Поиск по сайту

Очерки социально-культурной жизни

Крестьяне очень скоро убедились в полезности и удобстве Дома. «По земельным делам мы приехали в Псков и задержались на три дня… Куда деваться деревенскому мужику? Где и как провести время без знакомых? Нас приютил Псковский Дом крестьянина. Мы были как в гостях. За приют, за доброту и чистоту, порядок и хорошее отношение мы приносим крестьянское спасибо», — писали крестьяне Смирновы из деревни Горкухино. В течение всего дня работала крестьянская приемная, где посетители могли получить как устную, так и письмен­ную справку или консультацию юриста, врача, сотрудника финотдела и др. Нередко устраивались вечера вопросов и ответов. Все справки, советы и разъяснения давались бесплатно. Почти ежедневно по вечерам проводились лекции и беседы специалистов по различным вопросам, сопровождавшиеся показом иллюстраций и плакатов, с использо­ванием «волшебного фонаря». Здесь же можно было выписать или приобрести газету или книгу. Губполитпросвет выделял Дому крестья­нина несколько бесплатных билетов в кинотеатры города. В библио­теке и аудитории, рассчитанной на 400 мест, был оборудован
небольшой сельскохозяйственный музей с отделами полеводства, луговодства, животноводства, льноводства, садового и огородного хозяйства, борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений и др. Экскурсии по музею проводили агрономы.
14 октября 1926 г., когда в основном завершился сельскохозяй­ственный год, торжественно отмечалась первая годовщина существова­ния Дома крестьянина. На празднование были приглашены по два представителя от каждого уездного Дома, крестьянские активисты, рабочие псковских предприятий, красноармейцы, сельские учителя, врачи, ленинградские шефы. Состоялось торжественное заседание с докладом директора Дома Н. В. Белова, приветствиями и поздравле­ниями от организаций, гости побывали на сельскохозяйственной выставке в совхозе «Кресты», совершили экскурсию в совхоз «Стре-мутка», а «вечером, когда было окончено деловое торжество, загудел баян, гармоника. Ноги молодых пустились в пляс».
Но первый год деятельности Дома крестьянина наряду с несомненны­ми достижениями выявил и множество недостатков, прежде всего материального характера. При большом наплыве посетителей зачастую не хватало коек и матрасов, приходилось спать на полу и соломенных матах. Об этом писали сами посетители. «В Доме всего 25 коек. На уезд приходится всего 2. Этого мало. Многим приходится спать «кульком» на полу», — свидетельствовал один из крестьян. «Спали мы хорошо. Тепло. Койки убраны чисто. Но плохо, что многим приходится спать на полу, — добавлял другой. — Дом крестьянина необходимо оборудо­вать примерно на 100 коек». Перегруженность объяснялась не только недостатком помещений и коек, но и тем, что под видом крестьян в Доме останавливалось немало посторонних. Из-за нехватки постельного белья, несмотря на наличие специальной дезинфекционной камеры, бывали случаи заноса вшей. В столовой билось немало посуды, случались кражи мисок и ножей (в 1926 г., например, на сумму более 600 руб.), денег и вещей клиентов.
1 ????????? ???????????? ? ??????? 1927 ?., ?????????? ???????? ?????? ????????? ???? ??????????? ?. ?. ??????, ?????? ???????, ???????????? ?? ????????? ???????????? ???? ??????????. ?????? ???? ??????????? ???? ???????? ??? ?????? ????????????? ????? ??????. ???????? ??? ? ????????? ? 14 ?? ??. ?. ?????? ? ??????????? ??? ? 16 ???? ???????? ??? ???????? ????????, ? ??????????? ???????? ???? ? 18 ???? ??????????? ?????????????? ?????????, ? ? ??????????? ???????? ???? ? 18? ???????????? ???????? ??? ???????? ?????, ??????? ????? ? ????????????????????
