Песенные и инструментальные традиции
убирая черепки от битых горшков, сыпали мелкие деньги. За это свекровь одаривала невестку. Молодуха называла свекровь родной матушкой и обращалась к ней с просьбой: «Покажи, рддна матушка, с какого угла начинать пахать?». Молодая мыла полы после свадьбы и стелила новые половики из своего приданого. Ее вели во двор и показывали скотину.68
На второй день свадьбы молодуха шла за водой на колодец. «Хазяин тагда даёт наряд — каму какая работа. Еслив две-три там нивёстки, раньше — кто молол там в жёрнах, скатинку ухаживали, ваду на-сйли. [Свекор говорит]: "Тебе — вот, молада, ты будишь вадйчку насйть, вам — молбть". А мне што-ни-будь другое заставит работать» (Гд., Желча 3117-02). «За водой всё больше с женихам хадйли. Идут на пару. Вот, парень идёт, на плече держит. Быстра идёт и рукам ня держит карамысел, он так идёт. Как воду несёт — увйдют: качаютца ли, ни качаютца -всё приметы были» (Гд., Партизанская 3117-02).
На колодце принято было оставлять несколько поясов — по числу хозяек, ходивших сюда за водой. «Утром за водой пойдёт невеста на колодезь — нада тоже дары — там караулят. Нада паяса — бывала, ткали, вешали на колодезь паяса» (Гд., Чернёво 3301-41). Если молодица оставляла только один пояс, то его забирала первая из пришедших женщин.
По сведениям из других деревень, на второй или третий день свадьбы молодую вели на реку «воду глядеть», «воду показывать». Поезжане, деревенская молодежь подшучивали над ней — выливали воду из ведер, обливали водой, «здымали "на ура!"». Молодуха должна была откупиться — угостить всех вином (Пл., Лышницы 4181-15), бросить мячик — «ШЕЛУГУ», «ХОХЛАТУЮ ШЕЛЁГУ». В Плюсском районе «шелугу» или «холушку» (тряпочный мячик) невеста шила до венца, а накануне свадьбы в последний вечер парни и девушки играли в него.69
Повсеместно на второй день после свадьбы МОЛОДЫХ ВОДИЛИ В БАНЮ. На полу стелили солому, которую позже выкидывали. Молодица должна была положить пояса, платки или ткань на ка-
менку: «…Как выйдя замуж, так в байню в6дю[т] яю первый раз — так и с поёсам туды яну. На каменку пбис как-то кидаю[т]» (Гд., Горско-Рогово 4656-28).
Принято было ПЕЧЬ БЛИНЫ. Если второй день проходил в доме жениха, то блины молодым пекла свекровь. В том случае, если молодожены ехали к родителям невесты, где собиралась вся ее родня, то блины пекла молодая и угощала ими свою родню. Поезжане стремились украсть блины, чтобы получить за них выкуп.
«Блины пяклй, сковородник воровали — надо невесты пояс или чево-то дарить, выкупать. "Пе-чайник" — сковороду-то бярёшь. И теперь есь такие — на ручке на длинной такой, в печку-то далеко ставить сковороду. [Воруют] — ну вот, хоть бы я, или хто там — поезжана-та ищё есь, гости-та начуют, так варовали. Невесты нада выкупать» (Гд., Чернёво 3301-41). Если «молада пякёт, и вот ей то сковородник унясут, то бочку с раствором унясут. Ей нада всё выкупать: то пояса давала, кому што» (Гд., Партизанская 3117-02).
На второй день после свадьбы МОЛОДЫЕ КАТАЛИСЬ «на долгий лён» (Гд., Сторожинец 3298-82). Они ехали к родителям невесты и приглашали родителей невесты на застолье в дом жениха.
Во второй день свадьбы или через неделю после свадьбы устраивался «КАШНЫЙ СТОЛ» у родителей жениха — «родня знакомилась». Так же как и на свадебном застолье, здесь выкупали кашу — покрывали горшок салфеткой, на которую клали деньги.70
Родители невесты также ездили в гости к родителям жениха: «Так мы, бывала, "на хлебины" ездили. Мать с атцом [в день свадьбы к жениху] не едут, а едут на втарой день — пасматрёть, как у (й)их дела» (Гд., Озерцы 3306-23).
Послесвадебные ритуалы продолжались, в среднем, в течение двух недель после свадьбы и были связаны с посещением молодыми родственников жены или гощением родителей жены у молодых. Частично эти обряды приходились уже на Масленицу — ездили «К ТЕЩЕ НА БЛИНЫ», «на яичницу». Молодые гостили у родни «по чередам» (Пл., Манкошин Луг 4134-03).
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ СВАДЕБНЫХ ПРИЧИТАНИЙ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
Систематизация поэтических мотивов свадебных причитаний проводится по функциональному признаку.
Первая группа мотивов отражает процессуальную сторону обрядов отчуждения: комментирует порядок действий в обрядах, побуждает к развертыванию обрядовых действий в их вектор-но-динамической устремленности, устанавливает отношения между участниками в процессе обряда (мотивы просьбы, приглашения, благодарения). Эти мотивы функционируют в различных обрядах довенечной части, намечая своеобразную программу ритуальных действий и регулируя ее осуществление.
