Поиск по сайту

Очерки социально-культурной жизни

Организационное оформление ИНО, как педагогического учебного заведения нового типа, в основном завершилось в 1920 г. Теперь на отделении подготовки учителей II ступени вместо существовавших четырех «циклов» появились три факультета: словесно^исторический, физико-математический и естественно-географический. Специализа­ция осуществлялась с 1 курса. Принимая во внимание огромную потребность в квалифицированных работниках во всех областях народного образования и необходимость скорейшей ликвидации кри­зиса в этой области, руководство института в мае 1920 г. приняло решение открыть прием новых слушателей на летний триместр, что повлекло за собой реорганизацию I отделения. Срок обучения был сокращен до трех лет, первые два года осуществлялась общеобразова­тельная подготовка, а на третьем по выбору слушателей определялась специализация по трем направлениям -школьному I ступени, дошколь­ному и внешкольному. Следовательно, подготовка кадров в ИНО расширялась: теперь он стал готовить не только учителей. В добавление к этому с октября 1920 г. открылись годичные курсы по внешкольному образованию, рассчитанные на 100 человек. Они подразделялись на отделения: библиотечное, школьно-курсовое и народных домов и клубов. В июне того же года была введена должность ректора, им стал Виктор Ксавериевич Гринкевич. При нем продолжал сохраняться Президиум, но состав его изменился: заведующими отделениями стали Л. Л. Беке и И. В. Малышев, зав. студенческим отделом — Б. Д. Каминский, секретарем — П. С. Вознесенский.
На первых порах серьезную проблему представляла нехватка преподавателей необходимой квалификации. В июне 1920г., например, в ИНО имелось свыше 30 вакансий. А требования к подбору профессорско-преподавательского состава ИНО были весьма жестки­ми. Коллегия Псковского губоно, поставив 18 ноября 1921 г. вопрос
о персональном составе преподавателей, решила временно его не утверждать и рекомендовала В. К. Гринкевичу «на следующем заседа­нии коллегии дать разъяснение по каждой кандидатуре с указанием работы, возложенной на каждого, и времени поступления на долж­ность».
В августе 1922 г. в ИНО поступило отношение Главпрофобра относительно пересмотра в очередной раз преподавательского состава. В связи с этим В. К. Гринкевич 5 августа 1922 г. направил в Псковский губком РКП(б) записку: «При пересмотре списков преподавателей названного ИНО установлено, что преподаватели Никольский и Гроздов, как окончившие только духовную академию, не могут преподавать общественно-педагогические дисциплины, если не являют­ся убежденными марксистами. Допущение к преподаванию Никольс­кого и Гроздова возможно только при благоприятном отзыве о них губкома, как убежденных марксистах».
Через два дня на этой записке появилась резолюция работника губкома: «Послать выписку и указать, что ручаться за кого-либо из преподавателей ИНО губком не может». Не трудно было предположить последствия подобной резолюции: ректору неизбежно пришлось бы заняться поисками вместо указанных преподавателей новых. Но положение спас Распорядительный комитет ИНО, ведавший делами студентов и состоявший из них. Он вступился за людей, «не внушающих политического доверия», и направил в губком свое мнение: «Препода­ватели Псковского ИНО Владимир Алексеевич Никольский и Михаил Евстафьевич Гроздов по единогласным отзывам всех студентов ИНО являются в высшей степени увлекательными лекторами и добросове­стными научными работниками, в лекциях которых, проводимых в духе взглядов и понятий современности, не было ничего реакционного», что «названные лекторы …являются еще и незаменимыми в деле опытно­сти, что заменить их ввиду отсутствия подходящих работников не представляется возможным и их кафедры останутся незамещенными». В конечном итоге в ИНО было получено сообщение, что «возражений к оставлению на занимаемых должностях в ИНО тт. Никольского и Гроздова со стороны губкома не имеется»,
А вот другая инициатива В. К Гринкевича в подборе кандидатуры преподавателя имела иной исход. В конце октября 1922 г. он решил пригласить на должность преподавателя истории и педагогики бывшего директора Псковской мужской гимназии А. В. Готалова, против кандидатуры которого резко выступило Правление губернского Союза работников просвещения. Оно выразило «крайнее свое удивление, как
могло поступить от ректора ИНО, давнишнего псковского работника школы, который не мог не знать такой реакционной личности, каким всегда был Готлиб — Готалов», и категорически отвело его кандидатуру.
