Памятные места и мемориальные захоронения воинов отчизны
Комитет народного контроля имел право заслушивать ответственных лиц и в случае обнаружения нарушения лицом законов по сохранности государственной и общественной собственности, при нанесении ущерба, налагать взыскания и денежные начеты. Товарищеские суды на своих заседаниях имели право принимать решения, освобождающие от уголов-
ной ответственности при мелких нарушениях закона, брать членов коллектива на поруки. Административные комиссии при исполкомах выносили решения о наложении штрафов при правонарушениях, не влекущих уголовного преследования. Права местных Советов постоянно расширялись. ПВС СССР от 8.04.1968 г. принял Указ «Об основных правах и обязанностях сельских и поселковых Советов».
В указе отмечено, что Советы, полноправные представители государственной власти, на всей территории решают все вопросы местного значения, связанные с регионом, исходя из общегосударственных интересов. Они осуществляют контроль за работой: колхозов, совхозов, предприятий местной промышленности, бытового обслуживания, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, учреждений культуры, здравоохранения и других предприятий вышестоящего подчинения по обслуживанию населения. Эта функция осуществляется через контроль за соблюдением законодательства, заслушивание докладов руководителей, координацию их деятельности. Решения Советов в пределах их компетенции обязательны для исполнения. Советы участвуют в рассмотрении планов, касающихся обслуживания населения, использования местных ресурсов, строительства. Осуществляют контроль за соблюдением природоохранных мероприятий, использованием земель, приостанавливают строительство, если оно ведется без соблюдения плана застройки и нарушающее природоохранные условия. Утверждают и освобождают от работы руководителей школ, медицинских учреждений, культуры, коммунально-бытового обслуживания.
Права и влияние Советов распространялись и на те предприятия, которые находились в областном и республиканском подчинении в части режима работы, соблюдении местных законов и правил, соблюдении правил охраны природы, сбережении местных и государственных ресурсов.
Вся эта система четко действовала. Не оставалось неконтролируемых вопросов и зон деятельности. В компетенции Советов были и вопросы общегосударственного значения, поскольку это была единая система власти.
Принятая сейчас система муниципального самоуправления намного проигрывает советской системе. Во-первых, она не встроена в систему государственной власти. Во-вторых, права местных органов весьма ограничены. Советская система была весьма эффективной. Она опиралась на принципы мобилизационной экономики. Определялись приоритеты и на их выполнение направлялось максимум усилий. Развитие строго планировалось. Народнохозяйственный план утверждался на сессиях Советов снизу доверху и, таким образом, приобретал силу Закона, становился обязательным для выполнения всеми службами и отраслями. Наиболее приемлемой формой планирования стало пятилетнее планирование — «Пятилетки».
Первый пятилетний план был разработан на основе директив XV съезда партии, принят 16-й партийной конференцией и учрежден 5-м съездом Советов в мае 1929 г.
Основная цель — построение фундамента социалистической экономики. План был грандиозный, он ставил задачу превратить СССР из аграрной, экономически отсталой страны в мощную индустриальную державу. План был выполнен. Машиностроение возросло в 4,5 раза. Довоенный уровень превзойден в 10 раз. Уцельный вес промышленности в народном хозяйстве вырос с 48 до 70%. Страна стала индустриальной. 1929 г. стал годом «Великого перелома» в истории СССР.
Каждая из пятилеток ставила задачу — повысить уровень жизни людей до 50%. Эта программа, в основном, выполнялась. Всего в советское время было 12 плановых пятилеток. Последняя 12-я закончилась в 1990 году. В послевоенный период председателями исполнительных комитетов работали: Грибов И. А., Артемьев П. Г., Семкин Г. Б., Буканов И. В., Ковалев С. Е., Алексеев С. П., Яковлев С. А., Александров М. И., Бойков В. Г., Миронов В. В., Бубнов Г. Н., Петров Д. С, Си-мин Н. А., Красоткин Е. К., Коваленко А. Ю., Брилев И. И.
Это достойные люди. Краткие их автобиографические данные содержатся в главе «Видные люди Красногородского района» в данной книге.
