Песенные и инструментальные традиции
В Гдовском и Плюсском районах в группе наигрышей «под песни» («под драку») зафиксированы типы «Сумецкая» и «Новоржевская» (с названием «Ма-зурицкая», «Гдовские припевки» и др.). Характер бытования «Сумецкой» — точечный, и данный регион является северной окраиной ареала его распространения. Тип «Новоржевская»-«Саратова» относится к общерусским наигрышам, приобретшим специфические черты в местной фольклорной традиции.
В инструментальной традиции Плюсского района в группе наигрышей «под песни» фиксируется наигрыш «Собака» (бытует и под названием «Скобаря», исполняется «под драку»). Это название встречается повсеместно на территории Плюсского района и
даже отчасти выходит за его пределы — в северные волости Струго-Красненского района. Наигрыш «Собака» в типологическом отношении является одним из вариантов игры «Страдания» (в частности, для него характерна особая композиция припевки).
Для традиции Гдовского района чрезвычайно характерен пласт танцевальной музыки и исполнение песенного репертуара под аккомпанемент музыкальных инструментов, в особенности — многострунных гуслей. В наиболее полном виде эти материалы представлены в сборниках Н. Л. Котиковой и Ф. В. Соколова.
Бытование наигрышей «под пляску» («Русского», «Барыня», «Камаринского») тесно связано с традиционными формами народной хореографии -женскими, мужскими и многофигурными плясками.
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ, зафиксированная в Гдовском, Струго-Красненском и Плюсском районах, чрезвычайно богата и разнообразна. Она представлена различными видами плясок и хороводами. В фондах Фольклорно-этногра-фического центра содержатся видеозаписи различных форм хореографии.
Женские (девичьи) пляски — «кружки», «во кружок» — исполнялись на вечерках, посиделках, супрядках: две девушки пляшут по кругу , бочком, взмахивая платками и двигаясь поочередно то в одну, то в другую сторону мелким приставным шагом. В Гдовском районе зафиксированы также круговая пляска на дожинках и пляски, сопровождающие исполнение свадебных плясовых припевок.14 «Топочут на оннбм мести — так вот и "жито тал-кли". Всяко плясали жёншчины. Пляска така была — старыим, старушкам таким. Сарафаны длинный, вот ещё возьмёт так сарафан на руку и вот пойдёт так плясать — "чу-чу-чу-чу-чу-чу"… Дак и платочком махали, платбчик тоже в руке, так и помахает вот так. Токо чистым, не грязным. "Чи-чи-чи-чи-чи" — так всяким козырем. "Ш-ш-ш" — и с прибауткам всяким. Да! И платочком маше[т]. И прикикы-вает, и припёвачку спаёт» (Гд., Гвоздно 4658-14,15).
Мужские пляски — «ломанья» — имели характер приуготовления к бою, драке. «"Скобаря"-то играют и ломаютца мальцы-то, а потом и задярутца, <…> это повод к драке» (Стр., Ровное 3131-08). Мужчины и парни «ломались» во время ярмарочных гуляний в престольные и годовые праздники. Характерные элементы мужской пляски — скачки, активные взмахи руками, вращения. Чтобы раззадорить себя, парни пели озорные припевки с подсвистыванием.15
В деревнях были распространены также многофигурные пляски, такие как «Кадриль» (на четыре или на восемь пар), «Ленова». «Кадриль — это такой широкий танец. Он полвечера занимает, только один танец. Аны там ходили и "за грибами", и "сва-
тались", и "переходы-ходы" всякие делали» (Гд., Чернёво 4675-09). «"Лянова" — в четыре чиловёка и вот крест-накрест. И вот и танцуем, и танцуем, и кружим — за ручку, вот так. Напроти[в] я с таббй, значит, иду. Вазьму тя пад руку, и вот крутимся. Патанцуем и опять на свае места становисся. А патом вот так — другая пара, тоже так же — крест-накрест» (Стр., Могутово 3141-15).
Важную часть фольклорной традиции северных районов Псковщины составляют хороводные песни — «каравбды». Одни из них исполнялись на свадебном застолье в доме жениха («Уж ты луга, луга луговая», «На горы там два дубчика стаит» и др.), другие имели приуроченность к весенне-летнему периоду календаря и звучали на уличных гуляньях в Масленицу, пасхальный период, заговенье, на Петров пост. Первая песня, открывающая уличное гулянье в Гдовском районе, — «На улице дождь-мороз». Хороводы, которые начинали водить на второй день Пасхи, назывались «летними песнями» («Из-за лесу, из-за гор», «Што по морю», «А я сяду и поеду» и др.).
