Партизанское движение на Псковщине в годы Великой Отечественной войны
История не знает более масштабного, разрушительного и кровопролитного противоборства чем то, которое пришлось вести нашему народу с фашистскими агрессорами. В войне 1941 — 1945 гг. решалась судьба не только Советского Союза, но и других народов и стран, по существу всего человечества.
Много ярких страниц вписали псковичи в историю нашей Родины. И одна из них — героическая партизанская борьба с немецко-фашистскими оккупантами.
Более двух с половиной лет в лесах Псковщины горели партизанские костры, ни на один час не затихала всенародная борьба с врагом. Гремели взрывы на дорогах, летели под откос вражеские эшелоны, падали, сраженные меткими пулями партизан, фашистские захватчики.
Псковская земля была оккупирована врагом в самом начале войны, 6 июля фашисты заняли город Остров, 9 июля захватили Псков, 16 июля вступили в Невель, а 20 июля ворвались в Великие Луки. Но псковичи не покорились врагу. С первых дней оккупации в районах, входящих ныне в Псковскую область, разгорелась жаркая партизанская борьба. По призыву Коммунистической партии и Советского правительства тысячи патриотов взяли в руки оружие и поднялись на битву с врагом.
Первые партизанские отряды формировались, главным образом, на базе истребительных батальонов, созданных в прифронтовых районах из партийного, комсомольского
актива и местного населения. Под Псковом развернул свою работу Псковский подпольный центр. В нем состояли известные псковичам коммунисты, позднее павшие в боях смертью храбрых: секретарь горкома партии А.В. Гущин, секретарь Псковского райкома ВКП (б) И.Г. Киселёв, представитель исполкома городского Совета депутатов трудящихся ДА. Богданов, председатель исполкома районного Совета В.И. Челноков.
В первых числах августа, по указанию секретаря ЦК и кандидата в члены Политбюро А. А. Жданова, партизанские отряды Псковщины были объединены в одну партизанскую бригаду. Так зародилась в тылу врага крупная партизанская бригада, получившая название «Второй». Она была создана из партизан Островского, Сошихинского, Славковского, Порховского, Дедович-ского, Дновского и других районов. Командиром бригады был Н.Г. Васильев и комиссаром — секретарь Порховского райкома партии С.А. Орлов. Партизаны действовали каждый в своём районе, но подчинялись одному штабу, который находился в разное время в деревнях Дедовичского и Белебелковского районов.
Одним из направлений работы партизан было разоблачение «нового» фашистского порядка, саботаж немецких мероприятий. Перехваченные партизанами фашистские приказы и распоряжения разоблачались в партизанских листовках с соответствующими комментариями. Небольшие группы партизан, скрывавшиеся в подполье, базировавшиеся в лесах и болотах, проникали в деревни и города, вселяли в народ бодрость и уверенность в конечной победе Советской Армии, звали массы на активную борьбу с врагом.
К 1 ноября 1941 г. вся бригада собралась на территории Дедовичского, Ашевского и Белебелковского районов. Здесь-то и зародился широко известный на
Псковщине Партизанский край. Сначала партизаны заняли несколько деревень. Это были деревни Вязов-ка, Перстово, Беседки, Глотово, Чертово и другие.
Против Партизанского края гитлеровское командование бросало несколько карательных экспедиций (декабрьская, майская, июньская), но все они разбивались о стойкость партизан и населения. Вот что писал фашистский ефрейтор своей жене, жалуясь на свою судьбу: «Мы находимся почти в центре Партизанского края. Это гораздо хуже, чем на фронте. Там знаешь, что враг впереди. Здесь враг всюду. Ждёшь выстрела из-за каждого дерева, из-за каждого куста». Лишь только четвёртой карательной экспедиции немцев, предпринятой в августе 1942 года и длившейся целый месяц, удалось занять территорию края. Но партизанские бригады, полки и отряды, возмужавшие и прошедшие славную боевую школу в Партизанском крае, вышли в новые районы действий — к Порхову и Новоржеву, к Слав-ковичам и Карамышеву, к берегам Чудского озера.
1943 год характерен, главным образом, борьбой на железных дорогах, так называемой «рельсовой войной». Партизанские соединения выходили на основные магистрали противника, взрывали рельсы, громили станции и полустанки, пускали под откос поезда, рвали телеграфно-телефонную связь, всячески срывали подброску резервов к Ленинграду. В войне на рельсах особенно отличилась «Третья» партизанская бригада, руководимая легендарным командиром А.В. Германом.
Осенью 1943 года, после победы Советской Армии под Сталинградом и Курском, в результате широкой работы партийных организаций партизанское движение приняло ещё больший размах. Этот период ознаменовался массовым притоком населения в партизаны. Фашистское командование своими зверскими распра-
вами не могло подавить этого всенародного движения. Попытка гитлеровцев угнать население на Запад вызвала новую волну сопротивления врагу. Жители целыми семьями уходили в леса, под защиту партизан. Все, кто мог носить оружие, становились в отряды народных мстителей.
В феврале 1944 года прогремели последние выстрелы партизанских бригад, где было 35 тысяч народных воинов. За 32 месяца партизанской борьбы народные мстители уничтожили 104242 гитлеровца, вывели из строя 1050 паровозов и 18643 вагона, платформ и цистерн. Партизаны разрушили 175 километров железнодорожного полотна, взорвали 201 железнодорожный и 1180 шоссейных мостов, разгромили 48 железнодорожных узлов и станций. Партизаны совершали неоднократные налёты на аэродромы противника, 105 вражеских самолётов были уничтожены на земле и в воздухе.
За вклад, внесённый в дело разгрома фашистской Германии, Псковская область была награждена орденом Ленина.
Рассказывая о силе и размахе партизанского движения на Псковщине, нельзя не заметить, что на территориях, где действовали партизаны, устанавливалась Советская власть и люди жили по её законам. Почему не воспринимался «новый порядок»? Почему люди, не прожившие еще при Советской власти и тридцати лет, отчаянно сражались за неё? Во-первых, фашисты были захватчиками родной земли. Во-вторых, если бы местному населению не мила была бы советская власть, то в годы войны её удержать на штыках чекистов было бы просто невозможно, и эту власть ликвидировали бы, вышвырнув оккупантов. Здесь есть над чем подумать исследователям советской истории, её неистовым критикам.
С.А. Плавко