Песенные и инструментальные традиции
Повсеместно на территории северных районов Псковской области встречаются описания ДУХОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, в основном функционирующих в качестве пастушьих. Большинство сведений о духовых инструментах было получено в Струго-Красненском и Плюсском районах. Наиболее распространены были язычковые инструменты с названиями: «рожок», «жалейка», «жилёйка», «свирёлка», «швырёлка», «дудка». Они изготавливались из ольхи, мелкого кустарника — «бредины» и, в среднем, имели от трех до пяти игровых отверстий. На пищик, длина которого составляла примерно пятнадцать сантиметров, накручивалась берестяная труба — «рог». Бытовали и инструменты свисткового типа — «хвистульки», «хвис-тулечки», свидетельств о которых гораздо меньше.1
Музыкальные инструменты в руках пастуха обладали ритуальными функциями. По воспоминаниям, услышав сигнальный н&игрыш «на сгон», коровы сами собирались в одно место. «Пастух заигра-и[т] в рожок. Хошь и разойдитца [стадо], и сразу приходи^] скатана на место. И вот анй, этаки коровы, пириплыву[т] на этакай бстрав. И день и хбдя[т]. К вечеру пастуху надо домой сбиратца. Заиграя в рожок, а анй вси пириплываю[т] на берег» (Гд., Сосно 3298-73). С «помощью» рожка один пастух мог пасти стадо в 150 коров. Игра на рожке также служила для хозяек сигналом к выгону коров в поле.2
Есть упоминания о том, что пастухи играли на рожках не только сигналы, но и наигрыши «под песни», «под пляску» (Стр., Могутово 3141-21). Рассказывали, что в старину на жалейке играл нищий — Федя-дудочник. Он играл жалобно -«какголосил». Услышав его игру, все плакали (Стр., Радонка 3114-06).
В недавнем прошлом на территории Гдовского и Струго-Красненского районов был распространен архаичный тип малострунных КРЫЛОВИДНЫХ ГУСЛЕЙ. Упоминаются самодельные долбленые шестиструнные, реже — четырех-пяти-струн-ные инструменты.3 Были зафиксированы подробные описания этих инструментов, способов изготовления, приемов игры, а также имена гусляров и характер включения инструмента в обрядово-праздничный контекст.4 Музыкальных записей в 1978-1996 гг. сделать уже не удалось. Тем не менее, экспедиционные материалы свидетельствуют о том,
что еще в довоенное время в северных районах Псковщины существовала традиция игры на малострунных гуслях.
В 1890 г. А. С. Фаминцын в своей работе «Гусли — русский народный инструмент»5 опубликовал слуховую запись игры на семиструнных гуслях, сделанную от крестьянина из д. Деева Горка Марьинской волости Лужского уезда Трофима Ананьева, которому на момент записи (1889 год) было 96 лет. По современному административно-территориальному делению Марьинская волость относится к Струго-Красненскому району Псковской области.
Наряду с этим, в северных районах области встречаются также многострунные инструменты типа ЦИТРЫ (эстонского каннеля), также называемые в народе гуслями, на которых играли как эстонские, так и русские крестьяне.6 Были распространены и фабричные инструменты, привозимые из Эстонии и Петербурга, а также гусли местного кустарного производства и самодельные. Отличия русской и эстонской традиций игры на каннеле наблюдаются только на уровне репертуара. Жанры танцевальной музыки -полька, вальс, краковяк и др. — были общими. Плясовые наигрыши — «Русского», «Камаринского» — бытовали преимущественно в среде русских крестьян.
Образцы гусельных наигрышей из Гдовского района опубликованы в нескольких сборниках 1950-60-х гг. от исполнителей 1880-1910 г. р.7 В фольклорных экспедициях консерватории удалось записать наигрыши от трех исполнителей на многострунных гуслях. Это: Александр Николаевич Николаев (1911 г. р.) из д. Новоселье Струго-Красненского района, Иван Сергеевич Федоров (1915 г. р.) из д. Вете-ря-3 Гдовского района, Василий Васильевич Миронов (1913 г. р.) из д. Великуша Гдовского района.
