Поиск по сайту

Очерки социально-культурной жизни

Дело, однако, оказалось более сложным, чем представлялось вначале, и оборудование Дома рыбака затянулось на несколько месяцев. «На оборудование Дома рыбака областной рыбсекцией отпущены средства. К Октябрьской годовщине Дом рыбака будет открыт», — сообщала газета 27 сентября 1925 Г., аеще через полмесяца, 14 октября, она писала: «Оборудование дома рыбака приближается к концу. Из спорного помещения выселены все кйартиранты. Начался сплошной ремонт здания». Но завершить ремонт к очередной годовщи­не OKf ября не успели, поэтому сроки открытия дома отодвинулись на конец года. Наконец, 13 декабря 1925 г. он открылся. Газета «Псковский иабат» по этому поводу опубликовала обстоятельную заметку «Праздник рыбаков»:
«Псковский рыбак во время приезда в Псков, останавливающийся в частных чайных или пивнушках, 13 декабря получил свой рыбацкий дом, Заново отремонтированная чайная, столовая, хорошо меблирован­ные комнаты, библиотечка, красный уголок и т.п.
Приехав с озера, рыбак найдет в своем доме все удобства: приют, стол, отдых. В этом же доме помещается рыбацкая секция, куда
кооперированный рыбак предпочтет сдавать свою рыбу, имеется уголок безбожника. Никола Чудотворец, якобы разбросавший весной на озере рыбацкие ладьи, перестал уже быть страшилищем… Дом рыбака еще больше укрепит растущий кооперативный рыбацкий союз. В ближайшем будущем будем добиваться иметь также культурные дома и на рыбацких промыслах.
На праздник открытия прибыло много представителей низовой рыбацкой кооперации, представителей губисполкома. Праздник закончился обедом для всех прибывающих гостей».
Почти через год, в октябре 1926 г., газета вновь писала о Доме рыбака, подводя некоторые итоги его существования:
?Около года открыт в рыбных рядах этот дом, но уже завоевал среди приезжих рыбаков симпатию, авторитет его растет. Приехавший с озера рыбак не идет теперь в чайнуху или пивную. Он находит прием и уют в своем доме. За стаканом чая он слушает чтение газеты, беседу. Ежемесячно выходит своя стенгазета «рыбацкая», участвуют в ней не только псковские рыбаки, но и присылают материалы с мест, с побережья озера. Ночлег рассчитан на 55 человек. В осеннее и зимнее время Дом рыбака всегда переполнен. Ежевечерне в имеющемся красном уголке проводятся различные занятия. Недавно дом капиталь­но отремонтирован. Теперь в ночлежных комнатах, рассчитанных на 2-3 человека, абсолютная чистота и убранство. Через пару недель будет закончено оборудование постоялого двора для лошадей. Время от времени Дом рыбака расширяется и укрепляет свой авторитет среди рыбаков».
Масштаб деятельности Дома рыбака по сравнению с Домом крестьянина был меньшим, что было следствием преобладания в губернии крестьянского населения, но выполняли они аналогичные друг другу функции. Все постройки в рыбных рядах, в том числе и Дом рыбака, были до основания разрушены в годы Великой Отечественной войны, и теперь на этом месте растут деревья.
Ночлежные дома
В 1920-х гг. в Пскове появились и специальные учреждения Для лиц, вообще ие имевших приюта, т. е. бездомных. Впервые вопрос об организации в городе ночлежного дома был поднят губздравотделом в 1923 г., но 17 февраля губисполком постановил его «временно отложить». Спустя два года, 27 июня 1925 г., губисполком поручил ГОМХу приступить к организации такового. Через несколько дней
вопрос был положительно решен городскими властями: ночлежный дом предполагалось оборудовать на 20 кроватей. Но только в сентябре того же года коммунальный отдел сумел подыскать для него помещение, в котором началось проведение срочного ремонта и оборудование двух отделений — мужского и женского, в общей сложности рассчитанных на 40 коек. Оборудование дома было закончено в середине ноября, оказалось возможным разместить в нем лишь 36 кроватей: 22 для мужчин и 14 для женщин. Плата за ночлег устанавливалась в размере 5 коп за сутки, а проживать могли в нем бездомные не более 7 суток. В конце 1925 г. «ночлежка» приняла первых пациентов.
Она была в городе не единственным учреждением подобного рода. 8 марта того же 1925 г. в Пскове было открыто общежитие для беспризорных матерей, которому присвоили имя Клары Цеткин. «Цель учреждения, — писала газета «Псковский набат», — дать приют матерям-одиночкам, коим некуда деться после выхода из Дома матери и ребенка или которые не могут в него определиться, т. к. имеют на руках ребенка более старшего возраста». (Дом матери и ребенка, находившийся в ведении губздравотдела, существовал в Пскове с 1920 г. и имел всего 30 коек. Не случайно поэтому, что он был постоянно перегружен: в марте 1925 г., например, в нем помещались 44 ребенка с матерями. Женщины находились в нем максимально четыре месяца — два месяца до родов и два — после. — Авт.)
