Песенные и инструментальные традиции
По дороге на кладбище кидали еловые ветки, ими же устилали дно могилы (Пл., Посолодино 4146). В Плюсском районе рассказывали, что после того как простятся с умершим, в гроб «поверх [тела] земельки сь’шят в ноги. Как земельки всь’шя[т], зако-лотя[т] — больше уже нельзя глядеть покойника» (Пл., Замошье 4138-04). Перед тем как опустить гроб в землю, ОТКУПАЛИ МОГИЛУ — кидали
«медяки» (медные деньги). Этот обряд соблюдается и по сей день.10 «Когда выкопают яму, пйряд гробам кидают медь, медяки туда — откупают могилы. Я и сама делала сыну сваёму» (Пл., Алексино 4143-04). Гроб опускали в могилу на «рушниках», в этот момент причитали.11
«Вот когда хоронишь и просишь:
Попрошу я тебя, сокол ясный мой, Ты похадй там, поишшй
моёва роднава батюшку. Расскажи ты про меня, про сиротушку, Как мне трудно здесь, сиротушки, Как я осталась одна-одинёшенька.
Вот и просишь, наговариваешь всё» (Пл., Алексино 4143-15). «Кагда ешчо вот апустят гроб в ма-гйлу, тагда вот выливают стопку. Туда [в могилу] стопку водки нальют. Мы, гаварйт, будем тибя пра-важать, водку пить и тибё вот — стопка водки» (Гд., Молоди 4658-44). После того как опустят гроб, каждый из присутствующих кидал в могилу три горсти земли (Пл., Алексино 4143-17).
С похоронно-поминальной обрядностью связаны различные ПРИМЕТЫ. Если в день похорон стояла плохая погода, это означало, что человек был грешным. По наблюдениям над тем, откуда ветер дует в день похорон, примечали, в какой стороне деревни «будет следующий покойник».
По народным верованиям, если покойного снарядили в последний путь неправильно (например, забыли повязать платок, надели не ту обувь), то он мог прийти во сне; это сулило еще одну смерть в ближайшее время. Считали также, что умершие приходят во сне, если по ним сильно горюют, много плачут. Чтобы умершие перестали сниться, заказывали панихиду в церкви.12
Первое поминовение после захоронения проходило около могилы — расстилали на земле скатерть и рассаживались вокруг.13 «Тагда, кагда зароют, тагда вот (сколько там паязжана (й)их есь?) бярут на могилы водку, закуску, канфёты, пячёнье и всё падобное, там вот тагда вот паминают» (Гд., Молоди 4658-44). После возвращения с кладбища поминали дома. Для умершего ставили рюмку водки и кусок хлеба, которые в сороковой день относили на кладбище; хлеб крошили, а водку выливали на могилу (Гд., Горско-Рогово 4667-22). В д. Чернёво Гдовского района рассказывали, что поминальные трапезы проходили в течение трех дней после похорон (4675-08).
На второй день после похорон также ходили на могилу, где оставляли обеденный прибор и рюмку водки, выливали водку на могилу (Гд., Тупицино 3299-09; Пл., Бутырьки 4174-11).
Основные поминальные дни — третий, девятый и сороковой день после смерти, «годовой помин» или «годовщина».
Утром каждого поминального дня ВЫВЕШИВАЛИ ПОЛОТЕНЦЕ, белый платок на угол дома или окно.14 «Утром встане[т] рано [хозяйка], напе-кё[т] пирогов — то с морковкой, то с капустой. Ну, вынесё[т] полотенце, повесит там — на улицу, часа в чатыре исчё — эта радйтелям, радйтели вытиратьца придут» (Стр., Давыдове 3146-57).
На девятый день после смерти ходили на могилу и голосили — «БУДИЛИ» умершего, «ЗВАЛИ ДУШУ» на помин, затем поминали на могиле. «Приходишь на могилку и начинаешь будить, тожа приговариваешь всё. Што ты вздумаешь, то и приговаривай:
И ты проснись, моя лебёдушка, Што пришла к вам матушка Будить тебя ранёшинька. И приходи ты ко мне паранёшиньки, Спровёдай свою рбдну матушку»
(Пл., Алексино 4143-11).
В Плюсском районе на девятый день устраивался общинный помин: «на выгоне» ставили стол, решето яиц, пироги с рисом и вино, и помянуть покойного мог любой прохожий. Вариант обряда связан с тем, что родственники умершего обходили всех жителей деревни (каждый двор) с решетом, в котором лежали поминальные пирожки, и просили помянуть покойного.15
Сороковой день после смерти назывался «сороковины». На поминки в сороковой день приглашали самых близких людей и тех, кто учавствовал в погребении покойного. Тому, кто омывал умершего, в этот день «размывали руки». Считалось, что до сорокового дня «душа» обитала дома, а в сороковой день отправлялась на небеса, улетала. В сороковой день при посещении кладбища вешали полотенце на крест, а в церкви (часовне) — на икону.16
Ключевое значение в обрядах поминовения имела ТРАПЕЗА. В начале поминального стола всегда читали молитвы.
