Памятники деловой письменности
Проблема государственного, церковного и земского строения Пскова первой трети XVII в. актуальна, потому что дает возможность представить духовный облик феодального общества позднего Средневековья и переходного периода к Новому времени. Главное внимание в статье обращено на отношения государства с населением через деловое письмо — составление и свидетельствование публичных актов, т.е. развитие нотариата1. В данном случае важен не повествовательный источник, зависимый от традиции, а документ как совокупность реалий жизни, правовых (нормативных) представлений и ценностных ориентацией в обществе. Методологическим руководством послужили труды отечественных и зарубежных историков. Академик Л.В.Черепнин указывал на необходимость изучения органов власти и местных земских учреждений Пскова2. Академик М.НЛихомиров ставил вопросы, связанные с деловым письмом и дошедшим до нас документальным архивом Пскова3. Поскольку для исследования необходимо рассматривать церковные организации и роль в обществе духовенства, обращаем внимание на содержательный аспект понятия «вероисповедание». По мысли немецкого ученого Эрнста Питца, в нем «теснейшим образом переплетены церковные, правовые, экономические, эстетические и религиозные цели»4.
Основным источником по Пскову и его округи послужило сыскное (обыскное) дело Разрядного приказа о злоупотреблениях властью псковских воевод князя Д.ГШожар-ского и его товарища князя Д.Г.Гагарина5. Повальный обыск проводился в Пскове и Псковском уезде вновь назначенными воеводами князем Н.М.Мезецким и П.М.Юшковым в течение восьми месяцев, с декабря 1630 по июль 1631 г. Делопроизводством руководил дьяк Евстафий Кувшинов, прибывший в Псков в сентябре 1630 г.6 Состав документации неполный, включает обыскные речи представителей от всех слоев населения Пскова и уезда. Имеется 47 обыскных речей с личными подписями-рукоприкладствами, подписями по доверию и подписями — коллективными поручительствами священнослужителей за крестьян. Другим важным источником является писцовая книга № 355, содержащая подробное описание Пскова и его пригородов 1585-1587 гг.7 С помощью ее данных произведена необходимая привязка конкретных реалий к определенному месту и отрезку времени.
Псков первой половины XVII в. — центр восточного христианства Северо-Запада России, в то же время защищенный мощной крепостью и военной силой государства город ремесленников и торговцев на внутрироссийских и международных путях8. Политическая и военная власть была сосредоточена у воевод, назначаемых царским правительством из придворных чинов. Нередко в Псков посылали «в товарищи» второго воеводу из столичных дворян, имевших родовые связи с псковскими и новгородскими землевладельцами. Третье властное лицо в Псковской съезжей (приказной) избе — государев дьяк. В начале 30-х годов XVII в. создан Дворцовый приказ (Государев Дворец) в связи с формированием земельного фонда Дворца вокруг Пскова и оборонного значения пригородов Изборска, Гдова, Опочки9.
«У государевых дел» находились московские, но главным образом местные подъя-чие из псковских детей боярских; в рассылыциках и неделыциках служили выходцы из посада, дети казаков, пушкарей и стрельцов. Власти пользовались площадной избой, в которой трудились примерно 11 подъячих и несколько площадных дьячков. Воеводы возглавляли военные силы Пскова и всей Псковской земли. В их ведении находились крепостные сооружения, мосты, переправы, заставы на погостах Завелицкой засады, через которую шел международный путь в Прибалтику10. Разрядный приказ и Боярскую думу они регулярно извещали о состоянии государевой казны и дворцовых житниц в Кремле (Кром). Функции, связанные с государственным управлением и собственно феодальные, основанные на вотчинном праве (кормление с территории), были неразделимыми, поэтому личные качества (нрав) влияли на взаимоотношения воеводы с населением. Однако на Псковской земле, и прежде всего в самом Пскове, проходили процессы, не зависимые от воли властных лиц.
Помимо органов государственной власти и ее исполнителей воевод Псков имел привилегированные и непривилегированные социальные группы. Корпоративная организация псковских землевладельцев состояла из дворян, помещиков и детей боярских, тесно связанных военной и приказной службой с воеводами. По данным писцовой книги Псковского уезда 1626-1628 гг., обсчитанной Н.Н.Масленниковой, вокруг Пскова в засадах находилось 38 поместий, на каждое приходилось в среднем 10 крестьянских и бобыльских дворов11.
