Поиск по сайту

Отмена крепостного права

В целом изучение дореформенных наделов псковских кре­стьян представляет собой достаточно сложную задачу. Если в С.-Петербургской губернии они обычно указываются точно, в Новгородской — удается установить, ког,дав состав надела вхо­дят неудобные земли, то для Псковской губернии весьма харак­терным является глухое упоминание «всей земли до реформы было», причем в некоторых случаях в состав этой земли неудоб­ная входила составной частью, а в некоторых нет. Исключить такие случаи из рассмотрения и систематически пользоваться выборочным методом в псковской деревне весьма сложно, ибо такая формулировка встречается постоянно. Вследствие это­го мы допускаем, что полученный нами средний размер кре­стьянского надела для псковской деревни, возможно несколько завышен за счет включения в него каких-то участков неудоб­ной Земли. Следовательно, может быть завышена и величина изменения надела (чаще всего отрезка). Однако здесь следует иметь в виду, что в Псковской губернии качество земли было выше, чем в других северо-западных губерниях и неудобные зе­мли встречались реже.
В том же (втором) отделе уставной грамоты в § 3, 4 после ука­зания высшего для данной местности размера надела дается об­щее количество земли, предоставляемой крестьянам, и распре­деление этой земли По угодьям: усадебная оседлость, пашенная земля, сенокос, выгон, лес и неудобная земля.
Случаев, когда земля после реформы не расписана по угодь­ям из-за отсутствия специальных измерений, сравнительно не­много, а если это встречается, то данные могут быть восста­новлены по имеющимся дополнениям к грамоте, в частности по протоколу мирового посредника или по докладной записке о вы­купе.
При анализе этой информации необходимо учитывать также происходившие с момента составления грамоты (до перехода крестьян на выкуп) изменения в крестьянских наделах. Эти из­менения легко проследить по выкупным документам.
В отделе 3-м иногда упоминаются факты переноса крестьян­ских усадеб и строений,«что в практике Псковской губернии встречалось весьма редко. Здесь же содержатся указания на наличие рек, озер и водопоев. Регламентируются рыбная ло-вЛя и охота, пользование выгоном и Т.п.
Очень важен отдел 4-й, содержащий данные о крестьянских платежах до и после реформы. К сожалению, оценку барщины и «издельной» части смешанной повинности крестьян произве­сти очень трудно. Примеры формулировок, с которыми в этих случаях сталкивается исследователь Весьма разнообразны, но неточны.14 Поэтому основное внимание в работе (как и в иссле­дованиях, посвященных Новгородской и Санкт-Петербургской губернии) уделено анализу платежей в оброчной деревне, кото­рые описаны в большинстве документов достаточно подробно.15
Лля крестьян, бывших на чистом денежном оброке, сведения о размерах этого оброка вполне достоверны. В случае смешан­ной повинности характерно довольно подробное перечисление натуральных сборов и работ (не говоря уже о платежах), одна­ко, по нашим наблюдениям, издельную часть этой повинности перевести В деньги не представляется возможным.
При оценке усадьбы (причислении ее к определенному раз­ряду) большой интерес представляет аргументация помещика, которая содержит ценную информацию о дополнительных ста­тьях дохода крестьян.
Здесь следует отметить, что если, например, в подстолич-ных уездах Петербургской губернии примеров повышения раз­рядов усадеб встречается достаточно много, то на периферии такие случаи крайне редки. Исключение представляет здесь, пожалуй, Псковский уезд, в котором в ряде имений встреча­ются усадьбы, относимые не к первому, а ко второму разряду из-за «рыбной ловли в озере Псковском».16 В этом же разде­ле представляет интерес упоминание о том, как всем обществом (или отдельно по дворам) будут отвечать крестьяне за исправ­ное отбывание повинностей.
Традиционный интерес для исследователя реформы предста­вляют и сведения об отношении крестьян к процессу освобожде­ния и, в частности к уставной грамоте: подписали они или нет
‘^Рассмотрим, например, имение В.А.Шпейера в Докатовской воло­сти Псковского уезда (Там же. Л.1695). Здесь крестьяне платили оброк по 7 руб. 15 коп. с души и, кроме того, в Санкт-Петербург отправлялись ежегодно 2 души!м.^. и 4 души ж.п. Каков был характер работ в столице, мы незнаем,’СлйДо’Вательно, невозможно оценить и их стоимость.
15Так, например, а некоторых делах встречаются не только сумма пла­тежей, но и их структура.
16РГИА. Ф. 577. Оп. 31. Д. 1536, 1555, 1586, 1588, 1600, 1617, 1649, 1664, 1665, 1678, 1698 и др.
