Отмена крепостного права
Торопецкий уезд был весьма похож на Великолукский: местного хлеба здесь обычно хватало, а льна, как правило, не высевали. При практическом отсутствии промышленности и слабом развитии промыслов местные помещики также не торопились переводить сэоих крестьянина, оброк. Любодытно, что в эту же группу попадает и третий уезд губернии, ХолмскиЦ, в котором также не высевали льна (за исключением трех волостей). Население и здесь занималось хлебопашеством и хотя ржи иногда не хватало, овса выращивали более, чем это было’«ужно для собственных нужд, и его даже вывозили за пределы уезда.
Несколько отличался от этих уездов Новоржевский уезд. По свидетельству современников,’он .был одним из лучших в губернии в отношении земледелия. Рожь и овес вывозились за его пределы, а под пашни было занято до 42% площади. Здесь,
однако, высевался и лен (правда, по посевам льна уезд находился на последнем месте среди «льняных» уездов губернии). Можно предположить, что занятие льноводством существенно влияло на развитие товарно-денежных отношений в губернии и, как следствие, способствовало увеличению доли оброчных повинностей в системе эксплуатации. Там же, где льноводства не было,но при этом было развито хлебопашество, мы наблюдаем засилье барщинной системы.6
Заметно отличались от ранее названных два северных уезда: Порховский и Псковский. Здесь йа барщине состояло менее половины крестьян, а в Порховском уезде явно доминировала оброчная форма эксплуатации (на оброке состояло 50,7% крепостных).
Порховский уезд, самый большой уезд губернии по численности крепостного населения, был не похож на другие уезды. Близость к Санкт-Петербургу (уезд граничил со столичной губернией) стимулировала отхожие промыслы, здесь находилось значительное число имений крупных и средних помещиков, которые чаще предпочитали оброк барщине.
В уезде имелись два торговых центра: уездный город и посад Сольцы, в которых псковские товары (в частности, лен и кожи) не только продавались, но и предварительно перерабатывались. Это способствовало развитию внеземледельческих занятий населения, поощряемых местными помещиками, устанавливавшими в уезде самый высокий оброк (в среднем 10,8 руб. с души).
Выгодное торговое положение губернского города, развитая по губернским меркам промышленность и промыслы способствовали распространению оброчной и смешанной форм эксплуатации в Псковском уезде. Здесь на барщине находилось менее половины крестьян (45%), на оброке—-28,7%, на смешанной повинности — 26,2%.
Порховский и Псковский уезды представляли в губернии промыслово-торговый центр, испытывавший наибольшее влияние товарно-денежных отношений, но также активно занимавшийся земледелием. Наибольший доход приносило здесь льноводство (оба уезда’по количеству высеваемого льна стояли на
6Г. М. Дей^со ссылкой на съедения Семеки (40-е годы XIX в.) отмечает, что именно в этих четырех уезд*х практиковался вывоз ржи в Петербург, Витебскую губернию и даже за границу в количестве, не менее 20 тыс. четвертей.
первом месте в губернии- в Псковском уезде высевалось до 72 тыс. четвериков льняного семени, в Порховском — свыше 61 тыс четвериков).7
При расчете средних дореформенных размеров крестьянского надела мы исходили из того, что относительно точно земля для реформы была измерена у 150306 крестьян, в пользовании которых находилось 929795,5 дес. Таким образом, средний дореформенный надел составлял в губернии 6,2 дес. на душу м.п. Эти данные практически совпадают с показателем, полученным Г.М.Лейчем (928097 дес. на 150474 души м.п., т.е. в среднем также 6,2 дес. на душу).8 Средние показатели размеров крестьянских наделов, полученные как Дейчем, так и нами, служат своеобразными ориентирами —контрольными точками, по которым можно судить о точности вычислений.
Однако средний показатель размера крестьянской земли по губернии в целом не может дать представления О тех разнообразных ситуациях, которые складывались до реформы в различных уездах (рис. 5)
Наибольшие дореформенные наделы были в двух барщинных восточных уездах: Холмском (7,7 дес. на душу) и Торопецком (8,4 дес). Здесь средние размеры йаделов «заметно превосходили средний размер по губернии в’целом (в Холмском — на 1,5 дес, или на 24,2% от размеров погубернского; в Торопецком— на 2,2 дес, или на 35,5%). ‘ —
Объяснить эту ситуацию можно’ тем обстоятельством, что огромные земельные массивы (более 60% в каждом из уездов) были практически не пригодны для земледелия—находились под лесом. Таким образом, в земледельческих уездах помещики должны были предоставлять крестьянам, в основном находившимся на барщине (и, следовательно, привязанным к земле), большие земельные наделы (аналогичная картина прослеживалась, например, в периферийных петербургских уездах).
