Поиск по сайту

Песенные и инструментальные традиции

Свой путь от двери к свадебному столу дружка «крестил» ударами кнута. «…Дружки кнутом крес­тили. Пёрво приходя[т] дружки с жинихбм и скака-ют тут. Дружка двери крестит кнутам. <…> Вот эта всё дружки далжны работать» (Гд., Зигоска 3307-33). «Бывало, как только вот жанйх вхбдя в двери, так сразу [дружка] вот по этой слегй в крест-накрест бьё[т] кнутом и говори[т] што-то. Вот ён и торгует-ца — жениха ведё[т] за руку аттудова и кнут в руках, палотёнцем крест-накрест завязаны — уже знать, што — дружка. Ну идё[т]… Што он там (й)им гово-ри[т] — Бог зная!.. Крест-накрест кнутом [крестит]. И тагда подходя[т] к сталу и таргуютца» (Гд., Жел-ча 3133-32).
Существовал обычай ПРЯТАТЬ НЕВЕСТУ -жених должен был сначала отыскать ее в доме и вы­купить у шафериц.50 Фадеева Александра Елиза­ровна из д. Партизанская вспоминала об этом так: «И вот тагда жанйх йшшет невесту. Мяня запрята­ли в тую комнату. А дом-то у нас бальшбй был, кругом ход. Тут ево не пущают, а он тугда пошёл и там утваратйл к двери кравать, и пришёл» (Гд., Партизанская 3117-04).
Невеста сидела за столом на подушке, покры­той полотенцем. Рядом с невестой за столом сидел крестник (ее брат или племянник), подружки, шафе-рицы, у которых жених должен был выкупить мес­то (Гд., Яктушино 3294-51; Пл., Староверский Луг 4163-10).
Женихов дружка крестил подушки. К этому мо­менту приурочен также обычай КРАСТЬ ПОДУШ­КИ, на которые должны были сесть жених и невес­та. За подушки требовали выкуп.
«А кугда жанйх-та приедет, невеста и две пбд-ружки за сталбм дал(а)жны всегда сидеть. Вот анй [женихи] прихбдют, тоже — друг евбнай и дружка, с Зтава бока с полотенцам закрёстан. Прихбдют к сталу и тугда анй выкупают. Этаи падружки таргу­ютца с этым ребятам. Аны спрашивают: "Ско[ль]ка ж ваша невеста стоя?" — а анй и гаварят, што "две
тышши" аль "три тышши". Ско[ль]ко заворбтют, сто[ль]ко и выкупай! Ну, конешно, ня тышши, там рубли дают, а периварачивают. Выкупают и убай-дут — падружки прочь. Сядет жанйх рядам и евбнай "брат", а с ёйнава ббка старшая подружка сядет, за "сестру" которая» (Гд., Партизанская 3117-04).
Разнообразные варианты ВЫКУПА зафикси­рованы в Плюсском районе. Например, выкупали пирогом, который привозил сам жених или его сес­тра; его подавали через стол с приговором: «Вот на этот пирожок положите рубелёк», — или: «На каж­дый уголок положите рубелёк, посерёд — бутылку» (Пл., Кошелевицы 4135-13; Плюсса 4134-20).
«Ну вот, потом станут невесту прадавать. Неве­ста сяде[т] за стол с падружкам са свайм, невеста в серядйны, а князь с "братом" там подходя[т] напро­тив] стола и продают невесту:
—   Ну сколько невеста-то стоит?
—   А наша невеста очень дарагая! Два карыта зблата нарыта, сирябра два вядра и меди с медведя, и бумажек нёсколька!
—   Ну ладно!
Там жанйх дастя этым падружкам сколько там дёниг — выкупят невесту. Потом аны станут на ска­мейку вот так — за моей спины побягут аттуда и крычат: "А мы князя амманйли, стару бабу пасадй-ли!" — смяютца. Самы пляшут, а тут хор женщин как начинаю[т] петь! <…>
Ишшё как садятца за стол, вот этот был зять-то дружкой-то. Вот и колбтя[т] по слегй:
В чим дому, в висялбм пиру,
В этой хаты, в белой каменной палаты
Ес[т]ь невеста (такая-то така).
Просит невеста сесть по мястам,
Как птицы по гняздам,
И всих напоить-накормить,
И в путь-дорожку отпустить,
И златой венец получить!
И тут все сяду[т] за стол, и тагда уже начинают девушки, женщины петь. Плясать и петь. Пака всих кругом [опоют]. Начинаю[т] каждово [опевать]. Каждому песню спаю[т], и штббы каждая платила бы деньги девушкам за песни» (Гд., Наумовщина 3154-30).
После выкупа места от жениха требовали ВЫ­КУПИТЬ «КРАСУ». «"Красу" сабирали накануни свадьбы — ёлачку, и всю в цвяты нада убрать и па-ставить на стол. Кагда жанйх приёдит, невеста си­дит с "красбй" на месте, яму нада свае места атку-пить. "Иначе мы тибё невесту ни атдадйм!" Значит, ён пакупаит невесту, за места плбтит. А невеста без "красы" не продаётца, значит: "Бярёшь невесту, бя-рй и красу!" — "Сколька там стоит?" Гараз-та мы знали — свай бумажки накрасим в краску, надёлаим цвятбв и — "краса" девки» (Гд., Юшкино 3306-28). «Когда-от "красу"-то им и поднесут — друга па-дружка. Поставит им. На столе ["краса"] стоя, а тут
тогда набираютца девки, маладухи — упевать бу­дут» (Гд., Партизанская 3117-04).
