Поиск по сайту

Песенные и инструментальные традиции

Повсеместно на территории северных районов Псковской области встречаются описания ДУХО­ВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, в ос­новном функционирующих в качестве пастушьих. Большинство сведений о духовых инструментах бы­ло получено в Струго-Красненском и Плюсском районах. Наиболее распространены были язычко­вые инструменты с названиями: «рожок», «жалей­ка», «жилёйка», «свирёлка», «швырёлка», «дудка». Они изготавливались из ольхи, мелкого кустарника — «бредины» и, в среднем, имели от трех до пяти иг­ровых отверстий. На пищик, длина которого со­ставляла примерно пятнадцать сантиметров, накру­чивалась берестяная труба — «рог». Бытовали и ин­струменты свисткового типа — «хвистульки», «хвис-тулечки», свидетельств о которых гораздо меньше.1
Музыкальные инструменты в руках пастуха об­ладали ритуальными функциями. По воспоминани­ям, услышав сигнальный н&игрыш «на сгон», коро­вы сами собирались в одно место. «Пастух заигра-и[т] в рожок. Хошь и разойдитца [стадо], и сразу при­ходи^] скатана на место. И вот анй, этаки коровы, пириплыву[т] на этакай бстрав. И день и хбдя[т]. К вечеру пастуху надо домой сбиратца. Заиграя в ро­жок, а анй вси пириплываю[т] на берег» (Гд., Сосно 3298-73). С «помощью» рожка один пастух мог пас­ти стадо в 150 коров. Игра на рожке также служила для хозяек сигналом к выгону коров в поле.2
Есть упоминания о том, что пастухи играли на рожках не только сигналы, но и наигрыши «под пес­ни», «под пляску» (Стр., Могутово 3141-21). Расска­зывали, что в старину на жалейке играл нищий — Фе­дя-дудочник. Он играл жалобно -«какголосил». Ус­лышав его игру, все плакали (Стр., Радонка 3114-06).
В недавнем прошлом на территории Гдовского и Струго-Красненского районов был распростра­нен архаичный тип малострунных КРЫЛОВИД­НЫХ ГУСЛЕЙ. Упоминаются самодельные долб­леные шестиструнные, реже — четырех-пяти-струн-ные инструменты.3 Были зафиксированы подроб­ные описания этих инструментов, способов изго­товления, приемов игры, а также имена гусляров и характер включения инструмента в обрядово-праздничный контекст.4 Музыкальных записей в 1978-1996 гг. сделать уже не удалось. Тем не менее, экспедиционные материалы свидетельствуют о том,
что еще в довоенное время в северных районах Псковщины существовала традиция игры на мало­струнных гуслях.
В 1890 г. А. С. Фаминцын в своей работе «Гус­ли — русский народный инструмент»5 опубликовал слуховую запись игры на семиструнных гуслях, сде­ланную от крестьянина из д. Деева Горка Марьин­ской волости Лужского уезда Трофима Ананьева, которому на момент записи (1889 год) было 96 лет. По современному административно-территориаль­ному делению Марьинская волость относится к Струго-Красненскому району Псковской области.
Наряду с этим, в северных районах области встречаются также многострунные инструменты ти­па ЦИТРЫ (эстонского каннеля), также называемые в народе гуслями, на которых играли как эстонские, так и русские крестьяне.6 Были распространены и фа­бричные инструменты, привозимые из Эстонии и Пе­тербурга, а также гусли местного кустарного произ­водства и самодельные. Отличия русской и эстонской традиций игры на каннеле наблюдаются только на уровне репертуара. Жанры танцевальной музыки -полька, вальс, краковяк и др. — были общими. Плясо­вые наигрыши — «Русского», «Камаринского» — бы­товали преимущественно в среде русских крестьян.
Образцы гусельных наигрышей из Гдовского района опубликованы в нескольких сборниках 1950-60-х гг. от исполнителей 1880-1910 г. р.7 В фольк­лорных экспедициях консерватории удалось запи­сать наигрыши от трех исполнителей на многострун­ных гуслях. Это: Александр Николаевич Николаев (1911 г. р.) из д. Новоселье Струго-Красненского рай­она, Иван Сергеевич Федоров (1915 г. р.) из д. Вете-ря-3 Гдовского района, Василий Васильевич Миро­нов (1913 г. р.) из д. Великуша Гдовского района.