В остальных псковских уездах средние размеры наделов были либо несколько меньше губернского уровня (Великолукский, Опочецкий, Новоржевский, Островский, Псковский), либо были равны ему (6,2 дес. на душу в Порховском уезде). Наименьшие по размерам средние наделы (на 0,9 дес, или на 14,5% меньше среднегубернского уровня) были у великолукских крестьян. В
‘Сведения о льняной промышленности и торговле Псковской губернии. СПб , 1870. С. 5
8Лейч Г М. Крестьянство Псковской губернии… С. 352.
этом сельскохозяйственном уезде земля, по псковским меркам, представляла собой большую ценность и предоставлялась крестьянам в ограниченных размерах. Вторым важным факторам, повлиявшим на размеры наделов, было то, что подавляющее число местных крестьян находилось на барщине (оброка в уезде практически не было). В условиях земледельческого уезда наделы барщинных крестьян практически всегда (как это было показано на примере других северо-западных губерний) заметно уступали наделам оброчных крестьян. Это в значительной мере обусловило невысокий средний размер надела в уезде по сравнению С общегубернским уровнем.
На размеры наделов псковских крестьян (в уезде наделы были ниже общегубернских на 0,7 дес, или на 11,3%), по-видимому, повлияла близость к губернскому городу. Как и в Новгородском и в С.-Петербургском уезде, земля недалеко от губернского центра представляла повышенную ценность. Ситуация в Новоржевском уезде напоминала положение в Великих Луках, а Опочецкий уезд был похож на Псковский.
Средние размеры наделов как по губернии в целом, так и для каждого уезда складывались из размеров наделов оброчных, барщинных, находившихся на смешанной повинности И «прочих» крестьян. В целом по губернии средний размер надела оброчных составлял до реформы 6,6 дес. на душу и был заметно больше наделов других категорий крестьян (у барщинных и состоявших на смешанной повинности он был равен 6,1 дес, т.е. на 0,4 дес, или на 6% меньше по отношению к наделу оброчных; у «прочих» наделы были еще меньше — 5,9 дес).
Следует, однако, помнить о том, что именно барщинная деревня определяла лицо губернии и надел барщинных крестьян практически равен среднему губернскому.
Средние губернские цифры подтверждают общий вывод о том, что для земледельческих губерний и уездов наделы оброчных крестьян в основном превышают наделы барщинных. Подобная же картина наблюдалась в б из 8 уездов губернии.
Рассмотрим теперь распределение размеров дореформенных крестьянских наделов (табл. 9.1 Прил.). В дореформенной псковской деревне наделы могли принимать самые различные значе-ни: от 1 дес. до 30 и более десятин в расчете на душу м.п. Наиболее часто встречались наделы от 3-4 дес. (у 11,4% крестьян) до 6-7 дес. (у 17,0%). Наделы свыше 12-13 дес. присут-
ствовали весьма редко (менее 1% крестьян для каждого интервала). Примерно так же выглядели дореформенные распределения крестьянских наделов для каждой из категорий крестьян.
Реформа 19 февраля 1861 г. существенно изменила крестьянские наделы в губернии. Для того чтобы понять сущность этих изменений, рассмотрим сначала, каковы были так называемые «высшие» размеры крестьянских наделов для отдельных уез-ДОВ.’
В Псковском и Великолукском уездах высший размер надела был установлен в 4,5 дес. удобной земли на душу. В Новоржевском, Опочецком, Порховском уездах размер был несколько выше — 5 дес, еще выше (5,5 дес.) он поднимался в Торопец-ком уезде и, наконец, самым высоким —б дес. — был в Холм-ском уезде. Как мы уже видели при поуездном анализе, высшие размеры наделов оказывали самое существенное влияние на пореформенное крестьянское землепользование. Нивелировка крестьянских наделов после реформы с группировкой вокруг высшего размера надела внутри каждого уезда изменила и картину в рамках губернии в целом.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24