Песенные и инструментальные традиции
После благословения жениха и невесту ОТПРАВЛЯЛИ К ВЕНЦУ. Дружка соединял руки жениха и невесты и вел их через двор к саням (Гд., Ос-тровцы 3149-96). Определенные обрядовые действия были направлены на то, чтобы подружки «не засиделись в девках»: «Невесту повяли вон, а тут девушки захватывают ёту скатерть и: "Всих бы девок разобрали! Всих бы девок разобрали!" — салфетку-ту со стола тяну[т], и маше[т] всё, што: "Вси б девки вышли замуж!"» (Гд., Чудская Рудница 3118-49).
Отправление невесты к венцу — один из самых напряженных моментов свадебного обряда. «Мама голосила, када под венец поехали девки старшие. Девки ехали — тоже голосила, стояла на крыльцах» (Гд., Партизанская 3154-13). Если невеста была сиротой, то по ней причитала тетка:
«Куда ж ты собралася,
моя миленькая племянница, на чужую сторонушку?
Не к родный матушки, не к роднаму батюшки, а к чужой неродной тётушки».
(Стр., Быстреево 3147-02).
При отъезде под венец голосила и невеста — «давала спасибо» родителям, ей пели свадебные песни. «В каво есть радйтели — не так уж голосили, а в каво нет — ана уже па-другом… Если сирота, поют: "Ты взайдй-ка, взайдй, солнышка", — "сиротская" назы-ваитца. Кагда уже сталы канчаютца, угашшёнья, маладыи[м] пают: "Ты, бра’тка-саколушка, съезди-ка ва Святу Церкву"» (Гд., Забредняжье 3307-48). В Плюсском районе в тот момент, когда невеста-сирота выходила из-за стола, чтобы ехать к венцу, ей пели: «Во тумане красно солнышко», «Синее моречко сколыхнулося» (Пл., Ореховно 4178-02). В этой же ситуации в Гдовском районе звучали: «Берёза белая, зелена кудрявая», «Поотлётала лебёдушка» (Гд., Партизанская 3117-04; Старое Загорье 3119-55).
Шествие свадебного поезда от дома к повозкам возглавлял дружка. В его обязанности входило расчистить путь жениху и невесте, предохраняя от возможного колдовства и порчи брачную чету. «Идут вперёд дружки. Тагда уже едет невеста с жинихом, а пёрво едут дружки. Кагда вядут невесту с-за стола, дружки вперёд, штобы народ ни пирисякал никаку дарогу. Дружки аслабаняют дарогу, штобы нивёста с жинихом шли. Бывала, многа была портья, — портили эта народ-от. Так ужо была принята, штобы дарога не была [загорожена]. И сийчас ни дают пи-рибягать ничаво. [Раньше] пирибягали, брасали што под ноги жинихам, штобы жили плоха. Харо-шева-та люди ни жилают, а жилают плахова» (Гд., Зигоска 3307-33). Существовал и другой способ предохранения от колдовства — в одежду невесты «булавку торкали — в падол, с краю платья» (Гд., Зигоска 3307-36). Так же как и в момент отправления жениха из своего дома, дружка троекратно обходил свадебный поезд с иконой, и в этот момент стреляли в воздух (Гд., Незнамо Поле 3309-06; Пл., Манкошин Луг 4134-01).
К отъезду под венец приурочены магические действия, направленные на соединение брачной пары — обычай «ЛОМАТЬ ОГЛОБЛИ». «А едут когда венчатца-та — Боже мой! — "оглобли сломают" -эта нада всё маладый связать поясами» (Гд., Партизанская 3117-02).
Мужчины КАЧАЛИ МОЛОДЫХ «НА УРА» -поднимали телегу с сидящими в ней женихом и невестой. Вслед свадебному поезду бросали жито и пели свадебную песню: «Ты взойди, взойди, солнышко» (Гд., Незнамо Поле 3308-56, 3309-06).
В традиции встречаются два варианта отправления под венец жениха с невестой — в разных санях и вместе. Невеста была закрыта платком, ее "сестра" держала "красу". «[Жених и невеста] — яны ря-дышкам сидя[т], и падружка ёйная с ним, и вперёд едя дядя аль "брат" — дружка-та с кнутам. Вперёд еду[т], а яны сзаду (й)их. А там уже поезд — кто калй едя» (Гд., Желча 3133-35).
В Струго-Красненском районе существовала примета на отъезд к венцу: невесте нельзя было разговаривать с женихом, пока не проедут «свое» поле, чтобы невеста не скучала по дому. Ноги молодым в свадебном обозе накрывали «хохлушкой», «хохлу-ном» — небольшим ковриком, покрывалом, сшитым из маленьких цветных тряпочек (Гд., Ветеря-3 3149-34; Островцы 3127-56; Пл., Заполье 4176-07).
