Округ Абрене в исторической ретроспективе
Во-вторых, письмо фон дер Борха подтверждает, что вокруг Вышгородка находились русские деревни. В-третьих, район, где построили Вышгородок, территориально должен был причисляться л ивонцами к округу Абрене, так как только этот округ оставался у архиепископства после 1416 г. Наконец, в-четвертых, думается, что магистр не случайно упоминает архиепископа Сильвестра (Стодевешера). На время его правления приходится пик войны между Рижским архиепископством и Орденом за политическую гегемонию в Ливонии. В начале 1479 г. войсками магистра фон дер Борха были захвачены все архиепископские замки, а сам Сильвестр взят в плен39. Упоминание же в отчете Великому магистру о насильственном перекрещивании «наших» подданных русскими могло быть своеобразным оправданием фон дер Борха за пленение им главы всей ливонской церкви: если Сильвестр не смог создать условий для сохранения своей пасты, следовательно, он не имел права был главным пастырем истинно верующих в Ливонии. Сам же поход на Вышгородок—не только, а возможно, и не столько желание наказать русских, но и намерение Ордена закрепить за собой этот стратегически важный район, который не мог удержать архиепископ. Обосновавшись здесь, Орден контролировал бы дорогу из этой части Псковской земли в свои ливонские владения, что было бы очень важно в связи с возможной войной с Московским князем40. Под контролем оказалась бы и другая дорога — известная по документам 1634 г. как «Большая Шилбинская», которая вела из округа Абрене ( н.п. Шкилбены) в Псковскую землю и шла там вдоль р.Кухвы, пересекая ее41.
С помощью войск великого князя Московского псковичам удалось отстоять земли между реками Кухвой и Великой. Вероятно, с ожиданием наступления объединенных псковско-московских войск связано строительство в 1484 г. деревянного замка Мари-енгаузен на острове посреди озера Виляка42. Территориально замок располагался примерно на границе округов Пурнове и Абрене. Поскольку этот замок в конце XV в. оставался архиепископским, то либо в 1416 г. к ордену перешла не вся территория Пурнове, либо озеро Виляка входило в Абренский округ.
После ликвидации Ливонских государств в начале Ливонской войны бывшие архиепископские владения в Латгалии перешли к Речи Посполитой (Мариенгаузенское староство), а после первого раздела Польши в 1772 г. оказались в Составе Российской империи (Мариенгаузенское имение Витебской губернии).
Абренский округ в XX в. По российско-латвийскому договору 1920 г. территория между Кухвой, Кудебом, Опочкой, Ладой и Синей отошла к Латвии. Была официально установлена межгосударственная граница43. Центром созданного в результате присоединения этой территории округа (уезда) стала ж.д. станция Пыталово (на р. Утрое, недалеко от Вышгородка), соединенная железнодорожной веткой с западной частью
округа. Пыталово получило название Яунлатгале. Округ включил территорию, отошедшую к Рижскому архиепископу в 1224 г., а также спорные в XIV-XV вв. земли вплоть до Вышгородка на Ладе (Лоде). По данным латвийской статистики на середину 20-х годов XX в, в четырех восточных пагастах (волостях) округа—Линавском (рус. Линово), Пур-вмальском, Гаурском (рус. Гавры) и Аугшпилском (рус. Вышгородок), жило всего от 3 (Линавский и Аугшпилский) до 8% (Пурвмальском) латышей. Подавляющую часть населения здесь составляли русские, православного вероисповедания. В православной церкви в Аугшпилсе хранились «колокол примерно XIV в. и средневековые иконы». Отмечалось также, что р. Лада имеет «чисто славянское название», а местные жители «рассказывают русские былины»44. Но в некоторых работах второй половины 30-х годов XX в. появились высказывания о том, что древний замок Абрене находился на месте Аугшпил-са45. Возможно, поэтому в 1938 г. Яунлатгале была переименована в Абрене.
Абренский округ существовал до 1944 г. После освобождения Восточной Латвии от фашистов 22 августа 1944 г. Президиум Верховного Совета Латвийской ССР принял решение о передаче РСФСР 6 волостей восточной части Абренского округа с преимущественно русским населением46. Секретарем Абренского окружного комитета ВКП(б) был тогда А. А.Никонов — латгалец, уроженец тех мест, позже — один из крупнейших советских специалистов в области сельского хозяйства, министр сельского хозяйства Латвийской ССР, академик, последний президент ВАСХНИЛ. По его воспоминаниям, в один из дней в здание комитета партии пришли военные и сотрудники НКВД, сообщили, что в связи с передачей Абрене и восточной части Абренского округа Псковской области окружным партийным и административным органам предписывалось незамедлительно перебраться в г. Виляку47. Мтановленная административная граница между Латвийской ССР и РСФСР за некоторыми исключениями соответствовала административной границе между Витебской и Псковской губерниями Российской империи. Так закончилась история Абренского округа.
Выгодная цена на автоматическая кошачий туалет.