Поиск по сайту

Песенные и инструментальные традиции

Самолвовская вол.: Чудская Рудница 3118-26.
Спицинская вол.: Строгино 3298-90, 98; Усадище 3295-51.
Юшкинская вол.: Бешкино-2 3299-49, 53, 56; Духнова Го­ра 3299-33; Забредняжье 3307-62; Зигоска 3307-33 (уп.); Козлово 3309-34, 35, 37; Лунёвщина 3298-117; Незнамо Поле 3308-64 (уп.), 3309-09 (уп.); Шелопугино 3309-21 (уп.); Юшкино 3306-28 (уп.), 3307-26.
111.  «Вы садитесь, сватьюшки, за наши лавоч­ки» (варианты напевов 2, 3)
Вы садитесь, сватьюшки (сватушки, «сванюш-ки», «сванушки»; друженьки), за (на) наши лавочки (за наш широкий стол).
У нас лавки мытые (вымыты, повымыты), у нас стены тёртые (хвощом, «хвершбм» повытерты), столы наставлены, столы точёные (дубовые), ска­терти расстелены (скатертям покрытые), скатерти браные, яства сахарные. У нас гости званые (добры гости зазваны).
Гдовский район:
Добручинская вол.: Добручи 4671-34; Купково 4672-15, 17; Рябово 4673-15.
Полновская вол.: Желча 3150-38, 3152-22,4671-12 (фр.); Пар­тизанская 3117-04, 31, 3121-25, 3122-01, 31246-08, 4683-44, 45; Полна 3148-50,62,4668-34,4669-20,22,4680-14,4686-18.
Спицинская вол.: Залахтовье 3134-35, 42; Рубцовщина 3297-76 (пр.); Строгино 3298-92, 93; Усадище 3295-14.
Чернёвская вол.: Озерцы 3306-12; Тупицино 4666-07 (уп.).
Юшкинская вол.: Андронова Гора 3300-06; Бешкино-2 3299-50, 52; Духнова Гора 3299-34; Забредняжье 3308-03; Зигоска 3307-35; Козлово 3309-37; Лунёвщина 3298-122; Незнамо Поле 3308-59, 3309-07; Шелопугино 3309-19; Юшкино 3306-30, 3307-05.
112.   «Подборбвские девки гулевые были» (на­пев 21)
Подборе веки девки гулевые были, на рынок хо­дили, горелочку пили. Горелка-злодейка, к добру не приводит, из людей вон выходит.
Гдовский район:
Спицинская вол.: Подборовье 3120-20, 3136-39.
113.  «Коленька, тебя обманили» (варианты напева 13)
Коленька, тебя «обманили», старой бабушкой наделили. / Старую бабу (деву) к нему посадили.
Она прясть никогда не умела (она прясть не зна­ет, она ткать не знает).
Гдовский район:
Гдовская вол.: Подоспа 4663-20 (т.).
Самолвовская вол.: Путьково 3149-52 (пр.). Спицинская вол.: Сосно 3298-65 (т.). Чернёвская вол.: Слудка 3305-22 (т.).
114.  «Привьялила вьялица, лихая метелица»
(варианты напевов 2, 3)
«Привьялила вьялица», лихая метелица — к нам служка верная, посылка скорая.
Гдовский район:
Самолвовская вол.: Чудская Рудница 3118-48, 3124в-48.
115.  «Привели к нам тблянку, привели к нам неженку» (варианты напевов 2, 3)
Привели к нам «тблянку» («тулинку»; «тблёху»; неженку, «нежёху»), привели к нам «дроленку» («толянку», «творенку»; сударушку).
— Привыкай-ка, неженка, привыкай-ка, «дро-ленка» ко песту, ко «мёлену» («мелеву»), к коро­мыслу крутому (грозному), к ведёркам дубовым.
Не дадим мы (не дадут у нас) нежиться, не да­дим мы «толиться» (у нас «тулиться», «твориться»).
