево 4665-18.
26.  «Ехал мужик по дороге»
Ехал мужик по дороге, сломал колесо на пороге. Сколько нужно для починки колеса гвоздей? Говори скорей, не задумывайся (говорят число и считают).
Гдовский район:
Гдовская вол.: Подоспа 4663-37.
ЗАГАДКИ
27.  «Мать толста, дочь красна, а сын под не­беса» (Печка, огонь и дым).
Гдовский район:
Полновская вол.: Полна 4683-25.
28.  «Дваста бодаста, четыреста ходаста, один махтырь и два ухгыря» (Корова).
Гдовский район:
Полновская вол.: Полна 4683-25.
29.  «Маленький, горбатенький, всё поле пере­шёл и красну шапочку нашёл» (Серп).
Гдовский район:
Полновская вол.: Полна 4683-25.
30.  «Бабушка Софья день и ночь "сбхня"» (За­слонка в печи).
Гдовский район:
Полновская вол.: Полна 4683-25.
Раздел 10 ЖАНРЫ НАРОДНОЙ ПРОЗЫ, ПОВЕРЬЯ
ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ. ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ МЕСТ
Жанры устной прозы составляют обширный и чрезвычайно интересный пласт традиционной на­родной культуры.
Тематика легенд и преданий, зафиксированных в северных районах Псковской области, многооб­разна. Записаны предания и легенды, объясняющие происхождение и название поселений, возвышенно­стей, полей и лесов, местных святынь — камней, ис­точников, древних захоронений; легенды о явлени­ях икон и образов святых, о провалившихся горо­дах и церквях, об Александре Невском, местночти-мых святых, пустынножителях — Иларионе Гдов-ском, Савве, Никандре и Мардарии.
Широко распространены легенды и предания о ПРОВАЛИВШИХСЯ или ПОТОНУВШИХ ЧА­СОВНЯХ, ЦЕРКВЯХ, ГОРОДАХ. В Гдовском По­озерье рассказывают о потонувшем городе, в кото­ром было четыреста церквей. По словам стариков («прапрадед говорил»), около деревни Заручевье церковь провалилась «скрозь землю» (Стр., Бель-ско 3131-57). По преданию, записанному в д. Незна­мо Поле Гдовского района, в «Городищенской Го­ре» находится провалившийся город. Ежегодно на этой горе проходит традиционное гулянье в Егорь-ев день (Гд., Незнамо Поле 3308-48).
Места внезапно исчезнувших под землей куль­товых сооружений считаются местными святыня­ми — к ним совершаются паломничества с целью ис­целения. В д. Полна рассказывали, что и в наше время в Петров день ходят к кресту, поставленно­му на месте провалившейся часовни — бросают деньги, на крест вешают полотенца, платочки. Тем, кто болен, Бог дает исцеление от различных болезней.
Древние захоронения — КЛАДБИЩА, МОГИ­ЛЫ, СОПКИ, КУРГАНЫ, ГРИВЫ, ХОЛМИКИ, «ДАВНЁШНИЕ» ГОРЫ — остались от войны с тур­ками или шведами, с тех пор, «когда Литва ишла», «богатыри воевали», «до этой веры». Рассказыва­ли, что «деды» переселились в эти края «из-за Пско­ва» после того, как прогнали шведов. В курганах похоронены богатыри, «высокие люди», и одно из почитаемых мест (под д. Тупицино Гдовского рай­она) так и называлось «Богатырь»; в старину там был каменный крест.’
Историческая память народа бережно хранит имя великого князя АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО, одержавшего победу в 1242 г. в Ледовом побоище близ Вороньего Камня. По одному из преданий, де­ревня Кобылье Городище, находящаяся недалеко от места битвы, названа так потому, что там «было кабыл нагнано» (Гд., Островцы 3135-56). По друго­му преданию, название деревни происходит от фа­милии сподвижника Александра Невского — князя Кобылинского. До сих пор рассказывают в народе и о Вороньем Камне — огромной скале недалеко от берега, за которой «прятались русские полки» пе­ред нападением на врага (Гд., Великуша 3136-06; Островцы 3135-56).
С именем Александра Невского связаны назва­ния деревни Княжицы и сопок поблизости деревни Княжьи Горы в Струго-Красненском районе, где, по преданию, он останавливался со своей дружи­ной (Стр., Княжицы 3148-33). По легенде, записан­ной в д. Лядины Гдовского района, Александр Нев­ский совершал переход через озеро в день святого Николая. Святой помог князю — он так «сделал» врагам, что они не смогли сдвинуться с места — «за­дубели» (Гд., Лядины 4661-51).
