Отмена крепостного права
Как было показано выше, анализ информации на губернском уровне позволяет утверждать, что Новгородская и Санкт-Петербургская губернии в основном являлись оброчными, а Псковская—барщинной губернией. Однако и между оброчными губерниями имелись определенные различия. В Новгородской губернии на оброке находилось 50,1% крестьян, в то время как другая половина в примерно одинаковых пропорциях дели—лась на барщинных и исполнявших смешанную повинность (23,5 и 26,4% соответственно). В С.-Петербургской губернии оброчных было несколько меньше — 42,4%, однако более гибкими и разнообразными здесь были формы смешанной повинности — 31,5% Крестьян, барщина встречалась в 26,1% случаев.
Качественно отличалась от них Псковская губерния. Это отлично видно из следующих цифр: 59,9% барщинных, только 24,3% оброчных и 15,7%, находившихся на смешанной повинности.
Сравнивая губернские цифры с результатами по отдельным уездам, можно видеть, как местные особенности, «накладыва-ясь» друг на друга, Предстают в средних цифрах в нивелированном виде, при это^ создается иллюзия некоей равномерности.
Наиболее интересные результаты получаются при совместном рассмотрении уездных показателей Оказывается, что губернские границы являются весьма условными рамками преоб-
лалающего распространения той или иной формы эксплуатации.
Оброчной (с преобладанием оброка, превышавшего по степени распространения 50% от общего числа крестьян) была центральная часть региона. Начиналась она от подстоличных Петербургского, Шлиссельбургского и Новоладожского уездов, далее проходила через Новгородский и соседний с ним Старорусский уезды и переходила в Псковскую губернию, захватив Порховский уезд. В основном это были промысловые, хорошо развитые в экономическом отношении уезды. Преобладание оброчной формы эксплуатации свидетельствует о широком развитии здесь товарно-денежных отношений.
Вторая оброчная зона была расположена на северо-востоке региона и включала три новгородских уезда (Череповецкий, Кирилловский и Белозерский). Здесь, однако, ситуация была неоднозначной. В Череповецком уезде были сильно развиты железоделательные промыслы, при этом сельское хозяйство получило слабое развитие. Барщинных земледельческих хозяйств в уезде было крайне мало, а оброчных — свыше 75%.
Два явно отстававших в экономическом развитии периферийных северных уезда (Кирилловский и Белозерский) также были оброчными, однако причина этому была качественно иной. Местные помещики в тяжелых для земледелия условиях считали для себя экономически невыгодным вести собственное барщинное хозяйство, предпочитая получать оброчные платежи со своих крепостных.
Широкая «барщинная полоса» охватывала западные и южные уезды региона. Процент барщинных крестьян неуклонно повышался здесь при продвижении с севера на юг. В Ямбургском уезде он находился на уровне 30-40%, в Гдовскоми Псковском — на 40-50% (причем Гдовский уезд был «нетипичным» для оброчной Санкт-Петербургской губернии), а в четырех псковских уездах (Островском, Новоржевском, Великолукском и Торопец-ком) превышал уровень 75%. Высок процент барщинных был и в соседних Опочецком и Холмском уездах. Последние «отголоски» «барщинной зоны» можно видеть в Демянском уезде Новгородской губернии (для которой этот уезд «нетипичен»).
Все эти уезды были сельскохозяйственными. В северной ча/-сти «барщинной» зоны и на западе ее испытывалось довольно сильное влияние хорошо развитого в сельскохозяйственном отношении соседнего прибалтийского региона. Но трансформи-
ровалось это влияние во внутренних губерниях Северо-Запада России в укрепление помещичьих земледельческих хозяйств, хозяйств барщинного типа. В южной части этой зоны, на территории Псковской губернии, доход земледельческих хозяйств повышался за счет традиционно выращиваемого льна.
Барщинные уезды Псковской губернии были своеобразным бастионом крепостничества на Северо-Западе, освобождение крестьян шло здесь Трудно, со значительными потерями земли хорошего, по местным меркам, качества.
Наконец, распространение смешанной формы эксплуатации свидетельствует о существовании своеобразного «буферного пространства» между оброчной и барщинной зонами. Так, устойчивое распространение получила смешанная повинность в Крестецком и Валдайском уездах, отделяющих барщинные уезды от оброчного северо-востока. В ряде столичных уездов (Царскосельском, Шлиссельбургском и особенно в Петергофском) распространение смешанной формы эксплуатации свидетельствует, на наш взгляд, о гибкости, традиционно сложившейся здесь подвижности в экономических отношениях между крестьянами и помещиками.