Гдовский район:
Добручинская вол.: Добручи 4684-59; Купково 4672-18; Лобановщина 4661-27, 30, 40; Лядины 846-01, 08, 19, 4662-04 (уп.); Худыкино 4661-15.
Первомайская вол.: Безьва 3116-81; Выселок Жуковский 4678-10; Горско-Рогово 3119-36; Старое Загорье 3118-19, 3119-55 (уп.), 3124-06, 3124в-05, 4657-49; Носовка 4668-06; Тереб 4656-19.
Плесновская вол.: Брод 4655-11.
Полновская вол.: Горка 3127-15а; Желча 3134-10, 3139-05, 3150-39, 3152-23, 4671-16; Полна 3148-63, 4670-04, 4680-01, 15; Чечевино 3126-62, 75, 3129-09; Ямм 3151-03.
Ремдовская вол.: Ореховцы 4660-10.
Спицинская вол.: Гаглово 3295-02; Залахтовье 3134-33, 43; Замогилье 3297-41, 42; Сельце-Горка 3134-52; Уса­дище 3295-17, 24.
Юшкинская вол.: Андронова Гора 3300-13, 27; Бешкино-2 3299-59; Духнова Гора 3299-36; Забредняжье 3308-02; Заполье 2303-33; Зигоска 3307-33 (уп.), 34, 3308-14, 31; Козлово 3309-41; Лунёвщина 3298-112, 113; Незнамо Поле 3308-61, 64 (уп.), 3309-11; Шелопугино 3309-21 (уп.); Юшкино 3306-31 (уп.), 3307-07, 28.
116.  «Привели молодку — у ней ноги кбротки!»
(декламация)
Привели молодку — у неё ноги кбротки! Берите тупицы, рубите пороги!
Гдовский район:
Добручинская вол.: Худыкино 4661-06, 08, 16.
117.  «Слепые кашники в огород заехали» (ва­рианты напевов 2, 3)
Слепые кашники (сватушки) в огород заехали (наехали), капусты нарезали, кочерыг напарили, горшки подавили.
Гдовский район:
Добручинская вол.: Купково 4672-16.
Первомайская вол.: Блянск 3119-19 (пр.).
Спицинская вол.: Островцы 3127-56, 3150-08 (уп.); Под-боровье 3136-21 (т.); Рогачёво 3134-60 (пр.); Усадище 3295-23.
Чернёвская вол.: Чернёво 3301-41 (уп.).
118.  «Дружки-ублаеды»
Дружки-«ублаёды» съели кошку с «катенята-ми», съели свинью с поросятами, курицу с цыпля­тами.
Гдовский район:
Юшкинская вол.: Андронова Гора 3300-05 (уп.); Бешки-но-2 3299-55; Духнова Гора 3299-43 (уп.); Забредняжье 3307-45; Незнамо Поле 3308-46 (т.), 53; Шелопугино 3309-20 (т).
119.  «Тёща для зятя пирог пекла»
Тёща для зятя пирог спекла: соли да муки — на четыре рубля; сахара, изюма — на восемь рублей; стал (спёкся) весь пирог — на двенадцать рублей. Тё­ща по горенке похаживает, косо на зятя посматри­вает. — Что ж тебя, зятюшка, не разорвало?
Лучше бы тёща не потчевала. А зять-то пришёл — весь пирог съел. Зять за порог — тёща клюкой по­перёк!
Гдовский район:
Добручинская вол.: Лядины 846-17, 4662-02. Спицинская вол.: Островцы 3150-04; Подборовье 3136-22, 38.
120.  «Сов-сов, совки, смоляные глазки» (вари­анты напева 17)
Сов-сов, совки, смоляные глазки, головой в портки. Куда сунешься, куда «рунишься»? В соба­чью дыру под (на) йзгороду. Там рожь росла, на бо­ру зрела. Ванька — «киловастый», Манька — «жило-вастая»!
Вариант текста: Сок-совок нагонял сорок. Ко­была пропала, билет показала!