Именной список свидетелей от псковских землевладельцев включает 34 фамилии, главным образом потомков семей, известных с XVI в.: Татищевых, Нащокиных, Наги-ных, Квашниных, Бачмановых, Еремеевых, Неклюдовых, Бешенцовых, Чиркиных, Харламовых, Перетрутовых, Хвостовых, Воронцовых, Назимовых, Ушаковых и др. Обращает на себя внимание в правовом отношении следующий момент: в качестве свидетелей названы не только представители разных семей одной родовой фамилии, на-
пример Григорий Васильев сын Бешенцов и Авдей Матвеев сын Бешенцов; Иван Григорьев сын Чиркин и Петр Тимофеев сын Чиркин; но даже близкие родственники: Иван Михайлов сын Сумароков и три его сына, Андрей, Степан и Афанасий, а также Афанасий Андреев сын Сумароков12.
С1589 г. Псков — центр епископии Псковской и Изборской. В конце 20-х — начале 30-х годов XVII в. псковскую Кафедру занимал Иоасаф из архимандритов Печорского Успенского монастыря; с февраля 1634 г. — патриарх Московский и всея Руси. Небольшие монашеские общины городских и загородных монастырей объединялись вокруг Кафедры архиепископа, представлявшего в Пскове церковную власть и государственные интересы13. По росписи Монастырского приказа 1661/62 года за 43 псковскими монастырями находился 3061 двор. Из этого числа почти половина (1325) крестьянских дворов принадлежала Печорскому Успенскому монастырю14. Его монашеская община руководила крепостью оборонного значения. На 1631 г. в нем находилось 40 монахов, четыре черных священника, 3 дьякона, келарь и настоятель — архимандрит15.
В Пскове действовали два соборных храма Троицы в Крому, Богородицы Успения на Завеличье, примерно 70 приходских церквей, в том числе в 19 женских монастырях16. Охраняя православные святыни и ценности, правительство материально поддерживало приходское духовенство: 46 церквей (две трети от общего числа по данным на 1631 г.) получали ругу, в то время как в конце XVI в. ружных храмов было еще мало17. В числе неружных церквей — четыре храма, возглавлявшие соборы духовенства в период вечевого строя, среди них Николая Святителя «со Усохи»; Софии и чад ее Веры, Надежды, Любви; Вход в Иерусалим и Спаса Всемилостивого в «Домантовой стене». В XVII в. продолжала существовать Поповская соборная изба, образованная в 1480 г. для самоуправления духовенства18.
Псковский посад в XVII в., как и посады других российских городов, делился на сотни, объединявшие жителей («суседеи») по улицам и приходам, при этом каждая сотня имела свое название: Раковское сто, Кстовское сто и т.д. Всего действовало 11 сотен. Возглавлявшие их сотские вместе со всегородной избой и всегородными старостами представляли земские органы самоуправления. В 1615 г. во всегородную избу входило четверо земских (всегородных) старост, в 1630/31 г. — двое, выбранных на текущий 1631 г., и с ними три товарища, старосты прошлых лет19. В конце XVI в. упоминается гостинный двор для приезжих московских гостей20. В 1618 г. в Пскове действовала гостиная сотня21; а в 1626/27 г. по росписному списку Разрядного приказа в Пскове значился один гость22. В каждой посадской сотне службу делового письма (составление документов) выполняли сотенные дьячки, связанные с прихожанами и священнослужителями своего прихода. В поповской и всегородной избах дьячки именовались земскими. Служба дьячков обнаружена на Ямском дворе, в казачьем войске, среди служилых людей по прибору — пушкарей и стрельцов; а также в монастырях, монастырских подворьях23 и на погостах.
Псков сохранял исторически сложившиеся территориальные районы Кром (Дети-нец^ Довмонтова крепость («Домантова стена»), Средний город (включавший старое Застенье), Полонище, Запсковье и Завсличьо24. Большой окольный город («Большой Околнеи город») обозначал всю укрепленную территорию25. В документах 30-х годов XVII в. называются пять концов: Петровский, Полоницкий, Запсковский, Завелицкий и Средний город. Именно по концам группировались посадские сотни. Так, в Среднем городе находились Петровское и Великоулицкое сто. Но деление Пскова на концы в XVII в. не соответствует кончанской системе вечевого строя: древний Псков, как сообщают летописи, делился на шесть самоуправлявшихся концов, среди них Богоявленский, Опоц-кий, Торговский, Боловинский, Городецкий и Остролавицкий (Острые лавицы)26.