Памятники деловой письменности
Проводимая псковскими воеводами политика не способствовала процветанию посада. По мнению М.Н.Тихомирова, «…посадские люди «брели розно» или продолжали закладываться за больших людей, «избывая посацкого тягла»27. Духовенство беднело вместе с обнищанием посада28. В то же время укреплялась обороноспособность псковской крепости и увеличивалась численность ее гарнизона: в начале 30-х годов XVII в. создан третий приказ из новоприборных стрельцов29. Все это требовало дополнительных средств государственной казны. И тем не менее правительство не могло не учитывать особого положения Пскова: его отдаленности от центра, близость к границе с Литвой. Оно терпимо относилось к сохранившимся от вечевого строя порядкам30. Ответом царской власти на возраставшее недовольство были частые смещения воевод и дьяков почелобитьям псковичей.
Изучение феодального общества позднего Средневековья в плане его функционирования и ментальное™ на основе документальных «архивов» Пскова через деловое письмо (главным образом процедуру свидетельствования публичных актов) позволило сделать ряд конкретных выводов. Суммируя наблюдения, попытаемся изложить их обобщенно по двум основным направлениям: 1) взаимодействие государственной системы с местной или традиционной организацией жизнедеятельности населения и органов самоуправления; 2) количественные и качественные показатели уровней грамотности в социальных группах, формы службы делового письма в городе и округе.
В конце XVI — первой трети XVII в. на Псковской земле шел процесс общегосударственного строения территории и организации податного населения. В самом Пскове в результате определился посад как единая социальная группа, или община. Начало государственного строения отражено в писцовой книге Пскова 1585-1587 гг. Оно привело к разрушению концов как самоуправляющихся районов, созданию новой кончанско-по-сотенной структуры. Стабильное число сотен оформилось в первой трети XVII в. и просуществовало до конца столетия. Обыскные документы 1630/31 гг. представляют весь псковский посад во главе с всегородной избой, земскими старостами, 11 сотскими, соответствующими числу сотен, группировавшихся в пяти концах: в Среднем городе — Петровское и Великоулицкое; в Петровском конце — Пятенное, Кстовское, Никольское; в Полоницком — Мокролужское, Раковское; в Запсковском — Житницкое, Жирковское и Старолавицкое; на Завеличье (Завелицкий конец) — Завелицкое сто. Ликвидация традиционного кончанского самоуправления, выделение посада, создание органов земского самоуправления — результаты государственного строения Пскова.
В XVII в. вечевые традиции сохранялись в организации управления псковской церковью: наряду с Кафедрой архиепископа продолжала действовать в «Домантовой стене» поповская соборная изба и институт выборных поповских старост. Государственная политика стремилась не только материально поддержать белое духовенство, но и заменить средневековую систему самоуправления духовенства соборно-иерархичес-кой. Это совершалось путем разделения приходских церквей на ружные и без руги. Более того, из государевых ружных храмов выделялись наиболее привилегированные в каждом территориальном районе города: Воздвижения Креста на воеводском дворе; Леонтия, архиепископа Ростовского и Варлаама Хутынского в Среднем городе; Покрова Богородицы, Бориса и Глеба «с Сенной нивы», Князя Владимира — на Полони-ще; Иоанна архиепископа — в Запсковье; собор Успения Богородицы — на Завеличье. На псковской Кафедре был составлен список наиболее значимых монастырей, так называемая псковская степень из 18 мужских обителей во главе с Псково-Печорским31.
Псковская земля имела поуездное, как и во всей России, территориальное устройство и сохраняла древнее губское деление, утраченное в других регионах. Занимавший около половины земли Псковский уезд разделен был на семь засад, которые имели своим
центром Псков; в свою очередь они делились на губы. Погосты служили главными селениями губ и одновременно приходскими центрами, поскольку территория губы в большинстве случаев совпадала с границами церковного прихода32. В 20-30-е годы XVII в. вокруг Пскова в засадах идет интенсивно процесс формирования земельного фонда Дворца. На дворцовых землях устанавливается общегосударственное волостное деление. При этом в состав волости чаще всего входила территория губы. К началу 30-х годов XVII в. волостное устройство действовало в Прудской, Демяницкой и Мелетов-ской засадах. В каждой засаде выделялся центральный погост. Значение погостов определялось их оборонной ролью (на погостах Завелицкой засады находились заставы со стрельцами), наличием в приходах дворцовых селений, представлявших наиболее ценный земельный фонд Дворца.