Выкупали платки, сложенные в решето. Одна из женщин носила решето над головой, прося выкупа у жениха. «Вот это у невесты: много-много платков носовых и у ей наложены в ришето или [в] сито круглая. И вот она ходит [женщина], поёт-поёт, а потом начинаит отдаривать, и за каждый платок должны заплатить. Каждая платок берёт, а денюж-ки ложит. Это ишшё к венцу не ехали, ишшё не угошшались. Вот она с этым платкам ходе. На го­ловы, конешно, поднято это сито. Ходе здесь около стола кругом и как пригалашивает, што-то галбсит. Когда кончит, потом берёт вот отец. Отец больше брал и обходил, обдаривал всех гостей. Она [жен­щина] такая была умелица, она знала, што это при-голосить. Начинает с молодых и всех гостей обне­сёт» (Пл., Кошелевицы 4135-13).
Затем жениха и невесту «СЛУЧАЛИ В МЕС­ТО». Описания этого обряда немногочисленны, но чрезвычайно ценны. «Ну, молодова выводя[т] с-за стола суды же — в комнату. Окол стола здёся (й)их и случаю[т]. Ну, здоровкаютца яны, молоды, здоров-каютца» (Гд., Желча 3133-32). «Садятца за стол и сидя[т], (й)их случаю[т] окол стола. Тут яны другой раз йжно задярутца нёкоторы, один однова. На но­гу-то хотца наступить! Што ёслив ты наступишь ей на ногу — яю будишь абижать всйю жйзинь. Такая примета была. А ёслив яна на тябя наступя — так то яна будя абижать. А хотца, штобы я абижала, а ня ты мяня. Так вот замёсятцы, замёсятца ногам-то и затолкаютца, бывало. Ну всё-таки случутца яны, а тагда (й)их случу[т] и за столы опять посадя[т]. Таг-да свадебны песни паю[т] — (й)их апяваю[т]» (Гд., Желча 3133-25).
После того как молодые сядут за стол, начинал­ся свадебный пир. За столом сидела и женихова, и невестина родня. «Уей сидя[т] вмести абычна, толь-ка справа сидя[т] жениховы, а с этава боку — невес­тины. Радйтели — так ближе всё. Тыи ближе и эты ближе всё. А п[о]том, уже подальше, посторонний» (Гд., Партизанская 3117-04).
Гости и родня со стороны невесты «качали» же­ниха, шафера, богатых гостей — подбрасывали на руках, пока те не откупятся (Пл., Ореховно 4178-08).
Во время застолья певицы опевали гостей, при­певали пары и величали. «Вси гости засяду[т] кру­гом. Вот если вы с женой сидйти, вас упевают, пару этаю. И вот они плотют, што за песни нам» (Гд., Партизанская 3117-04). В качестве первой песни на застолье в доме невесты отмечена: «Малодёц ты, малодёц, удалая галава» (Гд., Желча 3133-26). Крестной матери невесты девушки пели свадебную песню «Крёстна матушка, ты послушай-ка» (Пл., Заплюсье 4154-27). Специальные песни пели сиро­там. «А вот када сядет малада за стол, если она си-
рата, нету ни атца, ни матери, ей поют: "Ты, река ли моя, речушка ". Или жанился [жених]-сиротка, нету матери или отца» (Гд., Чернёво 3301-39).
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ЖЕНИХА И НЕВЕСТЫ, ОТЪЕЗД К ВЕНЦУ
Названия этого обряда в народной традиции многообразны: благословение, «благословление», «блаславлёние», «берьвасловлёние» (встречается единично — Гд., Желча 3133-35). Семантика обряда связана с приобщением к жизнедающей силе хлеба с помощью символического использования каравая. Жениха и невесту благословляли хлебом, трижды обводя им вокруг головы. То же самое совершалось затем в доме жениха (Стр., Симанский Лог 3125-35).
Функцию благопожелания выполняли хмель или зерно, которыми осыпали брачную пару. «Ма­ма, например, хлеб держа, утёц [отец] икону держа. Ну и яны берьваславляютца — Богу молютца, крёс-тятца и в пирякрёстак цалуютца. Шубу в ноги кла-ду[т], и на эту шубу анй становятца, маладь’ш. А их пасыпая хмелем сзада, крёсная ёйная — па спины. Хмеля нет, так крупам каким-нибудь пасыпаю[т]» (Гд., Желча 3133-35).
Благословение происходило после выхода из-за стола и завершало обряды отчуждения невесты, про­ходившие в ее доме. «Баласловляют, когда уже отси­дят. Тогда вси гости выходют вон, отец с мамой ба­ласловляют. Станут ёйныи радйтили и этыи и бала­словляют (й)их. Эта анй в цёркву уезжают. Как ут-правляют уж в цёркву, дак: "Дай, Боже, вам здоро­вья да дай, Бог, вам жизнь хорошую да шчастья", -всё так приговаривают» (Гд., Партизанская 3117-04).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Северный регион.
  • Районирование и климат
  • Интересное