Поиск по сайту

Отражение быта в речи псковских крестьян

В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой слово быт определяется как жизненный уклад, повседневная жизнь1. Рассмотрим быт как установившийся порядок в повседневной жизни псковских крестьян, точнее, представим обобщенный образ жизни современной пожилой крестьянки Псковской области.
Свои наблюдения мы строим на вербальных характеристиках сельской жизни устами псковских крестьянок. При этом тексты могут быть и о прошлом, и о настоящем. Мы отобрали рассказы о настоящем. Материалом являются иллюстрации словарных статей Псковского областного словаря2 и сама картотека Словаря, записи текстов для которой ведутся с 1945 г. Речевой материал содержит факты о жизни крестьян более чем за 150 лет: 1) период до революции 1917 г. и даже рассказы, возможно, передающиеся от поколения к поколению, о жизни середины XIX в.; 2) в тяжелые для крестьянства 30-е гг. XX в.; 3) в Великую Отечественную войну, в послевоенные годы; 4) в не менее трудные 50-60-е гг. XX в. и 5) о крестьянской жизни конца XX — начала XXI в. В записях народной речи содержатся описания земледельческих работ, видов утвари, одежды, пищи и т.д. в том виде, как об этом говорят сами крестьяне.
Язык является не только средством общения и передачи мыслей, но и хранителем национальной культуры.
Тексты записей позволяют более полно и детально восстановить историю жизни, быта, обрядов, профессиональной деятельности жителей одного региона С точки зрения жителей оцениваются нормы жизни, законы бытия, которые передаются из поколения в поколение, связаны с повседневными заботами, условиями жизни, обычаями, традициями, с миропониманием, мировоззрением, с системой жизненных ценностей данного народа.
Следует подчеркнуть, что бытовая тематика в вербальном выражении псковских крестьян является преобладающей. Т.С.Коготкова писала, что «диалектная речь с бытовым содержанием является превалирующим видом диалектной речи вообще»74. Русская диалектная речь — это разновидность русского языка (с его фонетическими, грамматическими и лексическими особенностями) в сочетании со словами литературного языка, служащая средством общения крестьян, проживающих на одной географически очерченной территории, в частности Псковской области. При этом исходим из утверждения, что псковские говоры — это одна языковая микросистема, сохраняющая свою самобытность и самодостаточность.
В настоящее время в псковской деревне уже нет больших семей, чаще всего в крестьянском доме живет одна крестьянка, достаточно пожилого возраста, но крестьянский уклад сохраняется.
Условно представим обобщенные фрагменты крестьянского быта в виде вербальных индексов (И1, И2, И3 и т.д.), которые подразделяются на подындексы (см. схему «Обобщенные фрагменты крестьянского быта в виде вербальных индексов»).
Домашние животные требуют раннего подъема: Я рана фстаю, карову нада гнать. Порх.
Крестьянка совершает ежедневно «обряд» ухода за скотиной, или, как говорят крестьяне в некоторых районах, «обряжается»: Скатинку напоить, карофку подоить -вот и ибрядилась. фсёзделала. Гд. В других районах говорят «прибираться», т.е. Заниматься уходом за домашним скотом: кормить, поить и т.п/: Скотина с поля пришла, пара прибираиа. Аш. Пайдуприбираца.хряпу ломать пърасёнку. Себ. Вечер близко, пойду прибираться, а то Бурёнушка моя, наверно, есть захотела. Кр.
В литературном языке прибираться означает ‘вести уборку помещения’, в псковских говорах — семантический диалектизм.
Чтобы содержать домашний скот, нужно обязательно заготовить сено: На карофку сянца надо накосить. Кр. Бывала, на мхах фсё косили и стога метали. Пек. Накосила патстилки для скотинки три вязёночки. Пек. Сена капняла за огородам. Остр. Дай косы, ярушэчкам отаву накошу. Пл. Сена грабит граблями, кладёт у капёшки. Кун.
Траву нужно скосить, высушить, сложить в стога, перевезти в сараи. Этой работе мешает непогода. Очень много текстов о непогоде: Вот дош наваливает, ни дает сена убирать. Пушк. Лажжыть сабираит. так пойду сена скапну. Пек. Синагнойный дош. зайдё, зайдё, меленький, сена гнае. Себ.
