Песенные и инструментальные традиции
Встречаются свидетельства о ВОРОВСТВЕ ДЕВУШЕК с целью насильного замужества: «Аны ночью приехали, мяня хатёли укрась. А мама-та мне паслала сястру младшу (яна ишшё на гулянья ни хадйла), што: "Скажи Аннушки — пусь домой не йдё[т], то её дарогай всё ровно увяду[т]". Яна пришла, мне сказала, я к падружки ушла начавать в другую сторону. Аны мяня так и ни даждалися, ни нашли мяня, я на второй день домой пришла» (Гд., Желча 3133-41). Характерно, что этот обычай бытовал и в старину. «…Калека, но он богатый был. Так вот, эта у маёй уже бабушки [было]. Так вот, её с поля взяли и — под венец. Так мать даже сердечный приступ палучйла, што [дочь] вышла за такова. Но вышла и жила. Канёшна, не с любимым. Богачи это вот делали. Понравитца девушка, а радйтели не выдают, и тада, значит, анй её украдут. Вот ана [девушка] паёхала землю баранйть весной, её и сваро-вали. И сразу в цёрков — обвенчали, и всё» (Гд., За-лахтовье 3134-35). Наиболее распространены в северно-псковских традициях сведения о свадьбах, начинавшихся со сватовства и происходивших с согласия родителей.
СРОКИ СВАДЕБ
Свадьбы старались справлять в свободное от земледельческих работ время. Строгие ограничения на возможность бракосочетания налагались в посты и постные дни. «Теперь-то ведь в посту жёнют-це, а ведь, бывало, ни жанйлися в пасту, всё ждали вот мясоди» (Гд., Наумовщина 3154-30). Играли свадьбы и осенью, после окончания полевых работ, но предпочтение отдавалось зимнему мясоеду. «Новой год, Рожество и Крешшёнье. Как Крешшёнье пройдёт — так начинаю[т] уже парни жанйтца, свадьбы играю[т]. "Крешчёнье — всем дялам решенье", -гаваря[т]. Вот в Новый год как-то наедет с цёрквы малодёжи. Боже мой! бкол цёрквы лошадей-то на-ставя[т] везде, молодёжи-то — сабярутца, девушек… И любую[т] всё парни-то девушек, а потом уже начинаю^] свататьца» (Гд., Наумовщина 3154-30).
К Масленице свадьбы заканчивались, и последний из возможных венчальных дней приходился на «Маленькую Масленицу».1
ДОГОВОР МЕЖДУ СТОРОНАМИ ЖЕНИХА И НЕВЕСТЫ
?ф- Сватовство
Сватали обычно крестные и родители жениха -его ближняя родня, если есть — брат, а также сват («сваток»), сватья («сваха», «свашка», «свашень-ка»). «Там у ково роннёе яму, и приходя[т] сватать» (Гд., Желча 3133-41). В некоторых случаях упоминается, что на сватовстве присутствовал сам жених — «князь», который приезжал с отцом. Жених приносил с собой вино, а родителям невесты полагалось готовить закуску. Однако присутствие жениха, как впрочем и невесты, на сватовстве не считалось обязательным. Вполне достаточно было договора между родителями, при этом нередко согласия молодых не спрашивали. Случалось и так, что жених и невеста, будучи из разных деревень, на сватовстве впервые видели друг друга.
В жены выбирали девушек с большим приданым, хорошим, крепким хозяйством. Выбором руководил трезвый крестьянский расчет на то, чтобы будущая жена не была ленивой, знала любую работу по дому. Решающий голос в выборе принадлежал старшему поколению. «Бывала-та, замуж выха-дйли — знаишь как? Ну, нада сына жанйть, невесту
нада выбирать — харбшую хазяйку, штоб ана робб-чая [была]. Поедем за дёсегь, за пятнадцеть, за два-дцеть километров… Не так, што вот, теперь — дружат, там онё ужо договорятца и всё. А бывала так, што хбча атёц с матерью их делом занять. Ну, надумают: "Поедем-от сватать Галю" (там-от — как дё-вачку звать?). Приедут — онё совершенно друг друга не знают, онё только пёрво увидя[т] друг друга. И их высватаю[т] отцы-родители. [Они] этава парня знают, а девке, может быть, и не хбчетца, она евб и знать не знает, и малец так жа. Вот, бывала, такй свадьбы были» (Гд., Чернёво 3301-41).2
Однако сватовство могло проходить и по предварительной договоренности между женихом и невестой. Тогда о приходе сватов родители невесты были предупреждены заранее. «К невесты приходя жанйх. Може[т] быть, ана не знакома с (й)им была, [а может] анй уже дагаварйвши — када придё[т]. Ну, ана и гаварйт мамы, што:
— Мама, севбнни нам нада пригатбвитца.
— А што гатбвить-та?
— Да вот, севонни вить сабирался (пусть хоть) Петя придти к нам.
— А зачйм?
— Да сватать буде[т], мама, сватать.
— Так нада параньше сгаварйтца-та нам, што пайдёшь или ни пайдёшь. М6же[т] он тебе не ндра-витца, он придё[т], пасватает, и всё» (Гд., Юшкино 3306-28).
