Поиск по сайту

Песенные и инструментальные традиции

убирая черепки от битых горшков, сыпали мелкие деньги. За это свекровь одаривала невестку. Моло­духа называла свекровь родной матушкой и обра­щалась к ней с просьбой: «Покажи, рддна матушка, с какого угла начинать пахать?». Молодая мыла полы после свадьбы и стелила новые половики из своего приданого. Ее вели во двор и показывали скотину.68
На второй день свадьбы молодуха шла за водой на колодец. «Хазяин тагда даёт наряд — каму какая работа. Еслив две-три там нивёстки, раньше — кто молол там в жёрнах, скатинку ухаживали, ваду на-сйли. [Свекор говорит]: "Тебе — вот, молада, ты бу­дишь вадйчку насйть, вам — молбть". А мне што-ни-будь другое заставит работать» (Гд., Желча 3117-02). «За водой всё больше с женихам хадйли. Идут на пару. Вот, парень идёт, на плече держит. Быстра идёт и рукам ня держит карамысел, он так идёт. Как воду несёт — увйдют: качаютца ли, ни качаютца -всё приметы были» (Гд., Партизанская 3117-02).
На колодце принято было оставлять несколько поясов — по числу хозяек, ходивших сюда за водой. «Утром за водой пойдёт невеста на колодезь — нада тоже дары — там караулят. Нада паяса — бывала, ткали, вешали на колодезь паяса» (Гд., Чернёво 3301-41). Если молодица оставляла только один по­яс, то его забирала первая из пришедших женщин.
По сведениям из других деревень, на второй или третий день свадьбы молодую вели на реку «во­ду глядеть», «воду показывать». Поезжане, деревен­ская молодежь подшучивали над ней — выливали воду из ведер, обливали водой, «здымали "на ура!"». Молодуха должна была откупиться — угос­тить всех вином (Пл., Лышницы 4181-15), бросить мячик — «ШЕЛУГУ», «ХОХЛАТУЮ ШЕЛЁГУ». В Плюсском районе «шелугу» или «холушку» (тря­почный мячик) невеста шила до венца, а накануне свадьбы в последний вечер парни и девушки играли в него.69
Повсеместно на второй день после свадьбы МО­ЛОДЫХ ВОДИЛИ В БАНЮ. На полу стелили со­лому, которую позже выкидывали. Молодица долж­на была положить пояса, платки или ткань на ка-
менку: «…Как выйдя замуж, так в байню в6дю[т] яю первый раз — так и с поёсам туды яну. На каменку пбис как-то кидаю[т]» (Гд., Горско-Рогово 4656-28).
Принято было ПЕЧЬ БЛИНЫ. Если второй день проходил в доме жениха, то блины молодым пекла свекровь. В том случае, если молодожены ехали к родителям невесты, где собиралась вся ее родня, то блины пекла молодая и угощала ими свою родню. Поезжане стремились украсть блины, чтобы получить за них выкуп.
«Блины пяклй, сковородник воровали — надо невесты пояс или чево-то дарить, выкупать. "Пе-чайник" — сковороду-то бярёшь. И теперь есь такие — на ручке на длинной такой, в печку-то далеко ста­вить сковороду. [Воруют] — ну вот, хоть бы я, или хто там — поезжана-та ищё есь, гости-та начуют, так варовали. Невесты нада выкупать» (Гд., Чернёво 3301-41). Если «молада пякёт, и вот ей то сковород­ник унясут, то бочку с раствором унясут. Ей нада всё выкупать: то пояса давала, кому што» (Гд., Пар­тизанская 3117-02).
На второй день после свадьбы МОЛОДЫЕ КА­ТАЛИСЬ «на долгий лён» (Гд., Сторожинец 3298-82). Они ехали к родителям невесты и приглашали родителей невесты на застолье в дом жениха.
Во второй день свадьбы или через неделю после свадьбы устраивался «КАШНЫЙ СТОЛ» у родите­лей жениха — «родня знакомилась». Так же как и на свадебном застолье, здесь выкупали кашу — покры­вали горшок салфеткой, на которую клали деньги.70
Родители невесты также ездили в гости к роди­телям жениха: «Так мы, бывала, "на хлебины" езди­ли. Мать с атцом [в день свадьбы к жениху] не едут, а едут на втарой день — пасматрёть, как у (й)их дела» (Гд., Озерцы 3306-23).
Послесвадебные ритуалы продолжались, в среднем, в течение двух недель после свадьбы и бы­ли связаны с посещением молодыми родственников жены или гощением родителей жены у молодых. Частично эти обряды приходились уже на Масле­ницу — ездили «К ТЕЩЕ НА БЛИНЫ», «на яични­цу». Молодые гостили у родни «по чередам» (Пл., Манкошин Луг 4134-03).
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ СВАДЕБНЫХ ПРИЧИТАНИЙ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
Систематизация поэтических мотивов свадеб­ных причитаний проводится по функциональному признаку.
Первая группа мотивов отражает процессу­альную сторону обрядов отчуждения: комменти­рует порядок действий в обрядах, побуждает к развертыванию обрядовых действий в их вектор-но-динамической устремленности, устанавливает отношения между участниками в процессе обряда (мотивы просьбы, приглашения, благодарения). Эти мотивы функционируют в различных обрядах довенечной части, намечая своеобразную про­грамму ритуальных действий и регулируя ее осу­ществление.
