Отмена крепостного права
13Тро йницкийА. Крепостное население России по 10-й народной переписи. СПб, 1861. С. 45.
14Там же. С. 70.
обходимым проведение «реконструкции» методики расчетов.
Схема исследования Г.М.Дейча состояла в том, что по каждому из 8 псковских уездов рассчитывалось общее число тяглых крестьян, для которых определялись средние размеры до-и пореформенных наделов. При этом сравнивались суммарные количества крестьянской земли до и после реформы, а разность этих показателей (в дес. и %) давала величину «отрезки». Например, в Великолукском уезде до реформы у крестьян было 102121 дес. земли, после реформы — 86226 дес, разность («отрезка») составляла 17843 дес, или 17,5% (процент, очевидно, получается при делении 17843 на 102121).15 На этом простом примере, возможно, не стоило останавливаться, если бы не некоторые настораживающие рассуждения, где автор говорит о том, что в ряде имений Великолукского уезда отрезки составили более 100% (как известно, более ста процентов земли отрезать нельзя).16 Многочисленные примеры «отрезки более 100%» приводились Г. М.Дейчем и по другим уездам.17 Хотелось бы считать, что это досадное недоразумение, которое никак не повлияло на расчеты других процентных показателей в работе.
С другой стороны, те 17,5%, которые были получены Г.М.Дейчем в Великолуском уезде, на самом деле не являются процентом «отрезки» в общепринятом смысле слова. Это процент изменения, который складывается в каждом уезде из отрезки и прирезки. Если бы в Псковской губернии производилась только отрезка, то эти проценты совпадали бы, однако, как это показывал сам автор, в губернии наблюдались и сравнительно небольшие прирезки земли, игнорировать которые нельзя.
Для нас чрезвычайно интересна попытка Г. М. Дейча определить структуру крестьянских наделов после реформы (к сожалению «до реформы» такие расчеты не сделаны). Были получены весьма важные показатели: число душ м.п (в абсолютных величинах и в %), которые получили наделы более «нормы», равные ей и менее. Следует при этом заметить, что под «нормой» автор понимал так называемый «высший пореформенный размер надела». Фактически эти группировки — прообраз тех вариационных рядов, которые были получены нами при помощи компьютера в настоящей работе и в аналогичных исследовани-
15Дейч Г.М. Крестьянство Псковской губернии… С. 321.
16Там же. С. 322.
17Там же. С. 328, 331, 338, 341, 343, 346.,
ях по Новгородской и Санкт-Петербургской губерниям. Однако отсутствие представления о детальной дореформенной структуре наделов не позволяло судить о степени и механизме ее деформации, что является весьма существенным.
При’анализе величин «отрезки-прирезки» Г.М.Дейча интересовало прежде всего, какое количество крестьян получило измененные (в ту или иную сторону) наделы и у какого числа бывших крепостных они остались без изменения. Полученные показатели позволяют судить о «ширине» охвата этими процессами крестьянской массы, они могут удачно дополнить сведения о размерах прирезки и отрезки, которые, к сожалению, рассчитаны не были.
Практически не были рассмотрены в работе и крестьянские платежи, не выяснена их структура (средние размеры оброка до и после реформы, их изменение в расчете на душу м.п. и на дес. удобной земли). Таким образом, для получения сопоставимых показателей по северо-западным губерниям (которые в свое время были рассчитаны нами), следовало провести большое количество дополнительных вычислений, для которых результаты Г. М. Дейча служили лишь ориентирами, своего рода контрольными точками.
Вместе с тем в диссертационном исследовании Г. М. Дейча Имеется огромный фактический материал, который показывает живую ткань процесса и прекрасно объясняет тот высокий накал социальной борьбы в псковской деревне, который наблюдался в до- и пореформенный периоды. На наш взгляд, это лучшие страницы диссертационного исследования Г. М. Дейча, которые мы постарались дополнить рядами распределений и статистическими показателями.
Еще одним преимуществом работы Г.М.Дейча являются ее широкие хронологические рамки. Автор хорошо знает материал не только середины XIX в., но и XVIII в. и начала XX в. Это позволило ему рассмотреть процессы, происходившие в Псковской деревне, в динамике (что не удается сделать на основании анализа одних дел о выкупе и статистических работ второй половины XIX1 в.).
