Очерки социально-культурной жизни
Попытки открыть отделение на Завеличье не удались, но 19 нрября 1928 г. оно было оборудовано в одном из помещений на Базарной площади (ул. Советская, 4). В это же время функционировали ряд районных Домов крестьянина — в Порхове, Новоржеве, Опочке, Острове и Пушкинских Горах. По-прежнему на достаточном уровне находилась культурно-просветительная деятельность: за 1927/28 г. в Доме были проведены 291 лекция и беседа с охватом 17989 человек, 31 экскурсия с участием 612 человек (на фабрики и заводы, в Дом Красной Армии, Дом санитарного просвещения и др.), 6 тыс. человек было охвачено радиопередачами, через библиотеку, насчитывающую теперь 1996 книг, прошло 15200 человек; для читателей было выписано 44 экз. газет и журналов, а продано книг иа 68 руб. 35 коп.
Период со времени открытия Дома крестьянина в 1925 г. и до конца 1920-х гг. в его деятельности был наиболее плодотворным, когда он на деле стал выполнять задачу ие только предоставления приюта крестьянам (ходокам и рыночникам), но и «содействия обслуживанию нужд крестьянского хозяйства в области агрономической, правовой и культурной путем живой связи и непосредственного общенияторода с деревней». С 1930 г., когда Псков перестал быть окружным городом, а остался лишь районным центром и городом областного подчинения, внимание местных властей к Дому крестьянина несколько снизилось. Однако созданная к тому времени материальная база позволяла Дому продолжать выполнение своих функции. К тому же, оставаясь в своей основе прежней, база Дома крестьянина даже несколько расширилась. К1935 г. в общежитии имелось уже 175 коек, заезжий двор мог принять до 200 лошадей, в двух конюшнях было оборудовано 88 стойл. Дом располагал двумя камерами хранения, вновь были оборудованы комната матери и ребенка, прачечная, ледник, дежурная будка. В 1935 г. было капитально отремонтировано главное здание по ул. К. Маркса, 20; ставилась даже задача полной перепланировки и реконструкции всего Дома, расширения общежития до 250 коек (для этого требовалось около 30 тыс. руб.). В том же году при Доме было организовано собственное подсобное хозяйство с земельным участком 8,35 га. Участок был засажен картофелем и овощами, отчасти засеян викой и отведен под сенокос. В подсобном хозяйстве имелись лошадь, корова, 2 теленка, 4 овцы и 6 свиней. Продукты от этого хозяйства поступали в столовую и буфет, которые наряду е платой за общежитие являлись важнейшим источником доходов Дома. По-прежнему Дом крестьянина испытывал нехватку постельного белья, для приобретения которого в соответствий с требуемыми нормами недоставало средств.
Но тем не менее за первое полугодие 1935 г. в общежитии его останавливались 17828 человек (11153 колхозника, 4820 единоличников, 1855 командированных), а за весь 1935 г. — 35350 чел.
В июне 1935 г. горкомхоз передал Дому крестьянина еще один земельный участок площадью 3,85 га, непосредственно прилегающий к заезжему двору. Вместе с землей передавался и расположенный на участке одноэтажный плитяиой дом, одна половина которого являлась жилой, в другой размещалась кузница. Участок этот решено было использовать для расширения сада и огорода, а строение — чрезвычайно ветхое — после капитального ремонта переоборудовать под санпропускник, настоятельная необходимость в котором давно уже признавалась горздравотделом. Осенью 1935 г. была проведена вспашка всего участка, ремонт же здания не начался из-за отсутствия средств. Он был включен в смету на 1936 г. Но неожиданно все замыслы рухнули’ в январе 1936 г. горкомхоз изъял участок вместе с постройкой из ведения Дома крестьянина и передал его заводу «Выдвиженец» для использования под гаражи.