Еще одной заботой крестьян является необходимость пасти скот. Иногда нанимают пастуха, но в последние годы в деревнях крестьянки пасут сами: Кароф ганяютпаочэр-ди. Пыт. Скоро погонюцца ф поле, сегодня моя oueftemr. гнацца ф поле. Сер. Пять скотине у миня, так два с половиной дня пасть. Пек. Авечик пасть послеэафтра. Гд. Па дням гонюсь: у каво жыватоф многа, так ы дней болъшэ. Локн. В текстах большое количество слов и литературного языка, и диалектизмов, показывающих любовноеотноше-ние крестьян к домашним животным: коровушка, козичха, козушка, цыпушка, батенька и др. Лингвистически это передается словообразовательными средствами -суффиксами эмоциональной оценки, в основном имеющими значение ласкательности: -ушк(а), -чик, -очк(а), -ечк(а), -инк(а), -еньк(а) и др.
Лексические речевые факты дают материал о детализации некоторых понятий в языковом сознании крестьян. Например, в отличие от литературного языка, где существует пара жеребёнок — лошадь (кобыла) в значении ‘детеныш’ — ‘мать’, в псковских говорах жеребёнок — ‘детеныш лошади в возрасте до года’: Кобылка жэребила 2
Этот вербальный индекс представлен текстами, связанными с разговорами о продуктах леса. Ограничимся подындексами, предполагающими ягоды, грибы, веники.
Летнее время — это пора для сбора и заготовки ягод и грибов. В рассказах крестьян встречается большое количество номинаций ягод, растущих в лесах Псковской области: Ягат многа: зямляника. малина, голубика, журавина. Дн. Уназ болыиы малина: чэр-ницы. голубики мала; её у нас пьянииэй завит. Холм. Ганабиль — flfMfrf%f[ff. ягатки чёр-неныси, как черница. Гд. Зимлянига есътъ. Я фчярась находила — литра три набрала.
Аш. Ягоды — первая зимляника паспяваетп, в лясу и па горам растёт, где болыиы сонца. Остр. Клюквинка маховая, брусничинка баравая, зимляничинка низовая. Тор.
В языковом сознании носителей диалекта — богатство словотворчества, что приводит к образованию словообразовательной и лексической синонимии. Например, синонимический ряд, называющий растение и ягоду голубику: голубёнка, голубиха, голубка, голубчика, голубянка, голубица; гонобоб, гонобобель, гонобой, гоноболец, гонобалъка, гонобольник, гоноболь, гоноболя; пьяница. Лексическая синонимия основана на различных внутренних формах слов, составляющих ряд: голубиха (ГОЛУБ-иха и под. — ‘голубая (ягода)’^; гоноболь (ГОНО-БОЛЬ — «Возможно, первоначально табуистическое название «гонит боль» с эвфемистическими преобразованиями»4); пьяница (ПЬЯН-ица — ‘пьяная (ягода)’, т.е. человек, собирающий эту ягоду, чувствует опьянение от болотной травы, растущей рядом с кустами голубики). С другой стороны, на основе семантического тождества возникают деривационные образования, образующие словообразовательную синонимию.
Мотивационные признаки номинации корзины вполне прозрачны: либо указание, из чего сделана корзина (луб, береста, кора), либо указание на предназначение — ‘набирать во что-н.’ Суффиксы -очк(а), -ушк(а) либо выражают эмоциональную экспрессию, либо указывают на уменьшительность.
В июле крестьяне обычно в лесу режут и вяжут веники: Венички вяжом в лесу. Пав. К Ивану режут веники, насъких берёзин наломала на веники, мякиньки венички. Гд. Седьмого июля отмечается Иван-веничный — праздник, когда первый раз режут березовые веники и парятся ими в бане: Зафтра Иван-вениитый. Пл. На венишный Иван пойдём в бойню. Пл.
Веник — непременный атрибут русской бани, которая является важным элементом крестьянского быта.
И4-баня
У кажнага свая байня. Сер. С ольхи банюшку сабереш. Вл. И ниплахая байнюшка выстръин. Стр. Когда в баньку надать, возьми шабайку туда. Аш. Большим удовольствием для крестьянок является возможность попариться, «постебатьъ себя веником
для здоровья. Любим парицца, каждую неделю байню топим. Дед. Выпаримся, веник возьму да пашквыркаю, тела становища красная. Остр. На зиму журавин ньнашу, по-слиф байни хьрашо паисть. Сош. Веники крестьянки также запасают и на корм козам.
Продукция от домашних животных, овощи, выращиваемые на огороде, ягоды, грибы, а в некоторых деревнях и выпечка собственного хлеба, в приозерных районах Псковской области и рыба — все это составляет еще одну заботу для крестьянки: приготовление пищи. Несмотря на то что крестьянка часто живет одна, она готовит себе пищу, обязательно варит горячую еду, печет оладьи, блины, лепешки, а то и пироги, заготавливает ягоды и грибы на зиму, приготавливает кушанья из молока. Вся пища не требует больших изобретений, но требует определенного мастерства. И это составляет обязательную часть крестьянского быта.
И5 — пиша

где недорого порошковая покраска

Страницы: 1 2

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Этические и эстетические оценки в речи псковичей
  • Псковская жизнь как лингвистический источник
  • Из истории псковских говоров
  • Судьба человека
  • Интересное