Поиск по сайту

Очерки социально-культурной жизни

Курс Рабоче-крестьянского университета предположительно был рассчитан на 5-6 месяцев, но не исключался «для скорейшего выпуска работников» и вариант трехмесячного курса. Было также очевидным, что среди слушателей университета окажутся полностью неграмотные, для чего предусматривалась организация подготовительного отделе­ния. Продолжительность общего теоретического курса для всех слушателей определялась в 2,5 месяца, в течение которых слушатели изучали всеобщую историю, историю культуры, основы физики, геологии и др. После этого они распределялись по двум отделениям -партийному и советскому, где занятия проводились в объеме 160часов. Партийное отделение в свою очередь подразделялось на шесть секций: агитации и пропаганды, печати, организационную, по работе в деревне, среди женщин и молодежи. На советском отделении вводилось шесть циклов: политический, четыре экономических, и шестой — народного просвещения, здравоохранения и социального обеспечения. Занятия в секциях и циклах включали не только теоретическую подготовку, но и практические занятия в соответствующих учреждениях.
На совещании 23 августа 1920 г. было высказано, правда, сомнение в целесообразности создания ряда небольших секций (например, печати, по работе в деревне и др.) и предложено укрупнить их. Главный же вывод, который сделало совещание: 1 октября открыть Рабоче-крестьянский университет невозможно, т.к. осталось много нерешен­ных вопросов, вследствие чего срок открытия целесообразно перенести на 7 ноября. Для этого вывода имелись довольно веские причины, т.к. на поверку вышло, что вопросы, казавшиеся уже решенными, на практике были еще далеки от этого: «в библиотеке губкома есть серьезные сочинения, но мало популярных», «лучше подыскать другое помещение, т.к. в архиерейском доме возможно лишь общежитие, и то помещений не хватает — нужны столовая, библиотека-читальня, комната для занятий», «для всех секций места не хватает» и др. Поэтому решено было «поговорить о предоставлении нижнего этажа помещения «Красной звезды» под университет. Добавлялся ж такой аргумент, что «Псковская губерния главным образом аграрная, поэтому время
открытия должно быть удобно для крестьян»: лучше не 1 октября, а 7 ноября, время занятий — 6 месяцев, до апреля».
Совещание назначило срок открытия Рабоче-крестьянского универ­ситета 7 ноября, предложив комиссии до 10 сентября разработать учебный план и окончательно определить продолжительность обуче­ния. 8 сентября 1920 г. Совет просвещения принял разработанные Устав и Программу университета.
Но идея Рабоче-крестьянского университета, так усиленно разра­батываемая и казавшаяся близкой к осуществлению, все же не стала реальностью. Вместо предполагаемого университета в октябре 1920 г в помещениях бывшего Печерского подворья была открыта губернская советско-партийная школа I ступени с шестинедельным сроком обуче­ния и отделениями партийной и советской работы. Совпартшкола вобрала в себя многие идеи несостоявшегося Рабоче-крестьянского университета: общий теоретический курс, отделения, секции, практи­ческие занятия и др. Идея Псковского университета, хотя на этот раз и далекого от классического типа, в очередной раз осталась лишь пожеланием.
Идея же «нормального» университета в определенной степени была реализована открытием в конце 1919 — начале 1920 гг. в Псковской губернии трех высших учебных заведений: Землеустроительного института и Института народного образования в Пскове и сельскохозяйственного института в Волышове Порховского уезда 23 марта 1920 г. к тому же Псковский губисполком обсуждал вопрос о переводе в Псковскую губернию из Петрограда Института дошкольного образования и принял решение: «Перевод считать крайне необходи­мым. Для размещения его предоставить одно из имений не дальше 10 верст от Пскова». Перевод этот, однако, не состоялся, а вот созданные институты начали действовать.
В октябре 1919г. путем слияния двух дореволюционных педагоги­ческих учебных заведений — мужской учительской семинарии и учительского института — было образовано высшее учебное заведение в Пскове: Институт народного образования. Вследствие затянувшейся реорганизации занятия в ИНО начались только 10 ноября. В после­дующем учебный год начинался в сентябре. Разместился институт в бывшем здании учительской семинарии на ул. Покровской, срок обучения устанавливался в 4 года. Первыми его студентами стали как бывшие учащиеся прежних учебных заведений, так и вновь принятые. Последние подвергались предварительным испытаниям («коллоквиу­му»), для них устанавливался возрастной ценз не моложе 16 лет. ИНО,
таким образом, явился преемником двух дореволюционных педагоги­ческих учебных заведений.
Выступая на торжественном собрании в октябре 1920 г., посвящен­ном годовщине института, член его Президиума И. В. Малышев, подчеркнув, что ИНО вырос «из корней учительской семинарии и учительского института», сказал, что «Октябрьская революция возро­дила учительскую семинарию к новой жизни — уже в лице ИНО, рабоче-крестьянской школы, перед которой открыты все пути».
Два открытых в ИНО отделения готовили учителей соответствен­но для школ I и II ступени. Поступающие на первое отделение должны были иметь образование в объеме школы I ступени, на второе — в объеме школы II ступени. Имеющие практический опыт педагогической работы при поступлении пользовались льготами. Учителя для школ II ступени готовились по четырем циклам наук: физико-математическому, естест­венно-историческому, литературно-художественному и социально-историческому. Первые три года обучения посвящались преимуще­ственно теоретической подготовке, а четвертый — практической школьной работе. Поскольку не все поступавшие могли выдержать вступительные экзамены (и таких, видимо, было не так уж мало), то с 1920 г. для них создавались при институте специальные подгото­вительные группы. В том же году пришлось пойти на уступку: на отделение подготовки учителей школ I ступени был снижен образова­тельный ценз. Теперь принимались лица, даже не имевшие образования в объеме I ступени. Материально необеспеченные студенты института и подготовительных групп обеспечивались стипендией в размере прожиточного минимума (в 1920г. -в размере 1800руб.); иногородние — общежитием и питанием в столовой. Все студенты обеспечивались продовольствием по первой категории. Обучение в ИНО было бесплат­ным.
Управление делами института с момента его организации строилось на коллегиальной основе: должности директора не существовало, во главе ИНО стоял избранный в октябре 1919 г. Президиум временного характера из 5 человек. В ноябре, когда в институте начались занятия, избирается постоянный Президиум в составе: Д. И. Воскресейский -председатель, В. К. Гринкевич и Н. А. Эрн — заведующие отделениями, А. В. Пирожков — зав. студенческими делами,. М. М. Иванова -секретарь.
«Бывшее здание учительской семинарии на Покровской — 6, где сейчас помещается главный корпус ИНО, было разграблено и разру­шено как стоянками войск, так и схватками между красными и белыми,
происходившими в самом здании, — писал впоследствии В. К. Гринке-вич. — Не на высоте своего положения был и технический персонал, которому бы следовало оберегать имущество института и семинарии. Необходимо отметить и тот печальный факт, что во время немецкой оккупации педагоги бывшей учительской семинарии были вынуждены в виду крайне тяжелого своего материального положения (по разре­шению Совета) пустить в продажу некоторые предметы хозяйственного обихода семинарии. Наконец, не подлежит сомнению и участие учащихся, живших в Общежитиях бывшей семинарии, в расхищении ее имущества». Поэтому наладить учебный процесс в разоренном здании было нелегко.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В псковской городской думе подвели итоги благоустройства города
  • В Пскове был выбран ученик года 2018
  • В Пскове прошел фестиваль экстремального бега
  • В Пскове подошел к концу ремонт четырех дворов
  • Интересное