ПЕРЕВОЗ И ВЫКУП ПРИДАНОГО
Важным этапом свадебного обряда был перевоз приданого, который назывался так: «везут сундук», «кашники» едут, «жанйлавы» едут, везут сундук, едут «с добром», «с дарами», «с приданым», едут «дом убирать». Перевоз приданого имел различную приуроченность: одновременно с отправлением под венец, накануне свадебного дня, за два дня до свадьбы, за неделю до нее или на второй день свадьбы.51 Отмечается приуроченность обряда к вечернему времени суток. «Эта вечерам едут. Называли: "Волки, волки, волки! Волки едут!" [Смеётся]. Эта как едут с приданам-та, и старухи-та: "Дю-дю-дю! Волки еду[т], волки еду[т], с валкам едут!". Эта значит — анй едут с дарам туда, убирать дом жиниху» (Гд., Озерцы 3306-23; также: Шелопу-гино 3309-25).
В этом обрядовом действии могли принимать участие подруги невесты или невестина родня (их чаще всего и называют «кашниками»), а также женихова родня или сам жених.
Перевоз приданого родней невесты представлял собой развернутый обрядовый комплекс. Встречая «кашников», над ними подсмеивались, пели им корильные песни. «Песню пели: "Слепые кашники в угород заехали", — пели, кто добро-то, приданно возил» (Гд,, Чернёво 3301-41).
Прежде чем занести приданое в дом, родня жениха требовала выкуп: «А когда к жениху-от приезжают — яшшик. Яшшики раньше были — сундуки такие, то там-от хто везё[т], тот прадаё[т]. Сиди[т] на яшшике и всё по углам колоте[т], што:
Каждый уголок — рубелёк, А за серёдку тысячу!
Ну и там яму плотя[т] денег, сколька-нибудь да-ду[т]. Тогда уже этот яшшик нясу[т], там у жениха это ставя[т] на место» (Гд., Низовицы 3134-73).
В доме жениха сватов угощали, а родня невесты дарила подарки родителям жениха: свекрови — платок, свекру — рубаху или тканые вожжи.52
Приданое развешивали по избе для всеобщего осмотра на специально натянутых веревках. УБИРАТЬ ДОМ (т. е. украшать его полотенцами из приданого) должна была сама невеста или ее подруги, «сестра» (если есть — родная, если нет родной -одна из подруг, «главная подружка»).
«Приданно — надо же невесты там прибрать дом. Повесить невестино всё. Тогда уже невесту привезут — уже убрано. Невеста уже дол(о)жна убрать дом. Бывала, матрасы — саломай набьют — ткали. Палатёнца вешали. Всё убрано, висело в доме» (Гд., Чернёво 3301-41). «Палатёнца вешала, куда выйдет замуж. Подружки ей всё делали. Скажем, завтра будит свадьба, а севоння анй вёчарам туда паёдут, к жиниху, и всё этат дом приберут: и краватку, и палатёнчикав повесят. В эта время са-матканная всё была» (Гд., Озерцы 3306-23).
«А убирать дом ездит уже ат невесты "сестра". Есь сестра — так сестра езди[т], а нет, так уже едет падружка аль хто-нибудь, ну, кто буде[т] ей "сестрой" на свадьбу. [Убирали дом] в канун свадьбы, штобы к свадьбы была всё развешана: занавесы на акошки, палатёнца, бывала, были. Нада павёсить и на иконы, и на картачки, на зеркала, и дажи на гвозди вешали палатёнцы. Кравати убрать нужна, посля свадьбы. Убирали целиком дом жиниха. После свадьбы невеста вымаит пол и палавикй пастё-ля» (Гд., Зигоска 3307-33). На развешенное в доме жениха приданое ходила смотреть вся деревня, оценивая невестино рукоделие.
Подготавливая дом жениха к свадьбе, пол в избе устилали РЖАНОЙ СОЛОМОЙ, которую после свадьбы жгли или отдавали скотине (Гд., Заклинье 4677-27).
ВЕНЧАНИЕ. ДОРОГА В ДОМ ЖЕНИХА
С венчанием в церкви были связаны многочисленные ПРИМЕТЫ. Когда входили в церковь, девушки стремились сорвать цветки с невестиной «красы», чтобы поскорее выйти замуж (Гд., Партизанская 4683-50). В церкви крестная невесты расстилала платок под ноги молодым: кто первый встанет на него, тот будет «верх держать» в супружеской жизни. Примечали: кто свечку выше держит, тот станет хозяином в доме. В день венчания невеста стремилась посмотреть на жениха через золотое кольцо, чтобы у будущих детей было чистое лицо (Гд., Полна 4683-07).
После венчания, прямо в церкви, молодой заплетали волосы «на две косы» и надевали «сборник» — женский головной убор (Пл., Староверский Луг 4164-04). Батюшку и хор угощали пирогами (Пл., Усконицы 4153-27).
Затем молодые ехали кататься по окрестным деревням.
В Гдовской традиции отмечены два варианта последования обрядовых действий после венца. В одном случае молодые возвращались из церкви в дом невесты, где проходило застолье, и только к вечеру ехали к жениху: «Пёрва у малады гуляю[т], с-
пад венца — к невесты. Женихова рода вся в невесты сидя[т], а в другой день уже в жениха гуляю[т]. Это тапёрь-то в адйн дом всё скопляютца. А то — два дня гуляю[т]» (Гд., Чудская Рудница 3118-29). В другом случае от венца сразу ехали к жениху. В подводу, на которой ехали молодые, запрягали самого «горячего» коня, а дуги лошадей украшали лентами и колокольчиками. На первой лошади ехал дружка (Гд., Полна 4670-05).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44