Памятные места и мемориальные захоронения воинов отчизны
Я начинаю звонить Горбачеву… Пока меня соединяли с Горбачевым, Ельцин уже вел разговор с американским президентом.
…Тогда же, не дожидаясь утра, мы вылетели обратно — нам предстояло ратифицировать Соглашение в парламентах…»
Из Соглашения об образовании СНГ:
«Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина, как государства-учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 г., далее именуемые высокими договаривающимися сторонами, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и как геополитическая реальность прекращает свое существование…
С момента подписания настоящего Соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР.
Деятельность органов Союза ССР на территории государств-членов Содружества прекращается…
За республику Беларусь — С. Шушкевич, В. Кебич, за РСФСР — Б. Ельцин, Г. Бурбулис, за Украину — Л. Кравчук, В. Фокин».
На встречу приглашался Назарбаев, но он долетев до Москвы почему-то дальше не двинулся.
* * *
Читая эти воспоминания можно только удивляться, насколько все это сделано экспромтом. Совершено событие вселенского масштаба. Оно будет касаться сотен миллионов людей. Родился документ чудовищной разрушительной силы.
12 декабря 1991 г. состоялась сессия Верховного Совета РСФСР, на которой 188 голосами при 6-ти против, 7-ми воз-
державшихся, при кворуме для принятия решения — 124, Беловежское соглашение было ратифицировано, а следовательно и денонсирован «Договор Союза СССР 1922 года».
Украина и Белоруссия сделали это еще раньше, 10 декабря. Как показывают очевидцы и стенограмма, сессия проходила очень бурно. Был большой шум при голосовании, задавали вопросы:
М. Лапшин:
«…Государства, которые денонсировали договор, находились совершенно в других границах. Казахстан и Средняя Азия входили в состав РСФСР, Граница Белоруссии была чуть западнее Минской области, а Украина, мягко говоря, представляла на своей территории совсем не то, что сейчас представляет.
Не создаем ли мы фактом денонсации Союзного договора основу для огромных территориальных претензий друг к другу?»
Вопрос был задан министру иностранных дел А В. Коза-реву. Тот не стал отвечать, переадресовал его С. М. Шахраю.
С. М. Шахрай заумно ответил, что денонсация Договора 1922 года не означает возврата к территориальным границам РСФСР 1922 г. и не означает территориальных претензий к другим государствам.
М. Астафьев:
«…Из глубины Беловежской Пущи можно отменить Конституцию СССР, как нам сейчас объяснили, можно отменить Конституцию РСФСР и нарушить президентскую клятву. Можно ли отменить Устав Организации Объединенных Наций?..
…Ведь туда принимают государства, а не Содружества государств?»
Министр иностранных дел ответил, что нас уже признали, судя по откликам, часть государств членов ООН.
С. Бабурин:
«…Насколько вы уверены, что, развалив Советский Союз, мы остановим этот развал на границах РФ и что не появится уже в каком-нибудь брянском лесу или в Уральских горах соглашение о том, что российские органы власти тоже не нужны и будет некое другое сообщество на месте Российской Федерации?..»
Министр иностранных дел А. В. Козырев констатировал, что у нас страна уже не управляемая, никто ни за что не отвечает и поэтому Содружество — это выход из положения.
Начались прения. Слово предоставлялось тем, от кого не ожидалось «сюрпризов».
Выступили: В. Шуйков, В. Шейнис, В. Новиков, Р. Абду-латипов, М. Захаров, А. Собчак, Р. Хазбулатов, В. Миронов, которые призвали одобрить соглашение и ратифицировать. Многим не дали выступить. Были поданы поправки. Их не огласили и они не обсуждались. Голосование было объявлено поименным. Начальство явно лукавило, если не сказать большего. Ложь и на этот раз сыграла провоцирующую и разрушительную роль.
Как на партийном активе по инерции, где голосующие не несли никакой ответственности, а соблюдали лишь форму, привыкшие делать то, что предлагало начальство, тем более поименное голосование (мало ли что?), проголосовали.