Весьма важным представляется в работе и ряд частных сюжетов, имевших для Псковской губернии особое значение. Так, Г. М. Дейч проанализировал распространение различных форм барщинной повинности (правда, это не нашло выражения в денежной оценке барщины—задача, которую вряд ли можно ре-
шить вообще), тщательно рассмотрел факты применения 20-й статьи Местного положения, разрешающей помещику «удерживать в своем непосредственном распоряжении до одной трети общей совокупности удобных’ земель», когда в его распоряжении оставалось менее трети угодий (анализ применения статьи 20-й до сегодняшнего дня остается образцом вдумчивого аналитического отношения к источнику), случаи получения крестьянами «дарственных наделов», выкупа крестьянских усадеб и т.д.
В работе Г. М. Дейча рассматривались и отдаленные последствия реформы, наметившиеся в ходе выкупной операции, что завершало общую картину тех громадных изменений, которые произошли в бывшей помещичьей деревне в 60-80-х годах XIX в.
К сожалению, на результаты исследования Г. М. Дейча обратили внимание с большим опозданием.
В исследованиях 60-х годов обычно приводилась Прочно вошедшая в научный оборот цифра—процентное изменение в количестве крестьянской земли, составлявшая, по мнению исследователей, примерно 10%.18 Во второй половине 70-х годов эта цифра постепенно заменяется другой — 20%, полученной на основании анализа уставных грамот. Так, авторы коллективной монографии «Революционная ситуация в России в середине XIX века» (М., 1978. С. 211) привели ее параллельно с традиционной.
На наш взгляд, исследование Г. М.Дейча, выполненное, для своего времени на достаточно высоком научном уровне, несколько снизило интерес исследователей к продолжению работ в этом направлении.
Только к середине 80-х годов на страницах сборников «Северо-Запад в аграрной истории России» появились статьи В. Н. Никулина, посвященные вопросам, связанным с дворянским землевладением в Псковской губернии и на Северо-Западе в целом в пореформенный период, эволюции помещичьего хозяйства, некоторым вопросам подготовки реформ 60-х годов
18П. А.За-йончковский называет цифру—9,1 % (Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М-, 1968. С. 240), авторы Истории России с древнейших времен до наших дней. Т. V. М., 1968. С. 82 на картограмме, показывающей изменение размеров наделов, отметили территорию губернии штриховкой, соответствующей уменьшению надела на величину до 10%.
XIX в.19 Эти статьи представляют интерес тем, что рассматривают проблему с другой, малоизученной стороны. Автор старается найти ответ на вопрос, как, каким образом отразилась реформа 19 февраля 1861 г. уже не на крестьянском, а на помещечьем Землевладении.
И наконец, при анализе предреформенной ситуации в губернии значительный интерес представляет глава VII уже упоминавшейся выше коллективной монографии «История крестьянства Северо-Запада России», в которой И. М. Бобович рассматривает демографическую ситуацию, в северо-западной деревне накануне реформы, сельскохозяйственное производство и крестьянские промыслы, эономический строй крестьянского хозяйства в предреформенный период.
Рассматривая сложившуюся историографичесую ситуацию, можно отметить, что анализ результатов крестьянской реформы в Псковской губернии, проведенный в 60-х годах в работах Г. М. Лейча, уже не мог удовлетворить исследователей, занимавшихся данной проблемой в рамках Северо-Запада. Ланные по Псковской губернии оказались несопоставимыми с цифровым материалом, полученным в результате компьютерных расчетов по Новгородской и Санкт-Петербургской губерниям. Они требовали не только уточнения (а в ряде случаев и исправления), но и введения в научный оборот целого ряда принципиально новых показателей, отражающих структуру до- и пореформенных наделов и платежей, степень деформации этих структур в ходе реформы.
»Никулин В.Н. 1) Реформы 60-х годов XIX века в северо-западных губерниях России // Северо-Запад в аграрной истории России / Под ред. Г.П.Жидкова. Калининград, 1986. С. 46-50; 2) Помещичье хозяйство Псковской губернии в пореформенный период // Северо-Запад в аграрной истории России / Под ред. Г.П.Жидкова. Калининград, 1987. С. 69-76; 3) Помещичье хозяйство северо-западных губерний в пореформенный период // Северо-Запад в аграрной истории России / Под ред. Г.П.Жидкова. Калининград, 1991. С. 79-87.
ГЛАВА 2
ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ РЕАЛИЗАЦИИ
РЕФОРМЫ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 ГОДА
В ПСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24