Гдовский район:
Ремдовская вол.: Низовицы 3118-62, 3124в-20, 3135-23.
Струго-Красненский район:
Новосельская вол.: Замошье 3144-22.
Симанологская вол.: Замошье 3147-38 (т.).
121.  «Ходит кот по лавочкам» (декламация) Ходит кот по лавочкам, но-но-но, матушка!
Гдовский район:
Ремдовская вол.: Низовицы 3118-58 (пр.), 3122-24 (пр.).
122.  «Как эта зверина из Сибири привезена!»
Как эта зверина из Сибири привезена, на гвоз­док посажена! Шестьдесят полков чёрных волосов.
Гдовский район:
Спицинская вол.: Подолешье 3141-37 (фр.).
123.   «Коровушка-бурёнушка!» (декламация) Коровушка-бурёнушка!  Подай молока.  Не
дашь молока — давай пирога, а то пол разобьём! [В конце свадьбы приплясывают с пустым подой­ником].
Плюсский район:
Лядская вол.: Берёзицы 4156-24.
Раздел 7 ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ
В процессе экспедиционного обследования Гдовского, Плюсского и Струго-Красненского рай­онов была выявлена развитая система обрядов по-хоронно-поминального цикла, в основе которых лежат древнейшие верования и представления чело­века о мире. В последовательном развертывании обрядовых действий воплощаются этапы перехода умершего из «мира живых» в «мир мертвых» с по­следующим обретением умершим статуса предка-покровителя.
Умирающему стелили чистое белье, считая, что «помирать надо на чистом» (Стр., Сковородка 3114-26). В знак траура в доме на неделю завешивали зеркала и другие блестящие предметы темной тка­нью. Существовала примета: если с неба звездочка упала — «змея полетела» — значит, в этот момент где-то умер человек (Стр., Творожково 3147-14).
Обычно похороны проходили на третий или четвертый день после смерти человека. Основным содержанием обрядовых действий в эти дни было приуготовление души покойного к переходу в иной мир.
ОМОВЕНИЕ УМЕРШЕГО происходило не сразу. Примерно в течение одного-двух часов после смерти до покойного нельзя было дотрагиваться. Омывали в доме, на тюфяке, постеленном на пол. Родственникам умершего запрещалось принимать участие в омовении и для этих целей специально приглашали кого-нибудь «со стороны». Имеются сведения, что мыть умершего звали вдов. Женщи­нам, омывавшим покойного, запрещалось в даль­нейшем участвовать в приготовлении поминаль­ной трапезы. За омовение благодарили и одарива­ли. На сороковой день (через шесть недель) после смерти приглашали на помин того, кто мыл покой­ного, дарили платки и «размывали руки», «штобы руки не терпки были» — три раза «один онному по-плюхаю[т] на руки», «ты льёшь на ёйные, а она на мои».1
После омовения на покойного надевали «смерт­ную» одежду. Это могло быть любое новое и чистое одеяние, или специальное — саван. Сведения о сава­нах наиболее устойчивы в Плюсском районе.2 «У меня отец, я помню, в саване был. Я, ой, так бояла-ся яво! [Саван] с марли сошьют и вот тут так собе­рут, сборкай такой, всё сморшшут и наденут. Чёло-вёк-та ляжйт так. И вот оденут до самых ног — эта вот саван» (Пл., Алексино 4143-04).
Саван шили из цельного куска белой ткани (холста), с одним швом, без рукавов и пуговиц. «С бёлай материи целиком — во как человек есть, но только, што и на галаву так сделана, што вместе с этым саванам и на галаву надеваетца. <…> И саван этакай делали, шили. [Ни рукавов], ни пугавок, ни-чово в ём нету, а так вот — наложут адйн на адйн и на галаву такой сшивают, надевают. Но толька эта давно была, а теперь нет» (Пл., Почап 4141-04). После надевания смертной одежды покойного КЛАЛИ В ГРОБ.

Все подробности купить Apple Watch у нас.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Северный регион.
  • Районирование и климат
  • Интересное