13 декабря 1991 г. в Ашхабаде состоялась встреча глав государств Средней Азии и Казахстана. Возмущению лидеров этих государств не было предела. Предложение Кравчука просто «присоединиться» было с ходу и самым категорическим образом отвергнуто. Ельцин, Кравчук и Шушкевич не были заинтересованы в громком скандале, который бы под-• черкнул неустойчивость «Содружества», создал впечатление, что оно разваливается прямо на глазах. Компромисс нашли быстро: Ельцин, Кравчук и Шушкевич согласились прилететь в Алма-Ату для подписания «обновленного» Содружества с расширенным списком «учредителей», а среднеазиатские лидеры согласились не приглашать на эту встречу Горбачева.
Однако М. Горбачев пытался как-то присоединиться к этому процессу. Написал послание, в котором даже согласился Союз, предлагаемый им, назвать Содружеством и предложил именовать его «Содружество Европейских и Азиатских государств» (СЕАГ).
Первое сообщение о результатах встречи в Алма-Ате было передано Интерфаксом. В нем говорилось:
21 декабря 1991 г. в полдень по московскому времени, за закрытыми дверями, руководители одиннадцати суверенных
государств на встрече в Алма-Ате достигли договоренности о прекращении существования СССР.
Чуть позже пришла экспресс-информация № 5:
«Лидеры 11 суверенных республик, образовавших Содружество Независимых Государств, приняли обращение к Президенту СССР Михаилу Горбачеву, в котором уведомляют его о прекращении существования Советского Союза и института президенгства СССР. В обращении главы Независимых Государств благодарят М. Горбачева за его большой положительный вклад».
После подписания декларации состоялся банкет.
25 декабря 1991 г. вышел Указ Президента СССР № 3162 «О сложении Президентом СССР полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР и упразднении Совета Обороны при Президенте СССР».
В этот же день М. Горбачев выступил с заявлением, где объявил всему народу о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР. Когда он читал свое заявление был спущен государственный флаг СССР над Кремлем. Улыбающийся Г. Бурбулис подошел и несколько раз сильно дернул за трос, чтобы и его не забыли запечатлеть на фоне этого исторического события. Через несколько минут на флагштоке Кремля уже поласкался на ветру бело-сине-красный российский флаг.
Вместо могучего, влиятельного и полнокровного СССР, удерживающего мир в состоянии геополитического равновесия, возникло аморфное, недееспособное СНГ, которое так и не обрело свою форму.
Знакомясь с декабрьскими событиями 1991 г. в первую очередь хочется сказать, что вершились дела большие, судьбоносные для сотен миллионов людей очень поспешно и, можно сказать, безответственно, но с другой стороны все это было следствием и вытекало с той разрушительной политической деятельности, которая была уже проведена М. С. Горбачевым, Б. Н. Ельциным и их окружением в период «перестройки». Деятельность из сферы экономической была переведена в сферу политическую, преследовала единственную цель — сломать систему государственной власти, изменить
строй. Достаточно вспомнить идею М. Горбачева о создании обновленного Союза. Принимаемые декларации о суверенитете и верховенстве республиканских законов над союзными ничего не оставляли для Центра и обрекали развал Союза ССР, как государства.
Главным разрушительным документом была принятая на I Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. «Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». В последующем этот день был объявлен «Днем независимости», государственным праздником. До сих пор непонятно, независимости от кого? Поскольку РСФСР была государствообразу-ющей республикой в СССР, многие государственные функции республики совмещались с функциями СССР, Декларация означала выход из СССР, а фактически его развал.
В пятой статье этой «Декларации» есть такое положение: «Верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР; действие актов Союза СССР, вступающих в противоречие "с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории…» Кто кого судит? Принятое на этом же съезде «Постановление о разграничении функций управления организациями на территории РСФСР (Основа нового Союзного договора)».
23 июня 1990 г., ничего не оставляло для Союза, как государства.
В постановлении ст. 9 предписывается Совету Министров РСФСР приступить к решению организационных вопросов управления с Союзом, который с принятием «Декларации» существует лишь фиктивно, не имеет никакой власти на территории РСФСР.
Этим постановлением центральные органы власти были, практически, лишены функций управления или ликвидировались вообще. Союз, как государство уже невозможно было иметь, только содружество, к чему и пришли.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39