Грани зон распространения различных форм эксплуатации были бы, вероятно, еще более четко очерчены при проведении анализа на уровне отдельных волостей, однако это не входило в цели нашего исследования (попытка такого исследования выполнена, в качестве примера, только для Новгородской губернии).
В целом по Северо-Западу среднее количество надельной земли до реформы на душу м.п., по нашим расчетам, составляло 7,23 дес. Между тем эта цифра существенно варьировалась в разных губерниях и уездах (рис. 9).
Наивысшие наделы (плохой по качеству земли), равные 8,13 дес. на душу м.п , имели крепостные в Новгородской губернии, примерно на десятину меньше (7,21 дес. на душу) были наделы в Санкт-Петербургской губернии и еще меньше (только 6,19 дес.) — в земледельческой Псковской губернии, где земля представляла наибольшую ценность.
Однако средние погубернские цифры обедняют реально существовавшую картину. Здесь имелось калейдоскопическое разнообразие ситуаций, сложившееся в отдельных уездах.
Так, несмотря на относительно высокую цифру среднего надела в С.-Петербургской губернии, самые низкие размеры наде-
лов (менее 4 и от 5 до б дес. на душу) были именно здесь, в столичных Петербургском, Петергофском, Царскосельском и Новоладожском уездах, где земля, несомненно, представляла значительную ценность, если не из-за своего качества, то по крайней мере из-за близости к столице.4 Также невелики (5-6 дес. на душу м.п.) были средние размеры наделов в группе земледельческих западных и юго-западных уездов Псковской губернии (Псковском, Островском, Опочецком, Новоржевском и Великолукском) Именно эти уезды определяли общую ситуацию в Псковской губернии.
Величина наделов в регионе, увеличивалась при продвижении от центральных уездов к периферии. Так, наибольшие наделы (от 8 до 9 дес. в среднем) имели крестьяне Торопец-кого уезда Псковской губернии, Гдовского и Лужского уездов С.-Петербургской губернии. В Новгородской губернии эта тенденция прослеживалась еще более отчетливо; вудайенных северо-восточных уездах (Устюженском, Белозерском) эта цифра в среднем превосходила 9 дес. на душу, а в Кирилловском— превысила 11 дес ^
Конечно, были и исключения, где, однакЬ, Прослеживались свои закономерности Например, сравнительно небольшие дореформенные наделы удаленного от центра Череповецкого уезда находят объяснение в широком развитии здесь специфических железоделательных промыслов, что явно отодвигало земледелие на второй план, и, как следствие, определяло здесь меньшие размеры наделов.
Дореформенные наделы крестьян региона зависели не только от видов хозяйственной деятельности населения, почвенных и географических характеристик уездо|в, близости или удаленности от центра, }jo и’ <?Т форм эксплуатации, которой подвергались крестьяне- В 1{ё#ом щ Северо-Западу средний дореформенный размер надела О%?очных крестьян был равней 7,79 дес, а у барщинных он был более, чем на десятину меньше (6,67 дес). Следовательно, наделы оброчных превосходили в среднем наделы барщинных примерно на 1/7 (14,4%).
Аналогично в Каждой из трех губерний средние размеры наделов оброчных превышали наделы крестьян, исполнявших барщину. Правда, разность в показателях средних наделов была в
‘Высокая средняя величин! надела в столичной губернии в целом объясняется крупными наделами земли в больших периферийных уездах Гдовском и Лужском.
каждой губернии несколько меньше (в Санкт-Петербургской губернии средние размеры наделов были равны 7,9 и 7,0 дес, разность, таким образом, составила 0,9 дес, или примерно 12,9%; в Новгородской—8,25 и 7,75 дес, разность — 0,5 дес, или 6,1%; в Псковской —6,58 и 6,13 дес, разность — 0,45 дес, или 6,8%).5
Сравнения, проведенные на уездных уровнях, показывают, что в «земледельческих» уездах наделы оброчных явно превосходят наделы барщинных крестьян, в уездах Же «промысловых», с более значительным развитием неземледельческих промыслов, где оброчным крестьянам доводилось меньше заниматься земледелием, наблюдается обратная картина.
Какая антигравийная пленка.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24