Хороводные гулянья, так же как и супрядки, разделялись по возрастам на «маленькие» и «большие». «Маленькие» гулянья предназначались для девочек 14-15 лет, а в «большое» гулянье принимались девушки более старшего возраста. Песенный репертуар девушек существенно различался в зависимости от возрастной группы, к которой они принадлежали. Например, игровые хороводы: «В кара-воде были мы», «Дрёма», «Со вьюном я хожу» -были особенно любимы подростками.
Основной объем фольклорных материалов и наилучшая сохранность жанра хороводных песен зафиксированы в гдовской традиции. Здесь бытовали орнаментальные хороводы: «змеем бегали»,16 «змейкой» — «с двух канцов; как гадюка свиваитца, так и мы ходи[м]»; «полумесяцем», «крюками», «подковой»; «ряд на ряд». Особое место среди орнаментальных хороводов принадлежит круговым: шли по-одному, друг за другом или парами, двигаясь то в одну, то в другую сторону, с остановками -«во кружки ходили». Также зафиксированы игровые хороводы — в кругу, с выбором пары или постепенным набором участников.
Гдовская традиция наиболее интересна в отношении особенностей хореографии, для которой характерна организующая роль плясового движения участников (втаптывающий, с раскачкой, шаг, прискок на обе ноги, мелкий дробный приставной шаг, свободно-ритмизованное движение поднятыми на уровне головы руками).
Среди хороводных песен в северных районах Псковской области встречаются песенные сюжеты, имеющие общерусский характер распространения. Это орнаментальные хороводы «Долина-долинуш-ка», «Что по морю, морю синему», «Луги мои, лу-
ги», «Во лузях» и др., а также игровые хороводы: «Просо», «Я поеду во Китай-город гулять», «Дрёма». Однако встречаются и хороводные песни, представляющие местную культурную традицию. Таковы, например, песни «В нас на улице Матюш-ка», «Хорошо было катиться», зафиксированные только на территории Гдовского района.
Гдовская традиция отличается наилучшей сохранностью жанра хороводных песен. Их напевам свойственно типологическое многообразие, фор-мульность музыкального языка (политекстовые напевы «В нас на улице Матюшка», «Собиралась туча-гром», «пятисложная» ритмическая основа напева «Из-за лесика, лесочка тёмнова» и др.). Узкообъемная ладовая организация некоторых напевов свидетельствует об их принадлежности к раннему историко-стилевому слою. В Струго-Красненском и Плюсском районах жанр хороводных песен пред-
ставлен в усеченном виде и по ряду признаков смыкается с фольклорными материалами Порховского района.
В Струго-Красненском районе зафиксирован особый вид вокально-инструментально-хореографических форм, ведущую роль в которых играло действенное начало — набор участников в круг. Эта тема развивалась на образно-поэтическом уровне («Я хожу, не тужу, что одна гуляю», «Вы, пожалуйста, ребята, в нашу круговую», «И попросимте, ребята, чтоб раздвинулся народ», «Кудри мои, завивайте-ся»), а каждый текст завершался выбором пары и введением нового участника в хоровод. Эти тексты пелись на плясовой напев под инструментальный наигрыш «Русского» — таким образом, возникал цикл достаточно свободно сменяющих друг друга монострофических форм: «Ходют харавод, припевки па-ют девушки под гармонь» (Стр., Могутово 3141-15).
Раздел 5 СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД
В традиции Гдовского, Струго-Красненского и Плюсского районов бытовали два типа свадебного обряда: основной (со сватовством, с развитой в музыкально-этнографическом отношении довенечной частью), и свадьба «убегом» — «уходили тихонько, крадучись» (Стр., Кебско 3132-24).
Рассказы о свадьбах «УБЕГОМ» встречаются во всех трех районах, но их не так много. Соловьева Мария Ивановна (1905 г. р.) из д. Тереб Гдовского района так вспоминала о свадьбе сестры: «Одна ушла, тихонько, яну не пущали. Пошла на гуляние и ушла с парнем. Договорилася с парнем со своим и ушла. Я прихаж^ с гуляния, приходим… Мать — будить: "Вставайте, девки, надо малатйть идти!" — была пшеница насажена. Я гаварю: "Сейчас, мама". Прихажу, думаю: "Ой, ну што?.." -"Агнюшка где?" Я мнусь. Не знаю, што и сказать. Стояла-стояла, заплакала и говарю: "Мама, она ушла с Мишкой". Мёсец ничево не давали есть! Ругался папа» (4655-28).
Спустя некоторое время приходили «на мирё-нье»: «Пришли к нам [мириться]. Пришли — в ноги пакланйлись, просили прощения. И мы тут стали говарйть: "Папа, ну как же?" — "Раз ушла, так што?" Ну всё, отдали, всё» (Гд., Тереб 4655-28).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44