Вторая группа мотивов опосредованно выражает образно-смысловую сторону обрядов отчуждения: потеря «Воли» — символа девичества, сетова-ния-горевания, укоры, думы о «чужой стороне», сиротские причеты.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН И ПРИПЕВОК: ТЕМЫ, ОБРАЗЫ, СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
ПРЕДНАЗНАЧЕННОСТЬ,
ОЖИДАНИЕ-ПРИУГОТОВЛЕНИЕ;
ВЕСТЬ, НАМЕРЕНИЕ, ВЫБОР
1. «Не пчела ли моя, пчёлочка» (варианты напева 9)
Не пчела ли моя, пчёлочка, высоко ли ты полё-тывала (по чисту полю полётывала), ко сырой земле припадывала.
Она слушала-выслушивала, где девушки песни поют, где молодые девочки речь говорят, они Ванюшке жениться велят:
— Ты женись-женись, Ванечка, ты бери-бери девушку (любушку-голубушку) — Галину Ивановну.
Гдовский район:
Полновская вол.: Полна 4681-13.
Струго-Красненский район: Марьинская вол.: Яблонец 3130-10. Сиковицкая вол.: Давыдове 3146-61, 79; Дворище 3125-59; Зарябинка 3126-18; Остров 3125-02.
2. «Во поле калинушка стояла» (напев 25) Во поле калинушка стояла, всякими цветами расцветала. На этой калине соловейка хорошие песни распевает, молодцу вести подает. Пора молодцу жениться, время, удалая головка.
— Что ты, Иванушка Васильевич, невесел, буйную голову повесил, чёрную шляпу «нахлюпил»?
— Пойду на матушку на Волгу, к самому большому атаману. Чем меня Господь подарует? Пода-ровал меня Господь Бог умною женою, неразумною — Анной Ивановной.
Гдовский район:
Первомайская вол.: Молоди 4658-33.
3. «Солнце правильно близёшенько» / «Солнце за лес закатилось» (варианты напева 9)
Солнце правильно близёшенько (красно солнышко низёшенько, правильное солнышко, перекатное красно солнышко), закатилось низёшенько (близёшенько, за облако). За солнце заря закатилась (солнце за лес закатилось), наша Ксеня Никитична снарядилась (Ксеня замуж снарядилась) не за бедного — богатого, за Ваню одинакого (за такого хорошего — Ивана Ивановича).
Варианты продолжения:
а) …Что ты, Ванюшка Иванович, не женишься, на кого ты спонадёешься? — Я надеюсь на денежку, на душу хорошую девушку [см. тексты 61, 62].
б) …на ней беленький платочек алеется, круглое личинько белеется… [далее см. текст 67].
Гдовский район:
Ремдовская вол.: Низовицы 3118-58, 3122-22. Спицинская вол.: Островцы 3124-17. Плюсский район:
Запольская вол.: Заплюсье 4154-18, 20, 25. Заянская вол.: Передкино 4167-28. Струго-Красненский район: Новосельская вол.: Замошье 3144-23. Сиковицкая вол.: Давыдове 3146-59, 77, 80, 83; Зарябин-ка 3126-19; Река 3147-28.
4. «Берёза белая, зелена кудрявая» (варианты напевов 2, 3)
— Берёза белая, зелена кудрявая. Да куда ты, берёза, клонишься (склонилась, ложилась)? — Я туда склонилась, куда ветры веяли, туда красу мою девали.
— Ты куда, «девичушка», куда замуж идёшь? — Я туда замуж иду, куда сваты сватали, куда кони завезли. Куда батюшка велит, куда матушка сулит.
Гдовский район:
Первомайская вол.: Безьва 3116-61; 3124а-28; Выселок Жуковский 3117-51, 31246-21, 4678-06 (уп.), 08 (уп.); Гвоздно 4658-12; Горско-Рогово 3119-35; Зубовщина 3117-66, 31246-28; Носовка 4668-06; Старое Загорье 3118-14, 3119-55 (уп.), 3124-04, 31246-40, 3124в-01, 4657-48; Тереб 4656-20.
Полновская вол.: Желча 3133-36, 3139-02, 3150-36, 52, 3152-21, 3153-06; Партизанская 3117-05, 29, 3121-23, 3122-08, 09, 3124а-41, 31246-06, 3154-09, 4670-37, 4671-15, 4683-43; Полна 4680-01; Чечевино 3126-64, 3129-10.
5. «Вы, цветы лимои, цветики» (вариант напева 1)
— Вы, цветы ли мои, цветики, цветы мои лазоревы. Много ль вас было засеяно, немножечко уро-дилася для хороших красных девушек.
У нас одну просватали. Говорила, что «я замуж не пойду. В "намастырь" [монастырь] пойду, в монашенки. Вас, подружки, с собой возьму. Одну — во ключницы, вторую — во помошницы. Всё я буду за
собой водить, про горюшко рассказывать. Про горюшко великое, что свекровушка сердитая».
Гдовский район:
Добручинская вол.: Лядины 846-14.
6. «На горе стоит мельница» / «Мельница ты, мельница, в нас Натапьюшка изменщица» / «У нас Зиночка умница» (варианты напева 9)
На горе стоит мельница (мельница ты, мельница), у нас Шуронька изменщица, изменила отцу с матерью, на своего дружка (друга) милого, на Александра Ивановича.
Вариант текста:
У нас Зиночка умница. Она умница-приумница, вот какого ума-разума. Что ты, Зиночка, наделала? Изменила отцу с матерью на такого удалого молодца, на Василия Васильевича.
Гдовский район:
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44