Поиск по сайту

Памятники деловой письменности

Проводимая псковскими воеводами политика не способствовала процветанию посада. По мнению М.Н.Тихомирова, «…посадские люди «брели розно» или продолжали закладываться за больших людей, «избывая посацкого тягла»27. Духовенство беднело вместе с обнищанием посада28. В то же время укреплялась обороноспособность псковской крепости и увеличивалась численность ее гарнизона: в начале 30-х годов XVII в. создан третий приказ из новоприборных стрельцов29. Все это требовало дополнительных средств государственной казны. И тем не менее правительство не могло не учитывать особого положения Пскова: его отдаленности от центра, близость к границе с Литвой. Оно терпимо относилось к сохранившимся от вечевого строя порядкам30. Ответом царской власти на возраставшее недовольство были частые смещения воевод и дьяков почелобитьям псковичей.
Изучение феодального общества позднего Средневековья в плане его функционирования и ментальное™ на основе документальных «архивов» Пскова через деловое письмо (главным образом процедуру свидетельствования публичных актов) позволило сделать ряд конкретных выводов. Суммируя наблюдения, попытаемся изложить их обобщенно по двум основным направлениям: 1) взаимодействие государственной системы с местной или традиционной организацией жизнедеятельности населения и органов самоуправления; 2) количественные и качественные показатели уровней грамотности в социальных группах, формы службы делового письма в городе и округе.
В конце XVI — первой трети XVII в. на Псковской земле шел процесс общегосударственного строения территории и организации податного населения. В самом Пскове в результате определился посад как единая социальная группа, или община. Начало государственного строения отражено в писцовой книге Пскова 1585-1587 гг. Оно привело к разрушению концов как самоуправляющихся районов, созданию новой кончанско-по-сотенной структуры. Стабильное число сотен оформилось в первой трети XVII в. и просуществовало до конца столетия. Обыскные документы 1630/31 гг. представляют весь псковский посад во главе с всегородной избой, земскими старостами, 11 сотскими, соответствующими числу сотен, группировавшихся в пяти концах: в Среднем городе — Петровское и Великоулицкое; в Петровском конце — Пятенное, Кстовское, Никольское; в Полоницком — Мокролужское, Раковское; в Запсковском — Житницкое, Жирковское и Старолавицкое; на Завеличье (Завелицкий конец) — Завелицкое сто. Ликвидация традиционного кончанского самоуправления, выделение посада, создание органов земского самоуправления — результаты государственного строения Пскова.
В XVII в. вечевые традиции сохранялись в организации управления псковской церковью: наряду с Кафедрой архиепископа продолжала действовать в «Домантовой стене» поповская соборная изба и институт выборных поповских старост. Государственная политика стремилась не только материально поддержать белое духовенство, но и заменить средневековую систему самоуправления духовенства соборно-иерархичес-кой. Это совершалось путем разделения приходских церквей на ружные и без руги. Более того, из государевых ружных храмов выделялись наиболее привилегированные в каждом территориальном районе города: Воздвижения Креста на воеводском дворе; Леонтия, архиепископа Ростовского и Варлаама Хутынского в Среднем городе; Покрова Богородицы, Бориса и Глеба «с Сенной нивы», Князя Владимира — на Полони-ще; Иоанна архиепископа — в Запсковье; собор Успения Богородицы — на Завеличье. На псковской Кафедре был составлен список наиболее значимых монастырей, так называемая псковская степень из 18 мужских обителей во главе с Псково-Печорским31.
Псковская земля имела поуездное, как и во всей России, территориальное устройство и сохраняла древнее губское деление, утраченное в других регионах. Занимавший около половины земли Псковский уезд разделен был на семь засад, которые имели своим
центром Псков; в свою очередь они делились на губы. Погосты служили главными селениями губ и одновременно приходскими центрами, поскольку территория губы в большинстве случаев совпадала с границами церковного прихода32. В 20-30-е годы XVII в. вокруг Пскова в засадах идет интенсивно процесс формирования земельного фонда Дворца. На дворцовых землях устанавливается общегосударственное волостное деление. При этом в состав волости чаще всего входила территория губы. К началу 30-х годов XVII в. волостное устройство действовало в Прудской, Демяницкой и Мелетов-ской засадах. В каждой засаде выделялся центральный погост. Значение погостов определялось их оборонной ролью (на погостах Завелицкой засады находились заставы со стрельцами), наличием в приходах дворцовых селений, представлявших наиболее ценный земельный фонд Дворца.