Вторая группа мотивов опосредованно выра­жает образно-смысловую сторону обрядов отчуж­дения: потеря «Воли» — символа девичества, сетова-ния-горевания, укоры, думы о «чужой стороне», си­ротские причеты.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН И ПРИПЕВОК: ТЕМЫ, ОБРАЗЫ, СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
ПРЕДНАЗНАЧЕННОСТЬ,
ОЖИДАНИЕ-ПРИУГОТОВЛЕНИЕ;
ВЕСТЬ, НАМЕРЕНИЕ, ВЫБОР
1. «Не пчела ли моя, пчёлочка» (варианты напе­ва 9)
Не пчела ли моя, пчёлочка, высоко ли ты полё-тывала (по чисту полю полётывала), ко сырой зем­ле припадывала.
Она слушала-выслушивала, где девушки песни поют, где молодые девочки речь говорят, они Ва­нюшке жениться велят:
— Ты женись-женись, Ванечка, ты бери-бери де­вушку (любушку-голубушку) — Галину Ивановну.
Гдовский район:
Полновская вол.: Полна 4681-13.
Струго-Красненский район: Марьинская вол.: Яблонец 3130-10. Сиковицкая вол.: Давыдове 3146-61, 79; Дворище 3125-59; Зарябинка 3126-18; Остров 3125-02.
2. «Во поле калинушка стояла» (напев 25) Во поле калинушка стояла, всякими цветами расцветала. На этой калине соловейка хорошие пес­ни распевает, молодцу вести подает. Пора молодцу жениться, время, удалая головка.
— Что ты, Иванушка Васильевич, невесел, буй­ную голову повесил, чёрную шляпу «нахлюпил»?
—  Пойду на матушку на Волгу, к самому боль­шому атаману. Чем меня Господь подарует? Пода-ровал меня Господь Бог умною женою, неразум­ною — Анной Ивановной.
Гдовский район:
Первомайская вол.: Молоди 4658-33.
3.  «Солнце правильно близёшенько» / «Солнце за лес закатилось» (варианты напева 9)
Солнце правильно близёшенько (красно сол­нышко низёшенько, правильное солнышко, пере­катное красно солнышко), закатилось низёшенько (близёшенько, за облако). За солнце заря закати­лась (солнце за лес закатилось), наша Ксеня Ники­тична снарядилась (Ксеня замуж снарядилась) не за бедного — богатого, за Ваню одинакого (за такого хорошего — Ивана Ивановича).
Варианты продолжения:
а)  …Что ты, Ванюшка Иванович, не женишься, на кого ты спонадёешься? — Я надеюсь на денежку, на душу хорошую девушку [см. тексты 61, 62].
б) …на ней беленький платочек алеется, круглое личинько белеется… [далее см. текст 67].
Гдовский район:
Ремдовская вол.: Низовицы 3118-58, 3122-22. Спицинская вол.: Островцы 3124-17. Плюсский район:
Запольская вол.: Заплюсье 4154-18, 20, 25. Заянская вол.: Передкино 4167-28. Струго-Красненский район: Новосельская вол.: Замошье 3144-23. Сиковицкая вол.: Давыдове 3146-59, 77, 80, 83; Зарябин-ка 3126-19; Река 3147-28.
4.  «Берёза белая, зелена кудрявая» (варианты напевов 2, 3)
—   Берёза белая, зелена кудрявая. Да куда ты, берёза, клонишься (склонилась, ложилась)? — Я ту­да склонилась, куда ветры веяли, туда красу мою девали.
—  Ты куда, «девичушка», куда замуж идёшь? — Я туда замуж иду, куда сваты сватали, куда кони завезли. Куда батюшка велит, куда матушка сулит.
Гдовский район:
Первомайская вол.: Безьва 3116-61; 3124а-28; Выселок Жуковский 3117-51, 31246-21, 4678-06 (уп.), 08 (уп.); Гвоздно 4658-12; Горско-Рогово 3119-35; Зубовщина 3117-66, 31246-28; Носовка 4668-06; Старое Загорье 3118-14, 3119-55 (уп.), 3124-04, 31246-40, 3124в-01, 4657-48; Тереб 4656-20.
Полновская вол.: Желча 3133-36, 3139-02, 3150-36, 52, 3152-21, 3153-06; Партизанская 3117-05, 29, 3121-23, 3122-08, 09, 3124а-41, 31246-06, 3154-09, 4670-37, 4671-15, 4683-43; Полна 4680-01; Чечевино 3126-64, 3129-10.
5.  «Вы, цветы лимои, цветики» (вариант напева 1)
—   Вы, цветы ли мои, цветики, цветы мои лазо­ревы. Много ль вас было засеяно, немножечко уро-дилася для хороших красных девушек.
У нас одну просватали. Говорила, что «я замуж не пойду. В "намастырь" [монастырь] пойду, в мо­нашенки. Вас, подружки, с собой возьму. Одну — во ключницы, вторую — во помошницы. Всё я буду за
собой водить, про горюшко рассказывать. Про го­рюшко великое, что свекровушка сердитая».
Гдовский район:
Добручинская вол.: Лядины 846-14.
6.  «На горе стоит мельница» / «Мельница ты, мельница, в нас Натапьюшка изменщица» / «У нас Зиночка умница» (варианты напева 9)
На горе стоит мельница (мельница ты, мельни­ца), у нас Шуронька изменщица, изменила отцу с матерью, на своего дружка (друга) милого, на Але­ксандра Ивановича.
Вариант текста:
У нас Зиночка умница. Она умница-приумница, вот какого ума-разума. Что ты, Зиночка, наделала? Изменила отцу с матерью на такого удалого молод­ца, на Василия Васильевича.
Гдовский район:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Северный регион.
  • Районирование и климат
  • Интересное