Упоминания о СКРИПКАХ в экспедиционных материалах встречаются часто.8 В деревнях играли как на самодельных инструментах, так и на фабрич­ных. «Смычок — с хваста коннава, с лашадёй. А на­тирал он явб сёрай с ёлки, штоб звук был» (Стр., Ровное 3131-08), «скрыпёл» по струнам (Пл., Лям-цево 4152-08). Зафиксировано также характерное название смычка — «гудок» (Гд., Андронова Гора 3300-28). По воспоминаниям жителей деревень, при игре инструмент упирали в плечо или ставили на колени вертикально.9
Имеются немногочисленные сведения о скрипа­чах. Например, в д. Дворище Струго-Красненского района на скрипке играл Пётр Платонов. У Викто­ра Ивановича Антонова (1923 г. р.) из д. Ровное то­го же района на скрипке играл отец, и у Анны Пет­ровны Алексеевой (1907 г. р.) из д. Андронова Гора Гдовского района отец играл на самодельной скрипке. В д. Выборово Струго-Красненского рай­она рассказывали, что на скрипках играли «паш-ковцы» — члены одной из религиозных сект.10
По звуку инструмента предсказывали погоду. «Отец после бани терльнёт и определяет»: если ин­струмент звучит хорошо, это означает, что погода будет сухая, ясная, если плохо — дождливая (Стр., Ровное 3131-08).
Традиция игры на БАЛАЛАЙКЕ представлена незначительным количеством музыкальных запи­сей. В музыкально-стилевом и репертуарном отно­шении эта традиция испытала сильное влияние ху­дожественной самодеятельности. Принципы тради­ционного народного инструментализма сохрани­лись лишь в игре немногих музыкантов. В наигры­шах, записанных от Любови Даниловны Харитоно­вой из д. Залахтовье Гдовского района и Виктора Ивановича Антонова из д. Ровное Струго-Краснен­ского района, наиболее ярко раскрываются черты местного музыкального стиля.
От Ириньи Васильевны Богдановой (1926 г. р.) из д. Моложане Струго-Красненского района — ба-лалаечницы, владеющей большим репертуаром -получены сведения о старинных самодельных инст­рументах и о традиционных способах обучения иг­ре на балалайке (Стр., Моложане 3132-15). По рас­сказам народных исполнителей можно судить, что игра на этом инструменте органично включалась в различные жизненные и обрядовые ситуации. Бала­лайку брали с собой на покос, именно на балалайке подыгрывали под пляску ряженых на Святках (Гд., Каменка 3127-46; Стр., Замошье 3144-28).
По современным экспедиционным материалам, в северных районах Псковской области были рас­пространены ГАРМОНИКИ двух типов: гармонь-хромка (25×25) и старинная гармонь-трёхрядка не­мецкого и русского строя («минорная гармонь»).11 Существуют упоминания о гармонном промысле в Плюсском районе. В 1994 г. на гармони немецкого строя, сделанной мастером из д. Ровница, играл Иван Степанович Богданов (1910 г. р.) из д. Лыш-ницы Плюсского района (4182-07, 09, 11, 13).
В Плюсском районе также имеются сведения о бытовании в недавнем прошлом старинной тальян­ки — «маленькой гармошки»:12 «раньше старики на тальянках играли», «тон» у гармони был другой -«тонкий голос» (Пл., Лышницы 4182-11).
По сравнению с Гдовским районом, в Струго-Красненском и Плюсском районах традиция игры
на гармониках представлена очень развернуто. Здесь записано много замечательных гармонистов. Среди них: Константин Тимофеевич Щуров (1928 г. р.) и Иван Егорович Густов (1934 г. р.) из д. Давыдове Струго-Красненского района, Яков Максимович Онуфриев (1925 г. р.) из д. Кириково Струго-Крас­ненского района; Сергей Николаевич Макаров (1927 г. р.) из д. Волосово Плюсского района и другие.
Имеются сведения об АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЕ в составах: скрипка и балалайка (Стр., Ровное 3131-08), многострунные гусли и гармонь (Гд., Усадище 3295-33), многострунные гусли, гармонь и балалай­ка (Стр., Музовер 3130-08).
Народная инструментальная музыка, принадле­жащая празднично-обрядовой сфере народной культуры, представлена группами наигрышей «под песни» (включая наигрыши «под драку») и «под пляску». Они звучали в любой праздничной ситуа­ции, будь то свадьба, деревенское гулянье в годо­вой или престольный праздник, проводы в рекруты и др. «Па улицам, па обим старанам жители живут, а тут дарога в сирядйны, ага. И вот па этай дароги ходит народ, маладёжь — пают, играют, пляшут. А то бывает, что танцуют, называлася — "Лянбва хо­дили"» (Стр., Могутово 3141-15).
В характеристике инструментальной музыки каждого из районов наиболее показательной ока­зывается группа наигрышей «под песни».
Инструментальная музыка Струго-Красненско­го района по ряду параметров стыкуется с традици­ей Порховского района. Здесь представлены три ти­па наигрышей «под песни», бытующих в Порхов-ском и других районах области: «Скобаря» (соот­ветствует порховской «Милашке»), «Сумецкая» (мо­жет называться «Скобаря») и «Новоржевская» (тип «Саратова» со структурой, аналогичной наигрышу «Новоржевская» из центральных районов Псков­ской области; варианты названия: «Под частушки», «Под песни» и др.).13 Струго-Красненский район яв­ляется северной границей распространения первого из обозначенных выше типов наигрышей, относя­щихся к раннему историко-стилевому слою.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Северный регион.
  • Районирование и климат
  • Интересное