Современная критика советской системы, как правило, глубоко не аргументирована, оторвана от конкретных дел и
цифр статистики, базируется на отдельных отрицательных фактах, выполняя определенный социальный Заказ.
Какую роль играла в системе управления партия? Ответ однозначный — руководящую. Но она действовала на неюридической основе. Она была встроена в Советскую систему, брала на себя функции вдохновителя, организатора, генератора идей. Практически она руководила через Советы, руководила ими же. Это была хорошо отработанная, продуманная система.
Основными рычагами, посредством которых осуществлялась эта руководящая роль, были партийные организации и руководящие кадры.
Партийные организации создавались по производственному принципу, т. е. они были на каждом предприятии, в учреждении, в воинских частях. На крупных предприятиях действовали парткомы на правах райкомов и там на постоянной основе работали секретари парткомов. В воинских частях действовали политотделы. Поскольку партийной организации предоставлялось право организующей роли, она брала на себя функции контроля деятельности администрации, командования. Ей было до всего дело. В таких условиях руководитель, как правило, был членом партии, он к этому не мог не стремиться. Второе: в трудовом кодексе была статья и список лиц, трудовые споры с которыми не могли решаться в суде. Их разрешала вышестоящая организация. В этот список, как рач, и включались руководящие работники. Назначение руководителя на должность утверждалось решением бюро Районного комитета партии. Таким образом, руководитель был зависим от решения партийных органов, а свое несогласие он не мог обжаловать в суде. Партийные комитеты вообще взяли на себя функции подбора и расстановки кадров. Была продуманная система изучения, проверки способностей тех, кто мог претендовать на будущего руководителя. Этих людей изучали, брали на учет, включали в резерв. Действовала система подготовки и переподготовки кадров, как на уровне ведомств, так и в учебных заведениях.
При перемещении руководящих кадров, специалистов в другие регионы решались жилищные вопросы. Специально
резервировалось жилье, решались вопросы трудоустройства членов семьи.
Такая система подготовки и перемещения оправдывала себя. Резерв на выдвижение проверенных людей всегда имелся. В этой системе было много рационального, хотя имелись и серьезные минусы.
Неиспользование положительных моментов этой системы в 90-х и последующих годах отрицательно сказывается повсеместно. В районе действовал районный комитет партии. В своей структуре он имел: бюро, состоящее из выборных на партийной конференции членов в составе 7-9 человек, Пленум РК, избираемый на партийной конференции, три секретаря: первый, второй и третий секретарь были членами бюро и работали на постоянной основе. В райкоме имелся аппарат партийных работников. Отделы: организационный, пропаганды, общий и штат инструкторов. Избиралась внештатная партийная комиссия. Содержался аппарат за счет партийных средств.
Руководители Райкомов партии — 1-е секретари, считались первыми лицами в районе, сюда выдвигались и избирались способные люди. На уровне района ошибка почти исключалась, т. к. человек был на виду у всех и он был подотчетен районному комитету.
Пленум районного комитета играл огромную роль. На нем утверждались все основные направления социально-экономического развития района.
Он имел свое последнее слово и в выборе 1 секретаря. Достаточно сказать, что трое из послевоенных секретарей: Белов В. Г., Васильев Б. Г., Трофимов В. И., были освобождены от занимаемой должности за упущение в работе решением избравших их органов. Это говорит о том, что принципы демократического управления действовали и первый секретарь не был всесильным и недосягаемым.
В послевоенный период 1-ми секретарями в Красногород-ском районе были: Романов П. Г., Жуков Ф. Ф., Титоренко С. И., Пешков И. Я., Белов В. Г., Андреева О. И. (Вастенкова), Васильев Б. Г., Куприянов Б. В., Яковлев С. А., Лапенков В. С, Петров Д. С, Трофимов В. И., Яковлев А. В., Брилев И. И.
Только двое из них, Андреева О. И. и Лапенков В. С, из местных жителей. Все они достойные люди. Их краткие биографические данные помещены в главе «Видные люди Крас-ногородского района» данной книги.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39