Поиск по сайту

Отмена крепостного права

Как было показано выше, анализ информации на губерн­ском уровне позволяет утверждать, что Новгородская и Санкт-Петербургская губернии в основном являлись оброчными, а Псковская—барщинной губернией. Однако и между оброчны­ми губерниями имелись определенные различия. В Новгород­ской губернии на оброке находилось 50,1% крестьян, в то время как другая половина в примерно одинаковых пропорциях дели—лась на барщинных и исполнявших смешанную повинность (23,5 и 26,4% соответственно). В С.-Петербургской губернии оброч­ных было несколько меньше — 42,4%, однако более гибкими и разнообразными здесь были формы смешанной повинности — 31,5% Крестьян, барщина встречалась в 26,1% случаев.
Качественно отличалась от них Псковская губерния. Это отлично видно из следующих цифр: 59,9% барщинных, только 24,3% оброчных и 15,7%, находившихся на смешанной повинно­сти.
Сравнивая губернские цифры с результатами по отдельным уездам, можно видеть, как местные особенности, «накладыва-ясь» друг на друга, Предстают в средних цифрах в нивелиро­ванном виде, при это^ создается иллюзия некоей равномерно­сти.
Наиболее интересные результаты получаются при совмест­ном рассмотрении уездных показателей Оказывается, что гу­бернские границы являются весьма условными рамками преоб-
лалающего распространения той или иной формы эксплуата­ции.
Оброчной (с преобладанием оброка, превышавшего по степе­ни распространения 50% от общего числа крестьян) была цен­тральная часть региона. Начиналась она от подстоличных Пе­тербургского, Шлиссельбургского и Новоладожского уездов, далее проходила через Новгородский и соседний с ним Старо­русский уезды и переходила в Псковскую губернию, захватив Порховский уезд. В основном это были промысловые, хоро­шо развитые в экономическом отношении уезды. Преобладание оброчной формы эксплуатации свидетельствует о широком раз­витии здесь товарно-денежных отношений.
Вторая оброчная зона была расположена на северо-востоке региона и включала три новгородских уезда (Череповецкий, Кирилловский и Белозерский). Здесь, однако, ситуация была неоднозначной. В Череповецком уезде были сильно развиты же­лезоделательные промыслы, при этом сельское хозяйство полу­чило слабое развитие. Барщинных земледельческих хозяйств в уезде было крайне мало, а оброчных — свыше 75%.
Два явно отстававших в экономическом развитии периферий­ных северных уезда (Кирилловский и Белозерский) также бы­ли оброчными, однако причина этому была качественно иной. Местные помещики в тяжелых для земледелия условиях счита­ли для себя экономически невыгодным вести собственное бар­щинное хозяйство, предпочитая получать оброчные платежи со своих крепостных.
Широкая «барщинная полоса» охватывала западные и юж­ные уезды региона. Процент барщинных крестьян неуклонно по­вышался здесь при продвижении с севера на юг. В Ямбургском уезде он находился на уровне 30-40%, в Гдовскоми Псковском — на 40-50% (причем Гдовский уезд был «нетипичным» для оброч­ной Санкт-Петербургской губернии), а в четырех псковских уез­дах (Островском, Новоржевском, Великолукском и Торопец-ком) превышал уровень 75%. Высок процент барщинных был и в соседних Опочецком и Холмском уездах. Последние «от­голоски» «барщинной зоны» можно видеть в Демянском уезде Новгородской губернии (для которой этот уезд «нетипичен»).
Все эти уезды были сельскохозяйственными. В северной ча/-сти «барщинной» зоны и на западе ее испытывалось довольно сильное влияние хорошо развитого в сельскохозяйственном от­ношении соседнего прибалтийского региона.   Но трансформи-
ровалось это влияние во внутренних губерниях Северо-Запада России в укрепление помещичьих земледельческих хозяйств, хозяйств барщинного типа. В южной части этой зоны, на тер­ритории Псковской губернии, доход земледельческих хозяйств повышался за счет традиционно выращиваемого льна.
Барщинные уезды Псковской губернии были своеобразным бастионом крепостничества на Северо-Западе, освобождение крестьян шло здесь Трудно, со значительными потерями земли хорошего, по местным меркам, качества.
Наконец, распространение смешанной формы эксплуатации свидетельствует о существовании своеобразного «буферного пространства» между оброчной и барщинной зонами. Так, устойчивое распространение получила смешанная повинность в Крестецком и Валдайском уездах, отделяющих барщинные уезды от оброчного северо-востока. В ряде столичных уездов (Царскосельском, Шлиссельбургском и особенно в Петергоф­ском) распространение смешанной формы эксплуатации свиде­тельствует, на наш взгляд, о гибкости, традиционно сложив­шейся здесь подвижности в экономических отношениях между крестьянами и помещиками.