Крестьяне на равных правах с посадскими и служилыми людьми участвовали в сыске: от сел и деревень составлялись именные списки свидетельствовавших во главе с волостными старостами. Однако в перечне рукоприкладств стоят подписи-поручительства только священников; не имеется ни одного личного рукоприкладства псковского крестьянина. Низкий уровень грамотности прослеживается по псковским документам также у стрельцов, казаков, пушкарей и других разрядов приборных людей. В низовой структуре служилого войска налаженная служба делового письма (стрелецкие, казачьи, пушкарские дьячки) снимала необходимость обучения грамоте.
Среди посадских тяглых людей Пскова средний показатель грамотности, по нашим подсчетам, составлял 15%. Наиболее высокий уровень грамотности держался в Среднем городе. Сопоставление количественных данных грамотности псковского посада с костромским (15%)33 показывает примерно одинаковый уровень грамотности в этих разных по своей жизнедеятельности российских городах. Характеристика качества делового письма на псковском посаде в первой половине XVII в. раскрывает процесс его становления: внедрение документальной формы, освоение этических и правовых норм и формул. Значительное число рукоприкладств с неполными выходными данными (без фамилии), выполненными неотработанным письмом, свидетельствует о качестве обучения. На него отводилось весьма непродолжительное время по причине утилитарного отношения посадских людей к грамотности. Очевидно, бытовало убеждение, что достаточно нарисовать полууставными буквами собственное имя и курс учения можно закончить, чтобы стать ремесленником или торговцем.
Культура деловой документации на псковском посаде выше, чем в Костроме, несмотря на довольно низкий уровень индивидуального письма. Это связано с древними традициями, службой дьячков, их специальным обучением деловому письму при псковских храмах. На каждом документе псковского происхождения обязательно указывается имя и фамилия его составителя, чего не имеется в костромской документации. Все псковские сотни пишутся по названию, отмечается также их принадлежность кончан-ской системе.
Среди землевладельцев прослежен достаточно высокий уровень грамотности (60%). Данные о качестве делового письма среди привилегированной группы псковичей раскрывают сложившуюся письменную культуру: большинство рукоприкладств выполнено скорописным письмом, обязательно с выходными данными, отвечающими этическим (книжным) образцам и общепринятым приказным формулам. Среди служилых людей по отечеству просматривается главным образом прагматический подход к грамотности, который стимулировался непосредственными контактами с государственной властью, необходимостью поддержания феодально-иерархического порядка, при котором землевладельцы занимали командные и приказные должности. Обыскные речи псковских помещиков и детей боярских демонстрируют тесную связь корпоративных
интересов с государственными. На этой основе развивались секулярные тенденции, освобождавшие политическую сферу от опеки церкви.
Самый высокий уровень грамотности установлен среди белого духовенства. В Пскове в 30-е годы числилось примерно 100 человек священников и дьяконов (среди них были и безместные попы). Грамотность, по нашим подсчетам, была поголовной. Среди священнослужителей встречается немало лиц, владевших каллиграфическим искусством. Традиции письма в среде духовенства совершенствовались, приспосабливаясь к приказному стилю. Благодаря приходскому духовенству навыки делового письма усваивались дьячками из разных категорий населения. Священники и дьяконы, очевидно, занимались обучением детей помещиков и богатых купцов, что подтверждается высоким качеством письма отдельных землевладельцев, книжным по преимуществу стилем. Однако традиционно обученное духовенство не в состоянии было поднять качественный уровень учения, чтобы переориентировать общество на знания. Конфессиональная деятельность духовенства оставалась традиционной, связанной с богослужением, ритуалом, обрядностью и учительством устным словом. Обыскные речи, составленные поповской соборной избой за подписью священнослужителей, выражают приверженность к социальной позиции псковских землевладельцев; лишь 10% священников выступило на стороне посадских людей, которые защищали крестьян.

Страницы: 1 2 3

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В Псков приехали студенты Чеченского университета
  • Откуда известно обо всех этих событиях?
  • Псковские воеводы XVII в.
  • Социально-политическая жизнь Псковской губернии
  • Интересное