Но в конечном итоге состав преподавателей ИНО, который постепенно сформировался, был очень квалифицированным: большин­ство профессоров и преподавателей имели университетское образова­ние, почти все приобрели опыт педагогической деятельности в дореволюционных учебных заведениях, владели иностранными язы­кам. Некоторые из них работали в Псковском учительском институте и учительской семинарии. Таковым был, например, декан естественно-географического факультета Н. А. Эрн, а декан физико-математичес­кого факультета А. М. Агеев пришел в ИНО из вечерней школы. В ИНО работали несколько профессоров: почвовед Н. П. Кузнецова, словес­ник И. В. Малышев, филолог Н. А. Петров, а также В. П. Введенский, Л. Л. Беке, П. С. Вознесенский, Д. И. Воскресенский, В. А. Рехенмахер и др. Из преподавателей можно назвать А. В. Пирожкова, А. И. Дзенс-Литовского, А. К. Островского, М. А. Эрн, В. Г. Воано. Наиболее квалифицированными силами обеспечивались физико-математический и естественно-научный циклы. Перед студентами выступали с лекциями ученые, приглашенные из Петрограда: Фихтенгольц, Перельман, Гревс, Лавровский. «В настоящее время, — писал в 1922 г. В. К. Гринкевич, — многочисленный состав (свыше 50 человек) научных работников ИНО являет собою педагогически сильную и научно-работоспособную корпорацию, сплоченную и объединенную заданиями и идеалами высшего педагогического учебного заведения, стоящего на страже культурно-просветительного строительства в нашем крае».
И все же преподавателей по многим дисциплинам не хватало, и для чтения курсов общественно-политического цикла привлекались неред­ко ответственные работники Псковского губкома РКП(б), губернской совпартшколы, другие обеспечивались приезжими профессорами В начале 1923 г. в ИНО стал работать высланный в Псков за принадлеж­ность к меньшевистской партии видный русский историк Н. А. Рожков.
В конце 1921 г. в ИНО имелись хорошо оборудованные лабора­тории, обеспеченный необходимыми приборами физический кабинет, хуже был оборудован биологический кабинет. Осенью 1-921 г. прора­батывалась возможность передачи ИНО бывшего здания епархиально­го училища, где предполагалось разместить рабфак, внешкольное отделение, общежитие наЗОО-400 человек и столовую, которая могла обслуживать до 800 человек. Студенты факультета естествознания
проходили практику в опытной школе и в совхозе «Елизарово», где для этой цели было выделено 50 дес. земли. Учитывая, что основную часть студентов ИНО составляли дети крестьян, важность этого трудно переоценить. В распоряжении ИНО оставался саД бывшей учительской семинарии, а в 1919 г. в пользование его был передан и Ботанический сад.
Главным в деле подготовки кадров в ИНО являлась практическая направленность обучения, что выразилось и в новом названии инсти­тута: в 1922 г. онстал называтьсяГ1рактическим Институтом народного образования (ПИНО). Уже с 1921 г. велась подготовка к открытию рафбака, но первый прием был осуществлен лишь в сентябре 1922 г. Ввиду слабой общеобразовательной подготовки его слушателей поми­мо основной группы была сформирована подготовительная. Из 105 подавших заявления на рабфак испытания смогли выдержать лишь 57, а в течение учебного года число слушателей существенно сократилось; в июле 1923 г. переводным испытаниям подверглись лишь 32 чел., из которых на следующий курс были переведены только 18, остальным назначались Повторные испытания на осень. Решено было в 1923 г. производить прием на рабфак по упрощенной программе.
В 1923 г. Институт народного образования сделал первый выпуск: окончившие полный курс 42 человека были направлены в распоряже­ние органов народного образования, откуда получили назначения в школы I и II ступени Пскова. В конце 1922/23 учебного года в ИНО обучалось 292 студента.
ИНО являлся не только учебным заведением, но и важнейшим центром научно-просветительской и культурной жизни Пскова. 14 ноября 1920 г. здесь состоялось организационное собрание естествен­но-научного кружка, ставшего вскоре отделением Петроградского общества любителей мироведения. Председателем его стал А. И. Дзенс-Литовский. 15 января 1921 г. в ИНО было положено начало физико-математическому обществу, преподавателям института принадлежала главная роль в организации и последующей деятельности Псковского общества краеведения. Организационное собрание его состоялось 5 января 1922 г., а председателем общества стал В. К. Гринкевич.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • На пристани «Псков» предлагают установить мемориальную доску
  • Ольгинской часовне в Пскове исполнилось 15 лет
  • События февраля 1917 года в Пскове
  • Первая Отечественная война
  • Интересное