Трапеза на могиле обладала рядом характерных черт — могилы посыпали крупой, рисом, крошили яйца, разбрасывали конфеты и печенье для того, чтобы склевывали птицы — «птичий помин». На могиле оставляли рюмку с водкой: «[Рюмку] ставим и водкай наливаем, и кладём закуску» (Пл., Алексино 4143-12), выливали стопку водки на могилу — «в голову покойнику», могилу «кропили со стопочки».17
Обязательными блюдами на поминках были кутья, которая подавалась в начале стола, и клюквенный кисель (в начале либо в конце трапезы). «Рань-ши кутья была. По-старинному кутью дёлыют. Ставят на стол кутью, кисель, пироги — это самая па-мйнка. А теперь вином заливают» (Пл., Алексино 4143-04). «Похароны настояшшии делают. Режут скатйнину, если у каво есь, тушут картошку, катлё-
ты делают, кисель варют, рис — делают кутью, пира-гй» (Гд., Молоди 4658-44).
Кутья приготавливалась и на похороны, и в поминальные дни. В деревнях сохранились старинные рецепты приготовления кутьи. По рассказам, ее готовили, в основном, из гороха, бобов, а также пшеницы, сваренных в сладкой воде и заправленных медом.18 «Кутью варили из гороха. Из риса с изюмом — эта кто побогаче был. Тогда ведь денег не было» (Пл., Алексино 4143-03). В некоторых случаях вся поминальная трапеза могла называться «кутьей» (Гд., Брод 4655-21).
Не менее распространенная поминальная еда -блины: «…чилавёк помрёт, нада блины печь, штоб ему мягка была хадйть па блинам к Богу» (Пл., За-мошье 4138-03). В третий, девятый, сороковой дни и годовщину готовили пирожки с рисом, творогом, ягодами — «поминальнички».19
При завершении обрядового застолья («напоследок») на похоронах и поминках подавали овсяный кисель «со сладкой водой» или клюквенный -«красный». «Кисель, вот когда похороны. Теперь этава тоже не делают. Раньше поминали — тбка родственники какие. Вот кисель варили и пекли пироги с чем придётца, с чем есть — и с картошкай пекли, и с рисам пекли. А напоследок, пёрид кисялём у нас читали "Отче", молитву такую "Отче наш" — пёрид кисялём» (Пл., Алексино 4143-04). В некоторых деревнях киселем всегда поминали на кладбище; его варили на поминовение в сороковой день после смерти (Гд., Купково 4672-20).
Еду, оставшуюся от поминального стола, «сушили» — ее нельзя было есть (Гд., Зубовщина 3118-06).
При поминовении в Троицу пекли пироги со свининой: снимали верхнюю часть пирога, разламывали его и ПОДАВАЛИ НИЩИМ для поминовения (Гд., Горско-Рогово 4667-22).
Основные годовые поминальные или РОДИТЕЛЬСКИЕ ДНИ: суббота накануне масленичной недели, Радоница, Троицкая и Дмитровская субботы. Поминовение умерших на могилах могло также включаться в празднование престольных и заветных праздников. В ритуал поминовения входили: приведение в порядок могилы, ритуальная трапеза на кладбище или в доме, исполнение причитаний.
Для северных районов Псковской области характерна прекрасная сохранность ПРИЧЕТНОЙ ТРАДИЦИИ. Звучание причитаний или голошений (по местной народной терминологии) отмечает наиболее важные моменты похоронно-поми-нальной обрядности.
Плакать «на голос» начинали после омовения умершего и положения во гроб; каждое утро до дня похорон покойного «будили» причетами.
В день похорон голошения сопровождали каждый момент обрядового действия: вынос гроба из избы или часовни, путь на кладбище, прощание на перекрестках, на краю деревни, на «выгоне». Голосить умели многие женщины, но также существовала и традиция найма «голошельниц» (Стр., Сикови-цы 3154-05).
Характер исполнения причитаний отражен в народных терминах: «голосить», «выть», «вуять».
Приведем текст поминального голошения на Троицу (записанного от Анны Тимофеевны Михайловой), которое погружает нас в эмоциональную атмосферу горестного плача-сетования:
«Вы задуйти, ветры буйный,
Вы разнесите пески жёлтые.
Ты откройся, гробова доска,
Ты проснйся, моя лебёдушка.
Ты открой-ка свои очи яснаи,
Пасматрй-ка ты на свою родну матушку.
Попрошу я тебя, моя доченька,
Не [о]бижайся ты на меня, сиротушку,
Что я редка так хожу
на твою крутую могилушку. Устали у меня, у сиротушки,
мои скорый ноженьки,
ут тежёлой ут работушки. Устали мои белый ручиньки
от силы непасйльнаю. Не смотрят мои очи яснаи
от слёз от гарючиих. Попрошу я тебя, моя лебёдушка, Ты поищи-ка там своёва
рбднава батюшку
И расскажи-ка ты ему про моё горюшка, Что осталась я одна-одинёшенька. Разлетелись мои детушки По чужим по сторонушкам. Я осталася одна»
(Пл„ Алексино 4143-11).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44