Песенные и инструментальные традиции
В северно-псковской традиции имеются сведения о «ЗАЛОЖНЫХ ПОКОЙНИКАХ». Их хоронили в бору, в лесу, некрещеных младенцев — под церковной оградой; тех, кто «опивши, задавивши», хоронили в западном углу кладбища — «туда солнышко закаты ваетце».
Умерших не своей смертью нельзя было отпевать, и их поминали нищие, которые пели специальные молитвы: «Помяни, Господи, утоплящих, задавлящих».20
Особый пласт поминальных причитаний составляют полевые голошения,21 исполняемые в различные моменты весенне-летнего периода: во время боронования, жатвы, пастьбы, обработки льна, а также во время выходов в лес (за ягодами и грибами) и др. Обрядовая система полевых голошений связана с обращением к вестникам мира родителей (кукушке, птицам, солнцу) и к умершим (или находящимся на чужбине) родственникам. Обычно с вечерней зарей оставались на ниве одинокие вдовст-
вующие женщины, сироты: продолжая жать, они голосили и пели. Причитали на кукушку в лесу и на пашне — «у кого горя много, тот и голосит»: «Как вси уходя[т], устаёшьсе вёчирым одная — вот начинаишь песни петь. Припевки всякий — кака встречу, таку и поёшь, штобы вси слыхали, што я на пали. Када вдавйца [вдова] адна аставалась, в гори жила, вот ана астанитца на паласы и абливаитца слязам!» (Гд., Полна 4670-19).
«В поле работаишь, барануишь или там што дё-лаишь, и голосят. Кукушка прилятйт, и вот што эта — как-будта свой чиловёк прилетел посмотреть, как роботаишь да все. А ана свайм горем жалитца яму, ётый кукушке, што вот:
Прилетела сёринькая кукушичка, Матушка мая (или там — детушки май). <…> Расскажу я тибё всё пра себя, сиротушку бедную, Такое-та мне горюшка случйлася. <…> Как тижело мне, сиротушки,
с маленькиим детушкам, Родненькая матушка»
(Гд., Тупицино 3299-05).
Устойчивы представления о кукушке как о воплощенной душе или вестнице мира родителей: «Кукушка принадлежит к покойнику» (Пл., Заозерье 4148-05); «Услышишь кукушку, как-та стано-витца трогательна так! Вспомнишь сразу всех своих…» (Пл., Вир 4155-17); «У меня дочка умерши.., вот кажну весну и встречаю: "Прилятбла моя серая кукушечка, прилятёла моя милая дочинька, принесла мне печальнаю вёстачку…"» (Гд., Новая Зубов-щина 4656-41).
Как рассказала одна из причитальщиц, когда она была девушкой, пахала в поле, кукушка прилетела и закуковала: «…Как заплачу! Пришла мама: "Ты што, доченька?" — "Мама, эта татка ко мне прилетел — пахать миня учит!" Ну, я так наплакы-лась!» (Гд., Безьва 3116-83). В детстве мама говорила: «"Дочинька, я памру, — гаварй[т], — пуголосьте, расскажите про своё всё вялйкая горюшка". А когда вот померла, пахаранйли, погониссе в поле или так где-та, и вот — кукушка прилятйт: "Ку-ку! Куку!" — "Ой! — я гаварю, — эта мама прилетела!" Ну, и начинаишь, и начинаишь плакать» (Гд., Заклинье, видеозапись).
К кукушке обращаются как к родному человеку, жалуются, просят «развести горюшко», ей дают «наказы», называют «жалостной птичкой» (Стр., Сковородка 3114-19), «божественной» (Пл., Заозерье 4148-02).
Сроки кукования кукушки ограничены, с одной стороны, Егорьевым днем, с другой — Петровым днем. В народе считали, что когда рожь выколосится, кукушка делается (оборачивается) ястребом (Пл., Алексино 4143-21). «И кукушка должна куковать до Петрова дня. К Петроваму дню должен ячмень выколоситца. Ячмень вь’гколоситца, кукушка
23*
задйвитца ячменём и не кукуит, вот. Такая серенькая, маленькая птйчечка» (Пл., Алексино 4143-21). Если кукушка прилетает в деревню, то это — к смерти. Особенно много примет было связано с первым кукованием кукушки. Первый раз увидишь кукуш-
ку — надо быть сытым и с деньгами. Если услышишь кукушку с утра — весь год проведешь в заботах, а если первое кукование приходится на время, когда лес еще голый — это сулит голодный год. На первое кукование кукушки голосили.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ПОХОРОННЫХ,
ПОМИНАЛЬНЫХ, ПОЛЕВЫХ ПРИЧИТАНИЙ.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
Поэтические тексты похоронно-поминальных причитаний складываются из поэтических формул, составляющих сюжетные мотивы. В основе образно-поэтического строя причитаний лежат древнейшие верования и представления человека о мире (представления о потустороннем мире, о предках-покровителях). В текстах причитаний отмечены основные категории обрядового времени и пространства, а также обрядовые персоналии, приобретающие статус традиционных образов-символов: «дальняя дорога», «чужая сторона», «душа-птица» и др.
