Поиск по сайту

Песенные и инструментальные традиции

После благословения жениха и невесту ОТ­ПРАВЛЯЛИ К ВЕНЦУ. Дружка соединял руки же­ниха и невесты и вел их через двор к саням (Гд., Ос-тровцы 3149-96). Определенные обрядовые дейст­вия были направлены на то, чтобы подружки «не засиделись в девках»: «Невесту повяли вон, а тут де­вушки захватывают ёту скатерть и: "Всих бы девок разобрали! Всих бы девок разобрали!" — салфетку-ту со стола тяну[т], и маше[т] всё, што: "Вси б девки вышли замуж!"» (Гд., Чудская Рудница 3118-49).
Отправление невесты к венцу — один из самых напряженных моментов свадебного обряда. «Мама голосила, када под венец поехали девки старшие. Девки ехали — тоже голосила, стояла на крыльцах» (Гд., Партизанская 3154-13). Если невеста была си­ротой, то по ней причитала тетка:
«Куда ж ты собралася,
моя миленькая племянница, на чужую сторонушку?
Не к родный матушки, не к роднаму батюшки, а к чужой неродной тётушки».
(Стр., Быстреево 3147-02).
При отъезде под венец голосила и невеста — «да­вала спасибо» родителям, ей пели свадебные песни. «В каво есть радйтели — не так уж голосили, а в каво нет — ана уже па-другом… Если сирота, поют: "Ты взайдй-ка, взайдй, солнышка", — "сиротская" назы-ваитца. Кагда уже сталы канчаютца, угашшёнья, маладыи[м] пают: "Ты, бра’тка-саколушка, съезди-ка ва Святу Церкву"» (Гд., Забредняжье 3307-48). В Плюсском районе в тот момент, когда невеста-сиро­та выходила из-за стола, чтобы ехать к венцу, ей пе­ли: «Во тумане красно солнышко», «Синее моречко сколыхнулося» (Пл., Ореховно 4178-02). В этой же ситуации в Гдовском районе звучали: «Берёза белая, зелена кудрявая», «Поотлётала лебёдушка» (Гд., Партизанская 3117-04; Старое Загорье 3119-55).
Шествие свадебного поезда от дома к повозкам возглавлял дружка. В его обязанности входило рас­чистить путь жениху и невесте, предохраняя от воз­можного колдовства и порчи брачную чету. «Идут вперёд дружки. Тагда уже едет невеста с жинихом, а пёрво едут дружки. Кагда вядут невесту с-за стола, дружки вперёд, штобы народ ни пирисякал никаку дарогу. Дружки аслабаняют дарогу, штобы нивёста с жинихом шли. Бывала, многа была портья, — пор­тили эта народ-от. Так ужо была принята, штобы дарога не была [загорожена]. И сийчас ни дают пи-рибягать ничаво. [Раньше] пирибягали, брасали што под ноги жинихам, штобы жили плоха. Харо-шева-та люди ни жилают, а жилают плахова» (Гд., Зигоска 3307-33). Существовал и другой способ предохранения от колдовства — в одежду невесты «булавку торкали — в падол, с краю платья» (Гд., Зигоска 3307-36). Так же как и в момент отправле­ния жениха из своего дома, дружка троекратно об­ходил свадебный поезд с иконой, и в этот момент стреляли в воздух (Гд., Незнамо Поле 3309-06; Пл., Манкошин Луг 4134-01).
К отъезду под венец приурочены магические действия, направленные на соединение брачной па­ры — обычай «ЛОМАТЬ ОГЛОБЛИ». «А едут ког­да венчатца-та — Боже мой! — "оглобли сломают" -эта нада всё маладый связать поясами» (Гд., Парти­занская 3117-02).
Мужчины КАЧАЛИ МОЛОДЫХ «НА УРА» -поднимали телегу с сидящими в ней женихом и не­вестой. Вслед свадебному поезду бросали жито и пели свадебную песню: «Ты взойди, взойди, сол­нышко» (Гд., Незнамо Поле 3308-56, 3309-06).
В традиции встречаются два варианта отправ­ления под венец жениха с невестой — в разных санях и вместе. Невеста была закрыта платком, ее "сест­ра" держала "красу". «[Жених и невеста] — яны ря-дышкам сидя[т], и падружка ёйная с ним, и вперёд едя дядя аль "брат" — дружка-та с кнутам. Вперёд еду[т], а яны сзаду (й)их. А там уже поезд — кто калй едя» (Гд., Желча 3133-35).
В Струго-Красненском районе существовала примета на отъезд к венцу: невесте нельзя было раз­говаривать с женихом, пока не проедут «свое» поле, чтобы невеста не скучала по дому. Ноги молодым в свадебном обозе накрывали «хохлушкой», «хохлу-ном» — небольшим ковриком, покрывалом, сшитым из маленьких цветных тряпочек (Гд., Ветеря-3 3149-34; Островцы 3127-56; Пл., Заполье 4176-07).