Крестьяне на равных правах с посадскими и служилыми людьми участвовали в сыске: от сел и деревень составлялись именные списки свидетельствовавших во главе с волостными старостами. Однако в перечне рукоприкладств стоят подписи-поручительства только священников; не имеется ни одного личного рукоприкладства псковского крестьянина. Низкий уровень грамотности прослеживается по псковским документам также у стрельцов, казаков, пушкарей и других разрядов приборных людей. В низовой структуре служилого войска налаженная служба делового письма (стрелецкие, казачьи, пушкарские дьячки) снимала необходимость обучения грамоте.
Среди посадских тяглых людей Пскова средний показатель грамотности, по нашим подсчетам, составлял 15%. Наиболее высокий уровень грамотности держался в Среднем городе. Сопоставление количественных данных грамотности псковского посада с костромским (15%)33 показывает примерно одинаковый уровень грамотности в этих разных по своей жизнедеятельности российских городах. Характеристика качества делового письма на псковском посаде в первой половине XVII в. раскрывает процесс его становления: внедрение документальной формы, освоение этических и правовых норм и формул. Значительное число рукоприкладств с неполными выходными данными (без фамилии), выполненными неотработанным письмом, свидетельствует о качестве обучения. На него отводилось весьма непродолжительное время по причине утилитарного отношения посадских людей к грамотности. Очевидно, бытовало убеждение, что достаточно нарисовать полууставными буквами собственное имя и курс учения можно закончить, чтобы стать ремесленником или торговцем.
Культура деловой документации на псковском посаде выше, чем в Костроме, несмотря на довольно низкий уровень индивидуального письма. Это связано с древними традициями, службой дьячков, их специальным обучением деловому письму при псковских храмах. На каждом документе псковского происхождения обязательно указывается имя и фамилия его составителя, чего не имеется в костромской документации. Все псковские сотни пишутся по названию, отмечается также их принадлежность кончан-ской системе.
Среди землевладельцев прослежен достаточно высокий уровень грамотности (60%). Данные о качестве делового письма среди привилегированной группы псковичей раскрывают сложившуюся письменную культуру: большинство рукоприкладств выполнено скорописным письмом, обязательно с выходными данными, отвечающими этическим (книжным) образцам и общепринятым приказным формулам. Среди служилых людей по отечеству просматривается главным образом прагматический подход к грамотности, который стимулировался непосредственными контактами с государственной властью, необходимостью поддержания феодально-иерархического порядка, при котором землевладельцы занимали командные и приказные должности. Обыскные речи псковских помещиков и детей боярских демонстрируют тесную связь корпоративных
интересов с государственными. На этой основе развивались секулярные тенденции, освобождавшие политическую сферу от опеки церкви.
Самый высокий уровень грамотности установлен среди белого духовенства. В Пскове в 30-е годы числилось примерно 100 человек священников и дьяконов (среди них были и безместные попы). Грамотность, по нашим подсчетам, была поголовной. Среди священнослужителей встречается немало лиц, владевших каллиграфическим искусством. Традиции письма в среде духовенства совершенствовались, приспосабливаясь к приказному стилю. Благодаря приходскому духовенству навыки делового письма усваивались дьячками из разных категорий населения. Священники и дьяконы, очевидно, занимались обучением детей помещиков и богатых купцов, что подтверждается высоким качеством письма отдельных землевладельцев, книжным по преимуществу стилем. Однако традиционно обученное духовенство не в состоянии было поднять качественный уровень учения, чтобы переориентировать общество на знания. Конфессиональная деятельность духовенства оставалась традиционной, связанной с богослужением, ритуалом, обрядностью и учительством устным словом. Обыскные речи, составленные поповской соборной избой за подписью священнослужителей, выражают приверженность к социальной позиции псковских землевладельцев; лишь 10% священников выступило на стороне посадских людей, которые защищали крестьян.