Грани зон распространения различных форм эксплуатации были бы, вероятно, еще более четко очерчены при проведении анализа на уровне отдельных волостей, однако это не входи­ло в цели нашего исследования (попытка такого исследования выполнена, в качестве примера, только для Новгородской гу­бернии).
В целом по Северо-Западу среднее количество надельной зе­мли до реформы на душу м.п., по нашим расчетам, составляло 7,23 дес. Между тем эта цифра существенно варьировалась в разных губерниях и уездах (рис. 9).
Наивысшие наделы (плохой по качеству земли), равные 8,13 дес. на душу м.п , имели крепостные в Новгородской гу­бернии, примерно на десятину меньше (7,21 дес. на душу) были наделы в Санкт-Петербургской губернии и еще меньше (только 6,19 дес.) — в земледельческой Псковской губернии, где земля представляла наибольшую ценность.
Однако средние погубернские цифры обедняют реально су­ществовавшую картину. Здесь имелось калейдоскопическое разнообразие ситуаций, сложившееся в отдельных уездах.
Так, несмотря на относительно высокую цифру среднего на­дела в С.-Петербургской губернии, самые низкие размеры наде-
лов (менее 4 и от 5 до б дес. на душу) были именно здесь, в сто­личных Петербургском, Петергофском, Царскосельском и Но­воладожском уездах, где земля, несомненно, представляла зна­чительную ценность, если не из-за своего качества, то по край­ней мере из-за близости к столице.4 Также невелики (5-6 дес. на душу м.п.) были средние размеры наделов в группе земле­дельческих западных и юго-западных уездов Псковской губер­нии (Псковском, Островском, Опочецком, Новоржевском и Ве­ликолукском) Именно эти уезды определяли общую ситуацию в Псковской губернии.
Величина наделов в регионе, увеличивалась при продвиже­нии от центральных уездов к периферии. Так, наибольшие на­делы (от 8 до 9 дес. в среднем) имели крестьяне Торопец-кого уезда Псковской губернии, Гдовского и Лужского уез­дов С.-Петербургской губернии. В Новгородской губернии эта тенденция прослеживалась еще более отчетливо; вудайенных северо-восточных уездах (Устюженском, Белозерском) эта ци­фра в среднем превосходила 9 дес. на душу, а в Кириллов­ском— превысила 11 дес                               ^
Конечно, были и исключения, где, однакЬ, Прослеживались свои закономерности Например, сравнительно небольшие до­реформенные наделы удаленного от центра Череповецкого уез­да находят объяснение в широком развитии здесь специфиче­ских железоделательных промыслов, что явно отодвигало зе­мледелие на второй план, и, как следствие, определяло здесь меньшие размеры наделов.
Дореформенные наделы крестьян региона зависели не толь­ко от видов хозяйственной деятельности населения, почвенных и географических характеристик уездо|в, близости или удален­ности от центра, }jo и’ <?Т форм эксплуатации, которой подвер­гались крестьяне- В 1{ё#ом щ Северо-Западу средний дорефор­менный размер надела О%?очных крестьян был равней 7,79 дес, а у барщинных он был более, чем на десятину меньше (6,67 дес). Следовательно, наделы оброчных превосходили в среднем на­делы барщинных примерно на 1/7 (14,4%).
Аналогично в Каждой из трех губерний средние размеры на­делов оброчных превышали наделы крестьян, исполнявших бар­щину. Правда, разность в показателях средних наделов была в
‘Высокая средняя величин! надела в столичной губернии в целом объясняется крупными наделами земли в больших периферийных уездах Гдовском и Лужском.
каждой губернии несколько меньше (в Санкт-Петербургской гу­бернии средние размеры наделов были равны 7,9 и 7,0 дес, раз­ность, таким образом, составила 0,9 дес, или примерно 12,9%; в Новгородской—8,25 и 7,75 дес, разность — 0,5 дес, или 6,1%; в Псковской —6,58 и 6,13 дес, разность — 0,45 дес, или 6,8%).5
Сравнения, проведенные на уездных уровнях, показывают, что в «земледельческих» уездах наделы оброчных явно пре­восходят наделы барщинных крестьян, в уездах Же «промы­словых», с более значительным развитием неземледельческих промыслов, где оброчным крестьянам доводилось меньше зани­маться земледелием, наблюдается обратная картина.

Какая антигравийная пленка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Реформа 19 февраля 1861 г. в Псковской губернии
  • Изменение границ Псковской земли
  • Социально-политическая жизнь Псковской губернии
  • Земские подворные переписки крестьянских хозяйств Псковской губернии
  • Интересное