ПЕРЕВОЗ И ВЫКУП ПРИДАНОГО
Важным этапом свадебного обряда был пере­воз приданого, который назывался так: «везут сун­дук», «кашники» едут, «жанйлавы» едут, везут сун­дук, едут «с добром», «с дарами», «с приданым», едут «дом убирать». Перевоз приданого имел раз­личную приуроченность: одновременно с отправ­лением под венец, накануне свадебного дня, за два дня до свадьбы, за неделю до нее или на второй день свадьбы.51 Отмечается приуроченность обря­да к вечернему времени суток. «Эта вечерам едут. Называли: "Волки, волки, волки! Волки едут!" [Смеётся]. Эта как едут с приданам-та, и старухи-та: "Дю-дю-дю! Волки еду[т], волки еду[т], с валкам едут!". Эта значит — анй едут с дарам туда, убирать дом жиниху» (Гд., Озерцы 3306-23; также: Шелопу-гино 3309-25).
В этом обрядовом действии могли принимать участие подруги невесты или невестина родня (их чаще всего и называют «кашниками»), а также же­нихова родня или сам жених.
Перевоз приданого родней невесты представ­лял собой развернутый обрядовый комплекс. Встречая «кашников», над ними подсмеивались, пе­ли им корильные песни. «Песню пели: "Слепые кашники в угород заехали", — пели, кто добро-то, приданно возил» (Гд,, Чернёво 3301-41).
Прежде чем занести приданое в дом, родня же­ниха требовала выкуп: «А когда к жениху-от приез­жают — яшшик. Яшшики раньше были — сундуки та­кие, то там-от хто везё[т], тот прадаё[т]. Сиди[т] на яшшике и всё по углам колоте[т], што:
Каждый уголок — рубелёк, А за серёдку тысячу!
Ну и там яму плотя[т] денег, сколька-нибудь да-ду[т]. Тогда уже этот яшшик нясу[т], там у жениха это ставя[т] на место» (Гд., Низовицы 3134-73).
В доме жениха сватов угощали, а родня невесты дарила подарки родителям жениха: свекрови — пла­ток, свекру — рубаху или тканые вожжи.52
Приданое развешивали по избе для всеобщего осмотра на специально натянутых веревках. УБИ­РАТЬ ДОМ (т. е. украшать его полотенцами из приданого) должна была сама невеста или ее подру­ги, «сестра» (если есть — родная, если нет родной -одна из подруг, «главная подружка»).
«Приданно — надо же невесты там прибрать дом. Повесить невестино всё. Тогда уже невесту привезут — уже убрано. Невеста уже дол(о)жна уб­рать дом. Бывала, матрасы — саломай набьют — тка­ли. Палатёнца вешали. Всё убрано, висело в доме» (Гд., Чернёво 3301-41). «Палатёнца вешала, куда выйдет замуж. Подружки ей всё делали. Скажем, завтра будит свадьба, а севоння анй вёчарам туда паёдут, к жиниху, и всё этат дом приберут: и краватку, и палатёнчикав повесят. В эта время са-матканная всё была» (Гд., Озерцы 3306-23).
«А убирать дом ездит уже ат невесты "сестра". Есь сестра — так сестра езди[т], а нет, так уже едет падружка аль хто-нибудь, ну, кто буде[т] ей "сест­рой" на свадьбу. [Убирали дом] в канун свадьбы, штобы к свадьбы была всё развешана: занавесы на акошки, палатёнца, бывала, были. Нада павёсить и на иконы, и на картачки, на зеркала, и дажи на гвозди вешали палатёнцы. Кравати убрать нужна, посля свадьбы. Убирали целиком дом жиниха. По­сле свадьбы невеста вымаит пол и палавикй пастё-ля» (Гд., Зигоска 3307-33). На развешенное в доме жениха приданое ходила смотреть вся деревня, оце­нивая невестино рукоделие.
Подготавливая дом жениха к свадьбе, пол в из­бе устилали РЖАНОЙ СОЛОМОЙ, которую после свадьбы жгли или отдавали скотине (Гд., Заклинье 4677-27).
ВЕНЧАНИЕ. ДОРОГА В ДОМ ЖЕНИХА
С венчанием в церкви были связаны многочис­ленные ПРИМЕТЫ. Когда входили в церковь, де­вушки стремились сорвать цветки с невестиной «красы», чтобы поскорее выйти замуж (Гд., Парти­занская 4683-50). В церкви крестная невесты рассти­лала платок под ноги молодым: кто первый встанет на него, тот будет «верх держать» в супружеской жизни. Примечали: кто свечку выше держит, тот станет хозяином в доме. В день венчания невеста стремилась посмотреть на жениха через золотое кольцо, чтобы у будущих детей было чистое лицо (Гд., Полна 4683-07).
После венчания, прямо в церкви, молодой за­плетали волосы «на две косы» и надевали «сбор­ник» — женский головной убор (Пл., Староверский Луг 4164-04). Батюшку и хор угощали пирогами (Пл., Усконицы 4153-27).
Затем молодые ехали кататься по окрестным де­ревням.
В Гдовской традиции отмечены два варианта последования обрядовых действий после венца. В одном случае молодые возвращались из церкви в дом невесты, где проходило застолье, и только к ве­черу ехали к жениху: «Пёрва у малады гуляю[т], с-
пад венца — к невесты. Женихова рода вся в невесты сидя[т], а в другой день уже в жениха гуляю[т]. Это тапёрь-то в адйн дом всё скопляютца. А то — два дня гуляю[т]» (Гд., Чудская Рудница 3118-29). В другом случае от венца сразу ехали к жениху. В под­воду, на которой ехали молодые, запрягали самого «горячего» коня, а дуги лошадей украшали лентами и колокольчиками. На первой лошади ехал дружка (Гд., Полна 4670-05).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Северный регион.
  • Районирование и климат
  • Интересное