Поиск по сайту

Песенные и инструментальные традиции

Путь свадебного поезда от церкви к дому жени­ха был связан с различными охранительными дей­ствиями. Поездом правил старший дружка, потом ехали молодые и поезжане. Если кони не хотели ид­ти — это значило, что на свадьбу «навели порчу» — и дружка «разметал» дорогу (Пл., Кошелевицы 4135-15). Чтобы оградиться от колдовства, во время дви­жения свадебного поезда СТРЕЛЯЛИ В ВОЗДУХ.
В Гдовском районе свадебный поезд ПРОГО­НЯЛИ ЧЕРЕЗ ОГОНЬ — зажигали соломенные во­рота или жгли снопы, укрепленные на жердях вдоль дороги, на поле.53 «Делали такй вороты, саломен-ны-от такй. Как едет жених, анй сразу — шчирк спичку! — и эти вороты из саломы сразу загарятца. Бывая, што и йскарина слятйт на платок или на што… Лошади-та хароши ведь, бывала, были, анй как забёсятца, огонь-та заглядя[т], а нада же прапу-стйть-та чёриз огонь!» (Гд., Озерцы 3306-23). «Бы­вала, еду[т] аны — салому жгли. Как еду[т] яны с цёрквы — вянчавши-та — аттудава. Уже у маладый-та атсидёвши, к жениху еду[т]. И вот, на поле сня-су[т] туды соломы нёскалька, што [на] другом канй ни пирискачйть! Во сторону куды-нибудь [рванёт лошадь], глядишь ты — и на баку ляжа[т]! Вот как, бывала, была. На дорогу, где ехать (й)им нада, яны подъезжаю[т] — возьму[т] и зажгу[т]. А пылае[т]! Ведь кони-та баятца! Так вот кони-та ва вси стора-ны. Была мода: хоть там и ково затряхнё[т], так не винили никово» (Гд., Желча 3133-32).
Во время движения свадебного поезда к дому жениха, деревенские мужики загораживали дорогу жердинами, останавливали поезд и «выкалякивали» себе ВЫКУП. Торг с ними вел дружка, он же отку­пался. Тот, кто загородил дорогу свадебному поез­ду, мог «получить кнута» от дружки. В проезжав­ший по деревне свадебный поезд дети бросали снеж­ки, стремясь попасть в сани к молодым, или кидали под ноги коням «кубышй» зажженной соломы. Сва­дебный поезд останавливался, и жених угощал ребя­тишек конфетами, пряниками, дарил деньги.54
В Гдовском районе «сестра» невесты КИДА­ЛА ПОЯСА тем, кто повстречается по дороге, да­же если поезд проезжал по чужой деревне. «А эта пояс[а] клали, кагда ёдит свадьба, и невеста кидает народу паяса. И кидает всем свайм паезжанам. <…> Паезжанам и, в общим, всем, кто там на ули­цы — там многа жа бывала в деревне. Такой абы-
чай был. <…> Наткёт, намерит таких вот длин­ных, падкистйт каждый каничок и бросает: на ту сторону и на другу. Сидит и выбрасывает паяса, уже с жинихом кагда едут» (Гд., Озерцы 3306-21). «Бярут пястку паисов, и кагда ёдит нивёста уже с жинихом, то бросают пайса на дарогу» (Гд., Зиго-ска 3307-33).55
ВСТРЕЧА СВАДЕБНОГО ПОЕЗДА В ДОМЕ ЖЕНИХА
Подъезжающему к дому жениха свадебному по­езду пели: «Из-за гор, из-за крутых».
На крыльце дома свекор и свекровь встречали молодых. Свекровь подносила молодым специаль­но испеченный украшенный хлеб на вышитом по­лотенце в решете. Молодые его кусали: «…хто боль­ше кусит хлеба, тот будет хозяин или хазяйка» (Гд., Чернёво 3301-39). «Ришато, хлеб. Эта заранее всё спечена. Хлебец такой круглый и стопачка — две ма­ленькие стопачки с вином, и соль там. Хлеб кусай зубами (ня будишь ламать да резать), сколька атку-сишь. И макай [в соль], и закусывай, и вино выпей» (Гд., Юшкино 3306-28). Этот хлеб затем ставили на первый стол.56
Примечали также — кто первый переступит через порог дома, съест пирожок или выпьет стопку, тот и будет хозяином дома. «Встречают с хлебом-солью, и винцо там, пиражкй. Еслив невеста вперёд съест пи-ражок, значит ана будит камандавать жинихом, а уж жанйх вперёд съест… А уже невесты падскажут, што: "Ты скарёе съешь! Тагда будишь [хозяйкой]". Знаишь, старухи, бывала… Или стопку выпьешь вперёд, значит будешь хазяйкай. А жиниху-та, мо­жет, никто и ни падсказал, так он немнбжка помед­лит, а ана — хоп! — скарёй, и пирог съест, и нагой-та ево будит топать, <…> штобы ёна-та была-та всё на-верьху. Эта уже кагда заходят и садятца за стол, а встрячают их в дверях» (Гд., Озерцы 3306-23).
