Поиск по сайту

Очерки социально-культурной жизни

1935 г. Псков стал центром пограничного округа с целым «набором» окружных руководящих организаций, а следовательно, работников, нуждавшихся в комфортабельном жилье. Многие руководящие работ­ники были направлены в Псков опять же Ленинградским обкомом ВКП(б) и жили первоначально в гостиницах, с нетерпением дожидаясь получения квартир. Поэтому строительство «Дома специалистов» стало предметом особой заботы окрисполкома, его повышенного внимания, каковым не пользовалась, пожалуй, ни одна другая стройка города. Достаточно отметить, что в течение первой половины 1935 г. вопрос о его строительстве обсуждался на заседаниях Президиума окрисполкома четыре раза! А строительство шло не так быстро, как того хотелось. Вставали преграды, которых вначале не видели или недооценивали, и главные заключались в нехватке материалов. Окрис-полком же зачастую объяснял их «нерасторопностью» и «безответ­ственностью» работников,отвечавших за строительство.
Уже 11 июня 1935 г. окрисполком обсудил вопрос о возможности отделки в срок до 1 июля шести первых квартир. Крепко досталось лицам, призванным обеспечить выполнение этого задания, но не сумевшим выполнить его в срок: директору «Коммунстроя» Прокофь­еву, главному инженеру Лагунову, заведущему горкоммунотделом Грицевичу, «не принявшим достаточных мер к развертыванию работ по изысканию материала» и занявшим «позицию успокоения». Грицевичу и Прокофьеву было поставлено за это на вид, а Прокофьеву к тому же вместе с Лагуновым указано «на недопустимость занятой им ошибочной линии». Всех их предупредили, что «в случае непринятия мер к ним будут приняты более строгие меры воздействия». Первые шесть квартир теперь намечалось оборудовать к 15 июля. Председателя окрисполкома Н. Г. Храмова члены исполкома просили оказать содействие в получении через областные организации фондированных материалов.
Новое обсуждение хода строительства 25 июля 1935 г. вновь отметило «неудовлетворительное развертывание строительства» (вы­полнено было лишь 45% годового плана), и главная трудность заключалась опять же в нехватке материалов. Заведующий окрпланом Ермолаев и зав. окркомхозом Ривман обязывались в срокдо 5 августа обеспечить стройку всеми дефицитными материалами, директор лесо­завода им. Урицкого — отпустить 400 куб. М пиломатериалов, а
окрплану к тому же предлагалось провести по округу вербовку недостающей рабочей силы. Был определен и срок окончания строи­тельства — 10 октября 1935 г.
Строительство еще не было завершено, а окрисполком уже 8 августа 1935 г. «в целях обеспечения руководящих работников и специалистов жилой площадью» принял решение о создании «маневрен­ного фонда», включив в него уже имевшиеся в городе дома «номенк­латуры» и строящийся «Дом специалистов». Заселение этих домов утверждалось только решением Президиума окрисполкома.
Но желанные сроки завершения строительства опять пришлось сдвинуть, лишь 29 октября 1935 г. главный инженер стройконторы Штекман доложил окрисполкому, что 9 квартир уже готовы к сдаче в эксплуатацию (оставалось только установить электрооборудова­ние), и заверил, что полностью дом будет сдан к 20 ноября. Стройка оказалась более дорогостоящей, чем предполагалось вначале: к концу октября 1935 г. она обошлась уже в 677 тыс. руб., и требовалось еще не менее 50 тыс. дополнительных ассигнований. Несмотря на это, сроки теперь оказались реальными: «Дом специалистов» был сдан к 20 ноября 1935 г. В нижнем этаже начали оборудовать универсальный магазин. Адрес «Дома специалистов» обозначался: ул. Пушкина, 18/11. В то время улица Пушкина, обрывающаяся ныне у Октябрь­ского проспекта, проходила мимо церкви Василия на Горке до ул. Советской.