этот документ. Традиционная формулировка—«грамота про­читана и объяснена крестьянам, после чего они, не предъявив законных возражений, от подписания отказались» —в ряде слу­чаев содержит дополнительные указания на непосредственные причины крестьянского несогласия.
Изучение уставных грамот Псковской губернии позволяет подтвердить известный вывод Б.Г.Литвака о достоверности этого источника, фиксировавшего «конретные хозяйственные взаимоотношения двух враждебных классов в Период самой острой классовой борьбы»17 и в силу этого подлежавшего тща­тельной проверке. Однако эта достоверность обеспечивается комплексным изучением уставных грамот 8 совокупности с дру­гими документами дела о выкупе. В целом ряде случаев, дан­ные уставных грамот могут быть скорректированы информаци­ей, имеющейся в этих документах.
Столь же стабильными являются формуляры еще одной груп­пы документов — выкупных объявлений (составлявшиеся щ, том случае, если инициатива при проведении выкупа исходила от помещика), выкупных договоров (последние заключались при взаимной договоренности с помещиком) и выкупных актов (при­менявшихся со времени введения в имениях обязательного вы­купа).
В наиболее сжатом виде информация о крестьянской земле и повинностях на момент перехода на выкуп и об условиях этого перехода сосредоточена в докладной записке о выкупе, подлин­ник которой является инициативным документом в деле о выку­пе. Нужно иметь в виду, что в случаях, когда в делах Главного выкупного учреждения нет копии уставной грамоты, данные ее можно реконструировать по докладной записке. Важнейшими сведениями здесь являются упоминания о крестьянском земле­владении до реформы и на момент перехода на выкуп,,о разме­рах оброка по уставной грамоте и об изменениях, произошед­ших по жалобам крестьян уже после составления и введения уставной грамоты, о размерах представляемой выкупной ссу­ды. Эта информация, являвшаяся официальной, важна вслед­ствие ее достаточно высокой достоверности.
Сведения о выкупных платежах крестьян имеются также в бухгалтерском расчёте, они могут быть установлены также и
17Л итвак Б. Г. О некоторых приемах публикации источников стати­стического характера // Исторический архив. 1957. №2. С. 161.
по копии «Журнала Губернского по крестьянским делам при­сутствия».
Таким образом, дела Главного выкупного учреждения пред­ставляют целостный комплекс документов, хорошо дополняю­щих и уточняющих друг друга.
Одним из наиболее известных источников для изучения до­реформенной ситуации в помещечьей деревне являются «При­ложения к трудам редакционных комиссий».18 Описания име­ний, насчитывающих 100 душ и свыше, приводятся по Псков­ской губернии для всех 8 уездов.19 Они охватывают примерно 65% тяглых крестьян и 47% дворовых, проживавших в помещи­чьих деревнях.20 «Приложения» по Псковской губернии, таким образом, дают представление о достаточно широком, даже пре­обладающем, срезе в псковской деревне, что существенно отли­чает их от аналогичных материалов по другим северо-западным губерниям.21
Крупными владельцами в губернии были представители из­вестнейших дворянских фамилий России: Апраксины, Валуе­вы, Васильчиковы, Голенищевы-Кутузовы, Голицыны, Завадов-ские, Коновницыны, Сиверсы, Фитингофы, Фредериксы, Шахов­ские, Юсуповы и многие другие. Сведения по их имениям ши­роко представлены в «Приложениях».
Недостатки «Приложений» и их достоинства достаточно пол­но рассматриваются в специальной литературе. Особой крити­ке обычно подвергаются неточность данных, содержащих ин­формацию о размерах крестьянских наделов и платежей,22 не-
«Приложения к трудам редакционных комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Сведе­ния о помещичьих имениях. Т. III. (Извлечения из описаний имений по Великороссийским губерниям). СПб., 1860.
19По Псковскому уезду приводятся описания 42 имений, по Велико­лукскому— 63, по Новоржевскому — 66, Опочецкому — 40, Островскому — 46, Порховскому — 89, Торопецкому— 58, Холмскому — 42. Всего, таким образом, мы имеем информацию о 446 крупных имениях, в которых про­живало 113787 крестьян и 4467 дворовых (в данных по Опочецкому уезду имеется ошибка: вместо 299 дворовых там указано 12678).
20Эти данные, очевидно, плохо согласуются с уже упоминавшимися предположениями Г. М.Дейча о сильном влиянии ситуации, сложившей­ся в мелкопоместной деревне, на общую картину в губернии.

Служба ртути энгельс где в энгельсе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Реформа 19 февраля 1861 г. в Псковской губернии
  • Изменение границ Псковской земли
  • Социально-политическая жизнь Псковской губернии
  • Земские подворные переписки крестьянских хозяйств Псковской губернии
  • Интересное