Сваты приезжали на украшенных лошадях: «[Сватать едут] свай рбдныи. Жениха-та рода кака-нибудь есть, так лошадь запрягут и поехали. Шар-кй, звонки всякий у лошади привязана, бряча[т], на ремни нашиты всяки разные, и потом у дуги звонок» (Пл., Почап 4141-25).3
Поведение сватов отличалось от традиционных гостеваний тем, что они стремились сразу пройти к печи — «в посбнник»,4 где опрокидывали ухваты, гремели клюками, приговаривали: «Клюки ваши -невеста наша!»; «Ваша хата, ваша печь, молодая -наша!» (Пл. Лямцево 4151-18). Устойчивая терминология, фиксирующая данную традицию, наиболее полно представлена в Гдовском районе: «в клюки полезли», «в клюках поббрятся», «в клюки вббьют-ца», «дрались клюками», «клюки обвалят», «клюки цепляют», «клюки выкидывают», «ухватами гремели» и др.5 «Калй клюки есть, близка стая[т] — так па-мешаю[т] их — это уже знак даю[т], што за чим пришли. <…> Ну, павздымаю[т] их да шевеля[т]. Вот это клюку с клюкой-то переставляю[т], мешаю[т], што тут теперь уже поняли — за чим пришли. Как знак даю[т]» (Гд., Чудская Рудница 3118-29).
Далее сваты садились на край лавки с приговорами иносказательного характера, варьирующими мотивы «торга»: «Мы пришли к вам за товаром. У вас есть товар, а у нас — купец» (Гд., Чернёво 4676-
06); «Приехали — узнали, что у вас тёлочка продаёт-ца» (Гд. Полна 4680-09) и др. В приговорах высватываемая девушка уподобляется «козе, козочке», а потенциальный жених — «козлику»: «Козочку нам надо, козлик не стал дома находйтьца» (Пл., Лю-щик 4160-19). «А там клюки, бывала, были. И сразу этакай сват в клюках и поббря: клюкй памяшая, штобы эта — высватать нада, штббы ни "казу" да "выгулял"» (Гд., Желча 3133-41).
Общение сватов с хозяевами дома приобретало в некоторых случаях вид развернутых диалогических сцен, аналогичных ситуации выкупа невесты в свадебный день.
«Приехали сваты — сталы сабираю[т] и сватаютца:
— Мы приехали ня так к вам, мы приехали за делам, за таварам приехали, тавар хатйм купить!
А мама ёйная атвячая:
— У нас тавар дарагбй, вам не купить ёвб!
— Купим! В нас дёняг хвати[т]!
— Нет, не купить!
Мама-та ня хбча выдавать замуж, так вот и [говорит]: "Не купить!" Вот так таргуютца-таргуютца, за стали садятца. За сталбм сидя[т] — вино пью[т] и разговариваю[т]. Вь’юватаютца — па дамам пашлй и всё» (Гд., Желча 3133-41).
Договор двух сторон скреплялся совместной трапезой — собирали столы и угощались. Из ритуальных блюд на сватовстве готовилась яичница, невеста поила сватов чаем с баранками.6 «Приняли харашб, всё. И говори[т] [мать]: "Дуня, ставь самовар!" — это она, значит, начала самовар ставить. А раньши угошшёнье-то — баранки. Баранки насыпали. Самовар там, блюдцы, стаканы» (Гд., Купково 4672-09). Даже в том случае, если сватовство проходило в присутствии жениха и невесты, они не принимали участия в трапезе. «Сели за стол, угашша-ютца. А малады — идите, дагаваривайтесь в тую комнату, в другую» (Гд., Купково 4672-09).
После того как высватают, невеста давала жениху ЗАДАТОК («заклад», «залог», «дары»). В качестве залога мог быть использован атласный или шелковый платок, отрез холста или ситца, мужская рубашка, полотенце, ковер и даже ватное одеяло с двумя подушками.7 В Гдовском районе в знак согласия невеста накрывала бутылку с вином головным платком, который доставался затем крестной жениха, или дарила платок жениху, повязав его ему на руку. «Если б тблька невеста согласилася, ана даёт жениху бальшбй платок. А если б не согласилася — "рогатка" — отбой, всё! Выходя[т] [жених] с той палавйны — платок на руке, (большие платки такие, агрбмные, как одеялы), — значит, согласйли-ся» (Гд., Купково 4672-09). В день венчания жених привозил задаток, полученный от невесты: например, подушки, на которые садились молодые на свадебном застолье и в санях; ковер, украшавший
спинку саней и др. Независимо от того, что именно давали в задаток, говорили: «Платки уже отданы», — это означало согласие невесты.8 Если свадьба по каким-либо причинам расстраивалась, то все подарки оставались у жениха. «Молода даё[т] жаниху платки. А в нас онна и дала, да атказала яму. Платок дала шалковый яму. <…> И пропили уже. Пропили, и платок ёна дала, сагласйлась, а потом атду-мала и не пошла. Пропили вина, а заклад пропал» (Гд., Чудская Рудница 3118-29).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44