Одними из первых, кто поселился в «Доме специалистов», были зав. ОкрОНО Н. И. Маслов, зам. начальника окружного дорожного отдела
B.  И. Плихта, зав. окрфинотделом Я. Ф. Куликов, начальник окруж­ного отдела милиции В. И. Шамшин, секретарь окрисполкома И. Ф. Семенов, редактор газеты «Псковский колхозник» М. В. Сидоров, директор «Псковкоммунстроя» Д. А. Ривман, второй секретарь окруж-кома ВКП(б) Ф. С. Сафронов, зав. отделом пропаганды и агитации окружкома ВКП(б) В. В. Агапов, зав. сельскохозяйственным отделом
C.   А. Ткаченко, секретарь окружкома ВЛКСМ А. А. Корягин, начальник Псковского погранотряда Ю. А. Басков, директор краевед­ческого музея В. Ф. Зыбковец и др. Получил здесь квартиру и приехавший в феврале 1936 г. командир 5-го кавкорпуса К. К. Рокоссовский.
По-разному сложились их судьбы, но у многих они оказались трагическими. В 1937 г. были репрессированы и расстреляны С.А. Ткаченко, В. И. Плихта, Н. И. Маслов, на 10 лет был осужден Я. Ф.
Куликов, на 8 лет — В. Ф. Зыбковец. В. В. Агапов в год «большого террора» был переведен на должность редактора областной «Кресть­янской газеты» в Ленинград, но подвергся допросам по «делу Маслова-Зыбковца». Оказался в ленинградской тюрьме «Кресты» и К. К. Рокоссовский, но «дело» его в 1940 г. было прекращено. Взамен выбывающих селились новые люди. В 1939 г., например, здесь получили жилье новый председатель окрисполкома И. М. Коворов и начальник окружного отдела НКВД И. В. Речкалов.
Настоящий «Дом специалистов» являлся местом жительства «избран­ных», и для основной массы горожан он остроту жилищного вопроса не снял. Вследствие обострения его по стране в целом Президиум ВЦИК 10 августа 1935 г. рекомендовал местным органам уменьшать норму жилой площади и производить принудительное уплотнение жильцов. Во исполнение этого постановления Псковский окрисполком 27 августа 1935 г. установил в г. Пскове норму жилой площади на человека в размере 5 кв. м, а в частновладельческих домах рекомендовал производить изъятие в коммунальный фонд 20% жилплощади вместо ранее существовавших 10%. Уплотнение и переселение производилось по распоряжению горкомхоза. Не разрешалось вселение в одну комнату посторонних друг другу лиц разного пола, не допускалось полное изъятие жилплощади без предоставления взамен, самовольные переселения и уплотнения запрещались. Настоящее постановление распространялось и на жилищные кооперативы. Эти мероприятия вводились как временные до 1 января 1937 г. В октябре 1935 г. было дополнительно принято решение о перепланировке существующей жилплощади, что становилось одним из средств решения вопроса об уплотнении жилищ.
В ходе проведения указанных мер с самого начала выявились многочисленные нарушения, но власти от избранной линии не отказа­лись, и она не ограничилась только 1935^-1936 гг., а продолжалась даже в 1938-11939 гг. 26 июля 1938 г. бюро окружкома ВКП(б) рассмотрело вопрос «О квартирах для начсостава РККА» и постановило произвести для высвобождения жилплощади ряд переселений организаций и учреждений, особенно тех, которые занимали жилые помещения. Так, сразу 70 квартир давало переселение в помещение законсервированной котонинной фабрики ряда мастерских, 30 квартир — освобождение штаба 25-й кавдивизии, перемещаемого в помещение школы механиза­ции, а последней, в свою очередь, — в Дом отдыха на Снятную гору.
Предполагалось даже пойти на такую меру, как переселение в освобожденное здание штаба гостиницы «Октябрьская», а ее исполь­зовать для размещения военнослужащих (78 квартир), а также произвести еще массу переселений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В псковской городской думе подвели итоги благоустройства города
  • В Пскове был выбран ученик года 2018
  • В Пскове прошел фестиваль экстремального бега
  • В Пскове подошел к концу ремонт четырех дворов
  • Интересное