В поэтических текстах причитаний отражаются как мифологический план происходящего («буже-ние» покойного, ожидание его в гости и др.), так и этнографическая реальность — акциональная сторона обрядовой действительности (описания событий реального времени, соответствующих определенным этапам обряда). Таким образом, в текстах причитаний раскрывается как вертикальный план отношений («живые — предки»), так и горизонтальный план, связанный с постепенным преобразованием субъекта ритуала и приобретением нового социального статуса живыми.
Степень закрепленности мотива за обрядовыми ситуациями в достаточной степени вариативна. Например, мотив «бужения» может функционировать в причитаниях, исполняющихся в дни, пока тело умершего находится в доме (ритуалы, предшествующие погребению) и на кладбище в поминальные дни (ритуалы поминовения). Однако некоторые мотивы характерны только для погребальных причитаний (мотив «необратимости случившегося»), другие — встречаются только в поминальных причитаниях («жалоба покойному на тяжёлую жизнь»).
Выделяются мотивы побудительной направленности, обращенные к покойному (наказы, просьбы-побуждения к ответному действию, выраженные в форме глаголов повелительного наклонения), к участникам похоронного обряда («расшанйтесь, люди добрые»), к персонажам-посредникам (кукушке, солнышку); вопросительной направленности (обращения к покойному «на што приобйдел-ся?», «куда пособрался?», «на ковб оставил?», имеющие риторический характер); повествовательной направленности (содержат описание происходящих событий, высказывание «своего горя», сетования-жалобы, сожаления).
Обращения к покойному связаны с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов
прилагательных и существительных, что отчетливо выявляет жанровую специфику текстов данного круга.
1 Мотив «бужения» в причитаниях, исполняющихся до момента захоронения, раскрывает представление о смерти как сне, поскольку сон традиционно воспринимается как временная смерть живых. В нем прослеживается надежда на возвращение к жизни («пробуждение ото сна»), понимается необратимость смерти. Это начальный момент разрушения связей умершего с миром живых. Ситуация переходного состояния — «уже не свой, но еще и не чужой» — отражается в восприятии времени — это «последнее время»: «Охти, прайдй-ка ты па сваей новай-та горенке последний минутачки» (Стр., Давыдово 3146-55).
В поминальных голошениях мотив «бужения» обозначает начало контакта живых и умершего: покойного «будят» для того, чтобы пригласить его на помин (в свадебном обряде — для благословения невесты-сироты). В поминальные дни «бужение» покойного осуществляется через заклинание стихий: «Задуйте, ветры буйные, разнесите пески жёлтые, откройся, гробова доска».
2 Стабильные формулы обращения к кукушке: «Не кукуй, кукушечка серая»; «Ой, да ты покукуй-кася, серая, ты серая кукушечка».
3 Данный мотив встречается во всех ситуациях похорон-но-поминальной обрядности, причем его оформление не зависит от приуроченности. Средствами слова регламентируются обстоятельства контакта: если умершего ожидают ночью, то он должен прийти «во сладком сне»; если ожидают утром, то он должен прилететь под окно, сесть на березу.
4 Единственный вариант записи, когда к покойному обращаются за помощью — с тем, чтобы он передал наказ живым навещать родных.
5 Побуждения к действию, обращенные к людям, закреплены за ситуацией проводов покойного в «последний путь». Эти мотивы обусловлены необходимостью урегулирования новых социальных отношений, возникающих после смерти одного из членов общины (тема сиротства).
6 В группе мотивов вопросительной направленности зафиксированы формы обращения только к покойному.
7 Постоянным для данного мотива оказывается факт молчания умершего, который воспринимается как обида на живых, после чего высказываются предположения о том, что могло стать причиной обиды.
8 С данным мотивом исполняется причитание у гроба покойного в часовне, когда «покойника будят» каждое утро до момента захоронения.
9 Варианты мотива «сборов в дорогу» связаны с социальным статусом, которым обладал умерший в мире живых. Например, молодая девушка «собирается» на «веселое гуляньице», «на веселую свадебку», «к чужим людям» (смерть как свадьба).
10 Отметим высокую степень метафоричности в восприятии «смерти как свадьбы».
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44