музей. Вместе с указанными зданиями Дом крестьянина получил расположенные возле них три сарая, сад площадью более гектара (в нем имелось 20 яблонь, две груши, 4 вишневых дерева, 23 куста смородины и 37 кустов крыжовника), а также огород площадью 426 кв. м. Несмотря на то что переданные дома были различной степени сохранности (один из них был построен более 60 лет назад), материальная база Дома крестьянина существенно укрепилась. Тогда же началось строительство второй конюшни, крытой огнеупорной черепицей и рассчитанной на 35 хорошо оборудованных стойл. В надворных помещениях были размещены 15 свиней йоркширской породы. Таким образом, это был уже не просто Дом крестьянина, а своеобразный «крестьянский городок» с комплексом культурно-просветительских, правовых, хозяйственных и бытовых служб. Для сельскохозяйственного музея отвели четыре просторных комнаты, одна из которых предназначалась для демонстрации сельско­хозяйственных машин, а другие — для торговли сельскохозяйственной литературой. Читальня также разместилась в специальной комнате. Общежитие теперь располагало 65 кроватями, помимо которых были оборудованы нары на 35 человек, заезжий двор мог вместить до 150 лошадей с повозками, а в конюшне имелось 51 оборудованное стойло. Теперь вопрос об обеспечении крестьянских ходоков общежитием и заезжим двором можно было считать решенным в достаточной полноте, хотя поступали массовые ходатайства крестьян об открытии отделения Дома на Завеличье — специально для обслуживания приезжающих из Завеличенской и Палкинской волостей Псковского уезда и Халтурин­ской волости Островского уезда. Дом крестьянина учел эти просьбы и обратился в конце 1927 г. в горсовет с просьбой о предоставлении в его распоряжение дома № 3 по Рижской улице.
В целях создания наилучших условий прежде всего для крестьян, недопущения перегруженности и поддержания нормального санитар­ного состояния к пользованию общежитием и столовой Дома кресть­янина не допускались лица без документов, а для крестьян устанавли­валась льготная плата. Так, плата за ночлег на кровати устанавливалась для них в размере 20 коп. в сутки, на нарах 15 коп., в то время как с прочих посетителей — соответственно 50 и 30 коп. За устройство лошади на заезжем дворе взималось 10 коп. в сутки. Имевшиеся при Доме столовая и чайная отпускали завтраки, обеды, чай, табак, спички и пр. Так, обед из двух блюд обходился для крестьянина в 30 коп. (для прочих — 35 коп.), в то время как цена обеда в городских столовых достигала 45 коп. Кипяток отпускался бесплатно. Уже в первые Годы
существования Дома крестьянина услугами его воспользовались тыся­чи крестьян: в 1925/1926 г. здесь останавливались на ночлег 16823 человека (в том числе 15136 крестьян), а в 1926/1927 г. — 20710 человек (из них 18012 крестьян).
Для посетителей за 1926/1927 г. было проведено 223 лекции и беседы по самым различным темам, на которых присутствовало в общей сложности 16927 человек. Посещаемость сельскохозяйственного му­зея была также высокой — его посетили 22500 человек. С января 1927 г. при выставке сельскохозяйственных машин и орудий открылся книжный киоск, за год было продано книг и брошюр на 90 руб. 64 коп., принято 105 подписок на газеты и журналы. Чаще всего крестьяне покупали дешевую книгу — стоимостью по 10-15 коп. В библиотеке в 1926/1927 г. насчитывалось 1952 книги, в основном сельскохозяй­ственной литературы и беллетристики; за год через библиотеку-читальню прошли 23400 человек, было проведено 62 читки. В 1927 г Дом крестьянина приобрел радиоприемник, благодаря чему провел 125 радиоконцертов и бесед. В аудитории было продемонстрировано 67 киносеансов, поставлено 5 спектаклей, выпущено 6 стенгазет. Услу­гами стола справок воспользовались в 1925/26 г. 3562 человека, в 1926/27 г. — 6663, т.е. почти вдвое больше.
Псковский Дом крестьянина был в губернии не единственным К октябрю 1927 г. подобные учреждения, хотя и с меньшим размахом деятельности, существовали во всех 10 уездных центрах; кроме того, в Новосокольниках и Жижице были открыты волостные Дома кресть­янина. Губернский Дом являлся ведущим, выступая координатором их деятельности. 14-16 октября 1927 г. он созвал первое губернское совещание работников домов крестьянина, на котором обсуждались основные принципы и формы функционирования этих учреждений. ДоМа крестьянина, таким образом, становились одним из средств шефства города над деревней, «смычки» между ними.
В 1927 г. в связи с новым административно-территориальным делением губернский Дом крестьянина стал окружным, уездные -районными. Хотя территория Псковского округа была меньше площади прежней губернии, посещаемость Дома крестьянина даже выросла: в 1927/1928 г. в нем останавливались на Ночлег 25516 человек (в том числе 20522 крестьянина), а в первой половине 1928/1929 г. — 18038 человек (из иих 14702 крестьянина). Не снизило посещаемости и введенное с февраля 1929 г. повышение платы за услуги. Так, обед в столовой обходился для крестьянина теперь в 40 коп., а для прочих — 45 коп. В общежитии в 1928/1929 г. имелось уже 80 кроватей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В псковской городской думе подвели итоги благоустройства города
  • В Пскове был выбран ученик года 2018
  • В Пскове прошел фестиваль экстремального бега
  • В Пскове подошел к концу ремонт четырех дворов
  • Интересное