Значительный пласт составляют рассказы о ПУСТЫННОЖИТЕЛЯХ. Считается, что деревня Староверский Луг в Плюсском районе была назва­на так в память о староверах. Когда их «разгоня­ли», на местный луг пришел один пустынник и по­селился там (Пл., Староверский Луг 4162-19).
В Гдовском районе чтут память СВЯТОГО ИЛА-РИОНА. По преданию, он скрывался, жил отшель­ником в дупле дуба. К дубу приезжали по завету -вешали полотенца, иконы. Святой Иларион был похоронен в монастыре, который сгорел; в память о нем в д. Озера построили церковь, которой в на­стоящее время уже не существует (Гд., Мда 3136-66; Низовицы 3135-42).
В Струго-Красненском районе почитают свя­тых САВВУ, НИКАНДРА И МАРДАРИЯ (в народе называют «МАНДАРИЕМ»).2 По легенде, записанной в д. Вейтлус Струго-Красненского рай­она, все трое святых жили в болотистой местности в десяти километрах от д. Маяково. Там находится могила «Мандария», а Савва похоронен около д. Палицы. По рассказам, Савва и Никандр уже «записаны на икону», а мощи Мардария «еще не вышли». На севере Порховского района находится
знаменитый монастырь — Никандрова Пустынь. Место упокоения отшельника считается святым (Стр., Вейтлус 3133-02). Местночтимым святым «давали заветы»: в память о святом Никандре по­строили часовню, чтобы деревня не страдала от по­жаров, «заветнули» молиться святому Савве — что­бы не погибал скот (там же).
Легенда о Мардарии, записанная в д. Подножье Струго-Красненского района, повествует о том, что «Мандарий — нежанатый, в лясу жил, с людям обчался. При ём привиждёния на счёт Бога были. Пока он жил, народ ходил к ему. Жил в щйром ле­су — нет ни полянки, ничего. Жил долго. Когда умер — на кладбище не свезти было. Не взять и не свезти на лошадях было на кладбище. Гасподь не пустил. Видимо, знался с ким… Там, где схаронен святой Мандарий, где магйла евоная — масенький машок [мох] взявши. Гладко, чисто всё. По краям -чарнйчник. Раньше там часовенка была» (3133-09).
Другая легенда иначе осмысляет отшельничест­во Мардария — «убёгши с Сибири, высланец», скрывавшийся в лесах. Перед смертью «Мандарий» наказывал: «Как я умру, привяжите за ногу и воло­ките меня, пока не оторвусь, там и похороните». Так люди и сделали, «в дремом лясу» схоронили (Стр., Заборье 3133-22).
На Воздвижение совершается паломничество к месту упокоения Мардария, проходит служба на могиле святого и освящение речной воды.
В связи с культовым почитанием источников в Гдовском районе зафиксированы предания о клю­чах и «ключевой горе» близ д. Тупицино, целебном источнике у д. Подсосонье (Гд., Заклинье 4677-16; Захонье 4676-43).
Еще одна местная святыня — это ПЕЩЕРА око­ло деревни Трутнево Гдовского района.3 По рас­сказам, эта пещера и пещеры Псково-Печерского монастыря связаны с Киевом. «В Трутнево пещера е[сть]. Какой-то завраг. Гора. Между горы речушка бежи[т] в нору — в Киев» (Гд., Мда 3136-62). «В пе­щере — иконы есть. Вроде зайца пускали — он в Ки­ев шёл-шёл и вышел» (Гд., Великуша 3136-06).
О происхождении пещеры сведений немного. «Считают, что Бог сделал так. Гора, как дом. Там пещора в тары — как мой дом. Там река праходя. Пещора — така, как нора. Там темно, как снарядом пробило. Сухо, как дома сидишь» (Гд., Островцы 3150-19); «…пешшора была в землю туды вкопав­ши» (Гд., Сельце-Горка 3134-50). По преданию, когда-то в пещере «на самом верху образовался крест» с надписями: «церковными буквами», «на латыни» (Гд., Полна 4683-15; Ямм 4681-04). Ранее «в пещоры» висели иконы. Люди жертвовали плат­ки, полотенца, пояса, ленты. По сведениям из д. Ан­дронова Гора Гдовского района, в пещеру запре­щалось ходить беременным женщинам (3300-28).

Рекомендую купить запчасти для прицепов у ooosak.ru

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Северный регион.
  • Районирование и климат
  • Интересное