Упоминания о СКРИПКАХ в экспедиционных материалах встречаются часто.8 В деревнях играли как на самодельных инструментах, так и на фабричных. «Смычок — с хваста коннава, с лашадёй. А натирал он явб сёрай с ёлки, штоб звук был» (Стр., Ровное 3131-08), «скрыпёл» по струнам (Пл., Лям-цево 4152-08). Зафиксировано также характерное название смычка — «гудок» (Гд., Андронова Гора 3300-28). По воспоминаниям жителей деревень, при игре инструмент упирали в плечо или ставили на колени вертикально.9
Имеются немногочисленные сведения о скрипачах. Например, в д. Дворище Струго-Красненского района на скрипке играл Пётр Платонов. У Виктора Ивановича Антонова (1923 г. р.) из д. Ровное того же района на скрипке играл отец, и у Анны Петровны Алексеевой (1907 г. р.) из д. Андронова Гора Гдовского района отец играл на самодельной скрипке. В д. Выборово Струго-Красненского района рассказывали, что на скрипках играли «паш-ковцы» — члены одной из религиозных сект.10
По звуку инструмента предсказывали погоду. «Отец после бани терльнёт и определяет»: если инструмент звучит хорошо, это означает, что погода будет сухая, ясная, если плохо — дождливая (Стр., Ровное 3131-08).
Традиция игры на БАЛАЛАЙКЕ представлена незначительным количеством музыкальных записей. В музыкально-стилевом и репертуарном отношении эта традиция испытала сильное влияние художественной самодеятельности. Принципы традиционного народного инструментализма сохранились лишь в игре немногих музыкантов. В наигрышах, записанных от Любови Даниловны Харитоновой из д. Залахтовье Гдовского района и Виктора Ивановича Антонова из д. Ровное Струго-Красненского района, наиболее ярко раскрываются черты местного музыкального стиля.
От Ириньи Васильевны Богдановой (1926 г. р.) из д. Моложане Струго-Красненского района — ба-лалаечницы, владеющей большим репертуаром -получены сведения о старинных самодельных инструментах и о традиционных способах обучения игре на балалайке (Стр., Моложане 3132-15). По рассказам народных исполнителей можно судить, что игра на этом инструменте органично включалась в различные жизненные и обрядовые ситуации. Балалайку брали с собой на покос, именно на балалайке подыгрывали под пляску ряженых на Святках (Гд., Каменка 3127-46; Стр., Замошье 3144-28).
По современным экспедиционным материалам, в северных районах Псковской области были распространены ГАРМОНИКИ двух типов: гармонь-хромка (25×25) и старинная гармонь-трёхрядка немецкого и русского строя («минорная гармонь»).11 Существуют упоминания о гармонном промысле в Плюсском районе. В 1994 г. на гармони немецкого строя, сделанной мастером из д. Ровница, играл Иван Степанович Богданов (1910 г. р.) из д. Лыш-ницы Плюсского района (4182-07, 09, 11, 13).
В Плюсском районе также имеются сведения о бытовании в недавнем прошлом старинной тальянки — «маленькой гармошки»:12 «раньше старики на тальянках играли», «тон» у гармони был другой -«тонкий голос» (Пл., Лышницы 4182-11).
По сравнению с Гдовским районом, в Струго-Красненском и Плюсском районах традиция игры
на гармониках представлена очень развернуто. Здесь записано много замечательных гармонистов. Среди них: Константин Тимофеевич Щуров (1928 г. р.) и Иван Егорович Густов (1934 г. р.) из д. Давыдове Струго-Красненского района, Яков Максимович Онуфриев (1925 г. р.) из д. Кириково Струго-Красненского района; Сергей Николаевич Макаров (1927 г. р.) из д. Волосово Плюсского района и другие.
Имеются сведения об АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЕ в составах: скрипка и балалайка (Стр., Ровное 3131-08), многострунные гусли и гармонь (Гд., Усадище 3295-33), многострунные гусли, гармонь и балалайка (Стр., Музовер 3130-08).
Народная инструментальная музыка, принадлежащая празднично-обрядовой сфере народной культуры, представлена группами наигрышей «под песни» (включая наигрыши «под драку») и «под пляску». Они звучали в любой праздничной ситуации, будь то свадьба, деревенское гулянье в годовой или престольный праздник, проводы в рекруты и др. «Па улицам, па обим старанам жители живут, а тут дарога в сирядйны, ага. И вот па этай дароги ходит народ, маладёжь — пают, играют, пляшут. А то бывает, что танцуют, называлася — "Лянбва ходили"» (Стр., Могутово 3141-15).
В характеристике инструментальной музыки каждого из районов наиболее показательной оказывается группа наигрышей «под песни».
Инструментальная музыка Струго-Красненского района по ряду параметров стыкуется с традицией Порховского района. Здесь представлены три типа наигрышей «под песни», бытующих в Порхов-ском и других районах области: «Скобаря» (соответствует порховской «Милашке»), «Сумецкая» (может называться «Скобаря») и «Новоржевская» (тип «Саратова» со структурой, аналогичной наигрышу «Новоржевская» из центральных районов Псковской области; варианты названия: «Под частушки», «Под песни» и др.).13 Струго-Красненский район является северной границей распространения первого из обозначенных выше типов наигрышей, относящихся к раннему историко-стилевому слою.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44