В организации общежития для беспризорных матерей приняли участие многие учреждения города; отдел местного хозяйства предо­ставил помещение, отремонтировал его, передал кое-что из мебели, часть средств выделил губздравотдел. На первое время общежитие имело всего 10 кроватей, материнскую и детскую комнаты, кухню. Одинокие матери получали здесь белье, пищу, одежду, дети ежедневно осматривались медсестрой, которая по вечерам проводила с женщина­ми беседы. Срок пребывания матери в общежитии устанавливался на четыре месяца, в течение которых им подыскивали соответствующую работу, а пока они занимались починкой белья и пошивом его для детских домов. Поднимался даже вопрос об организации при общежи­тии починочной или швейной мастерской, который получил разреше­ние в июле 1926 г. Тогда общежитие было расширено до 20 мест, и при нем оборудованы пошивочная и вязальная мастерские.
В середине 1920-х гг. трудно было предположить, что к органи­зации ночлежных домов придется прибегать повторно — в конце XX в. Между тем жизнь повернулась так, что сегодня в Пскове вновь появились «ночлежки».
источники
ГАПО. Ф. 590, оп. 1, д. 977, л. 190; д. 1330, л. 227; д. 1506, л. 39; д. 449, л. 19,42,48,58,61,145; д. 1372, л. 94-95; д. 451, л. 108, 5; д. 716, л. 77, 194.
Ф. 324, оп 1, д. 404, л. 66, 67, 115; д. 442, л. 16, 75-76; д. 424, л. 92, 328.
ГАНИПО. Ф. 3, оп. 1, д. 55, л. 2, 4; д. 212, л. 3, 6, 8; д. 462, л. 13-15, 18-19.
Псковский набат. 1920. 26 марта, 15 мая, 17 октября, 13 ноября, 8 октября, 17 октября, 13 ноября.
1925.  13 января, 8 июля.
1926. 20 февраля, 1 мая, 16 июля, 22 октября. 1927.18 октября.
«Мелочи» культуры и быта
Эсперанто
Сколько существует человечество, разделенное национальными особенностями и языковыми барьерами, столько же делались попытки найти средства межнационального общения. И вот в конце XIX в., казалось, оно найдено: созданный варшавским врачом Л. Зоменгофом искусственный язык, получивший название от псевдонима его изобре­тателя эсперанто (Esperanto — надеющийся), стал самым распростра­ненным вспомогательным средством международного общения. Эспе­ранто, используя корни ряда европейских языков, с помощью несколь­ких десятков аффиксов создает обозначение понятий из различных сфер действительности. Вскоре возникла всеобщая эсперантистская организация, в рамках которой с 1905 г. ежегодно проводились международные конгрессы, а на местах в различных странах создаются многочисленные кружки, организации и общества. Одно из них незадолго до Первой мировой войны образовалось в Пскове, но в период революционных потрясений и последовавшей за ними германской оккупацией города прекратило существование.
В то время надежды на скорое свершение «мировой революции», создание «светлого царства социализма» в мировом масштабе как нельзя кстати повышали значимость международного языка. Вспом­ним, как сокрушался Василий Иванович Чапаев в известном фильме, что не сможет командовать вооруженными силами в мировом масштабе, ибо «языков не знает». А шолоховский Макар Нагульнов, денно и нощно бредивший «мировой революцией», хотя на дворе был уже 1930 год и надежды на иее все больше таяли, взялся в интересах «мирового пролетариата» за изучение «англицкого языка». Так или иначе, но революционное бурное время, манившее своей романтикой прежде всего молодежь, способствовало росту интереса к эсперанто. Прекратившие йвое существование организации и кружки стали возрождаться.
12 января 1919 г. в помещении 2-го Высшего начального училища Пскова (ул. Успенская, 22) состоялось организационное собрание Псковского общества эсперантистов. Оио внесло изменения в Устав общества, избрало и комитет в составе Ширшиова, Ольмана, Игнатьева, Молоткова и Калинина, а также агитационно-пропагандистскую комис­сию (Погребов, Ольман и Игнатьев), призванную «распространять идеи эсперантистов и язык эсперанто — единый для трудящихся всех стран и частей света».
Но по-настоящему возобновить деятельность общество тогда не смогло: помешала начавшаяся вскоре белогвардейская оккупация города, а затем нашлись «более важные» дела, связанные с восстанов­лением хозяйственной культурной жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В псковской городской думе подвели итоги благоустройства города
  • В Пскове был выбран ученик года 2018
  • В Пскове прошел фестиваль экстремального бега
  • В Пскове подошел к концу ремонт четырех дворов
  • Интересное