Несмотря на этот инцидент, а также ряд других неудобств, материальная база Дома крестьянина, бытовая сторона его деятельности оставались все же на достаточном уровне, позволявшем принимать и обслуживать посетителей. Культурно-просветительная же работа в Доме постепенно слабела, масштабы ее сузились, мероприятий проводилось все меньше, хотя условия для этого не ухудшились: имелись зал массовой работы, кинопередвижка, красный уголок; библиотека выписывала 10 наименований газет и 7 наименований журналов (как центральных, так и местных); сельскохозяйственный музей получил дополнительные экспонаты с окружной выставки и после ремонта здания был перенесен в новое помещение, имелись фортепиано и гармонь. При всем этом в 1935 г. было проведено всего 45 бесед и лекций, драмкружок поставил 8 спектаклей, а консультациями было обслужено за 49 дежурств только 104 человека. Отчасти это объяснялось повышением грамотности сельского населения, созданием в деревне развернутой сети клубов, изб-читален, все более широким охватом подпиской на газеты и журналы, что снижало потребность в получении подобных услуг в Доме крестьянина. К тому же персонал Дома все больше отвлекался для выполнения других заданий, хотя в тех условиях и нужных, но непосредственно с обслуживанием посетителей не связанных. В 1935 г., например, работники Дома по заданию местных органов совершили 12 выездов в колхозы и 8 выездов в единоличные деревни для проверки готовности к весеннему севу и
два выезда по организации заготовок. У Дома крестьянина был,и свой подшефный колхоз — «Большая Погорелка» Тупицкого сельсовета, которому он оказывал помощь в проведении сева и уборки, приобрел для него жатку, там же сотрудники вели работу по распространению займа. Подшефный колхоз постепенно становился и основным объектом культурно-просветительной деятельности, потеснив ее непосредственно в стенах Дома крестьянина.
Постепенно Псковский Дом крестьянина наряду с районными превратились в обычные гостиницы, деятельность их стала сводиться лишь к бытовому устройству приезжающих. Уже поменялись на них и вывески, а в просторечии люди еще долго называли их Домами крестьянина (или Домами колхозника). Нередко так называют до сих пор гостиницу «Колос» в Пскове, построенную в 1960-х гг. и расположенную поблизости от бывшего Дома крестьянина, хотя никакого отношения к нему не имевшую. Само же здание дома на ул. К. Маркса, 20, сохранилось. Нижний этаж его занимают торговые помещения, верхний является жилым.
Дом рыбака
Почти, одновременно с открытием Дома крестьянина появилась идея организации еще одного специализированного Дома, но уже для другой категории населения — рыбаков, в чем особенно было заинтересовано население побережья Псковско-Чудского водоема и островов, издавна занимавшееся рыбным промыслом и торговавшее рыбой в Пскове. Предстояло не только найти для организации такого Дома средства, но и оборудовать его так, чтобы он соответствовал специфике рыбацкого промысла: рыбакам необходимо было получить не просто ночлег, но и разместить лодки и баркасы, обеспечить хранение рыбы, максимально приблизить Дом к воде, куда можно было причаливать, и т.п. Наиболее удобным местом для оборудования Дома рыбака были признаны «Рыбники», или «Рыбные ряды», расположенные прямо у берега реки Псковы, у крутого Кремлевского холма.
Рыбная торговля велась на этом месте издавна, о чем свидетельства содержались в Писцовых книгах XVI в., а в дореволюционное время здесь было возведено множество каменных построек. Именно на это место обратил внимание Ленинградский союз рыбаков, выступивший инициатором создания специализированного Дома и направивший в декабре 1924 г. ходатайство в Псковский губком РКП(б). Последний сразу же направил письмо в губисполком. «Приезжая в Псков из
Псковского и Гдовского уездов члены кооперативов, рыбацких артелей, а равно и рыбаки с семьями и рыбой, за покупкой товаров в частых случаях не имеют помещений для ночлега, где бы могли по своим средствам остановиться И провести свободное время, — говорилось в нем. — Желая прийти рыбацкому населению на помощь, Псковское отделение Ленинградского губрыбтреста с согласия своего Правления предполагает открыть Дом рыбака в районе рыбных рядов, в котором бы можно устроить ночлег, чайную с горячей пищей и читальню. За все удобства взимать лишь ту сумму, которая покрывала бы расходы на содержание Дома, называемого «Красный Дом рыбака». Это помещение, сообразующееся с удобством для рыбаков, предполагается открыть в доме № 14 рыбных рядов, в котором и ранее помещалось чайное заведение и номера для приезжающих, а теперь частная чайная дома находится в распоряжении отдела местного хозяйства…» Губком РКП(б) предполагал, что дом, принадлежавший ОМХу, последний будет сдавать в аренду, и предупреждал о недопустимости аренды его частными лицами.
Псковский губисполком 29 декабря 1924 г. санкционировал открытие «Красного Дома рыбака», что явилось началом работы по его организации. В 1925 г. газета «Псковский набат» сообщила, что «20 августа рыбацкая секция подписала с ГОМХ договор на аренду дома для рыбаков. В начале сентября он будет открыт».
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40