Родители жениха БЛАГОСЛОВЛЯЛИ моло­дую пару иконой и решетом с хлебом — водили над головой с приговорами, подавали серебряные день­ги. Свекровь стелила под ноги молодым шубу, а молодые кланялись родителям в ноги. «Невеста с жинихом нагнутца, ришатом свёрьху батя и мама дол(о)жны благословить. Да там што-та гаварят, всё церьковна, а анй нагнувши стаят» (Гд., Юшки­но 3306-28). «Патом приезжают к жениху, там бла-гаславляют: хлеб с солью, иконкай в ришатё [водят] над головой. Это ришато или торёлка (или што), пакрытые палатёнцем. Тут и рюмки дают (й)им вы­пить» (Гд., Чернёво 3301-39).
На пороге дома МОЛОДЫХ ОСЫПАЛИ яч­менным зерном и хмелем, «стебали» (хлестали) зер­ном прямо в лицо — молодых «роют житом».57
Свекровь вводила молодую чету в избу первы­ми, никого не пропуская вперед — «ПУСКАЛА» МОЛОДУЮ В ДОМ (Пл., Грязково 4166-09). Если при встрече молодых свекровь стояла за порогом, это было плохой приметой — считалось, что «эта па­ра не уживется» (Пл., Заполье 4176-19). Свекровь заводила молодых через двор, «по дворным крыль­цам»; загоняла во двор лошадь, на которой ехали молодые. Как рассказывали, это делалось для того, чтобы молодых никто не смог испортить; чтобы молодые привыкали к хозяйству.58 «А въязжаю[т] пряма во двор, штоб маладых никто не видал на улицы, и двором их вяду[т]. Бывала, всякий были разговоры: то дружник не взял замуж, жёнку пор-тя[т]. Так бывала, гаваря[т], всё калдавали аль што делали — Бог зная! Была эта правда али неправда, была ль польза (й)им аль не была?..» (Гд., Желча 3133-32). Молодых могли заводить в дом дружки: один из них держал молодоженов за руки, а второй «крестил» (хлестал) кнутом порог (Гд., Чудская Рудница 3118-49). Входя в дом жениха, невеста ки­дала пояса по народу (Гд., Незнамо Поле 3308-64).
На пороге дома женщины пели свадебные пес­ни: «Привели к нам тблянку, привели к нам нежен­ку», «Кабы во саду под грушею», «Прилетел соло­вей на окно», «Соколы вы, соколы, далеко ль выле­тали?». Последнюю так и называли — «встрёшная песня» (Гд., Чернёво 4676-08); «…песню эту спаю[т], сразу жанйх идёт в комнату, в дом свой, за стол» (Гд., Озерцы 3306-23).
Перед тем как садиться за стол, МОЛОДЫХ БЛАГОСЛОВЛЯЛИ: «Кагда к жениху приеду[т], тагда их радйтили берьваславляю[т], а берьваслав-ля[т] — за стол садятца» (Гд., Желча 3133-32). «А па­том благаславляли вмести ево радйтили. Кагда её приведут, пустят их дамой-та и тагда за стол уж ни садятца, их уведут в другую комнату. Там благасла-вят их радйтили, а тагда садятца уже за стол» (Гд., Зигоска 1607-92). Молодых благословляли через стол: клали хлеб, кусок свинины на стол, невеста и жених становились с одной стороны стола, све­кровь — с другой стороны, и три раза обводила ико­ной вокруг склоненных голов молодоженов (Гд., Купково 4672-19). Имеются сведения, что во время благословения молодые вставали коленями на шу­бу, чтобы жизнь была богаче.
СВАДЕБНОЕ ЗАСТОЛЬЕ У ЖЕНИХА
Свадебный пир в доме жениха — обряд, закреп­ляющий переход невесты в род жениха, соединение молодых узами брака. Все обрядовые детали засто­лья чрезвычайно важны и наполнены глубоким смыслом.
Рассаживание участников свадебной трапезы проходило по особому чину: во главе стола сади-
лись жених с невестой, рядом с женихом — «брат» (женихов дружка), рядом с невестой — «сестра» (не­вестина подружка), далее по обе стороны стола са­дились родственники (Пл., Посолодино 4146-12). Вместо сестры или подружки рядом с невестой мог также сидеть ребенок — мальчик или девочка. На столе перед молодыми ставили «красу» и угощение — пироги. «Спёрьва жиниху места. Так и есь ужо стол — падушки паложены; где жених и невеста -"красу" ставят на стол. (Й)йхный стол — так онё уже сидят за стадом: с аднова бока — "брат", с другова -"сястра"» (Гд., Зигоска 3307-33).
Невеста с женихом не угощались за общим сто­лом. «Ани [молодые] в эта время, бывала, ня пили, ня ели. Так толька што — сидели, ни напивались» (Гд., Зигоска 3307-33). Молодых, как правило, кор­мили отдельно от остальных гостей, на хлебной квашне. Делалось это тихо и тайно, поскольку ве­рили в то, что молодых могли испортить на свадеб­ном застолье. Рассказывали, что колдуны «подкла-дывали в пиво» (Пл., Алексино 4143-05). «Прихо-дют жинихй. Как уже приехали анй с церквы, ут тогда их на хлёбнаю квашню посадют. Угостят, на-кормют, ут тогда за стол посадют. И никово ни впустют в дом — их накормют, напоют и тогда впу-щают» (Гд., Партизанская 3117-04). Чтобы брак был крепким, молодые не должны были разлучать­ся и постоянно держались за руки. Дружки следили, чтобы между молодыми никто не садился и не про­ходил (Гд., Полна 4670-07; Пл., Алексино 4143-05).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Северный регион.
  • Районирование и климат
  • Интересное