Поиск по сайту

Очерки социально-культурной жизни

Кино экспедиция прибыла в Псков в двадцатых числах сентября 1925 г. и почти сразу приступила к съемкам. Предстояло воспроизвести на экране борьбу подпольного комитета большевиков, рабочих органи­заций, бой комсомольцев с белыми и отступление последних из города и др , т.е. многие эпизоды периода «балаховщины». Все эти эпизоды разбивались, в свою очередь, на ряд мелких сцен: примерно по 80 отдельных Сцен в каждом эпизоде. В роли начальника белогвардейской контрразведки снимался артист Юрков, моряка-подпольщика -В. Соловцов, организатора комсомола — Гусев, работницы — органи­затора комсомола — Таут, подпольщиков — Яблоков и Л. Гудкин. В массовых съемках принимали участие красноармейцы и учащиеся Псковского театрально-драматического техникума; в отдельные дни было занято до 10 тыс. человек. Массовой, например, была сцена митинга на кожевенном заводе «Пролетарий», воспроизводившая момент распространения прокламаций. Съемки производились также в исторической части Пскова: в Кремле, Летнем саду, у Гремячей башни, на мосту через Великую, у Поганкиных палат и др.
«В картине «Дети бури» я играл роль Чижика, комсомольца-подпольщика, оставшегося в городе, оккупированном белыми, -вспоминал Л Гудкйн. — В Псков наша группа приехала осенью 1925 г. и сразу начала съемки. Однако помешала ненастная погода, и картина была доснята летом следующего года.
Все мы в ту пору были молоды, и лично мне, как и большинству моих товарищей, пришлось в Пскове пройти «боевое крещение» в кинематографе. Эрмлер выбрал Псков для натурных съемок не только из-за живописного расположения города, он хорошо знал его По своей работе в годы гражданской войны… Значительную помощь творческой группе оказывали местные организации, особенно комсомольская. К нам приходили многие псковичи — участники гражданской войны. Они уточняли события, участниками которых были сами, делились воспо­минаниями.
Не обошлось и <5ез курьезов. Так, по ходу Действия был заснят эпизод бегства комсомольца-подпольщика, выйозимого из оккупирован­ного города под видом покойника. Съемка была организована повеем
правилам, с соблюдением всех мелочей. По мосту через Великую двигалась от площади «похоронная процессия». Ничего не подозревав* шие крестьяне окрестных деревень, ехавшие на базар, останавливали лошадей, истово крестились. На половине моста крышка гроба поднялась и выскочил «покойник». Ошеломленные крестьяне долго не могли прийти в себя, хотя им и разъяснили, что снималась картина».
Работа над фильмом «Дети бури» — одним из первых на револю­ционную Тему, как и молодежную — закончилась почти через год — в августе 1926 г. Имелось намерение начать демонстрацию его в Пскове 26 августа, т. е. в день очередной годовщины освобождения города от белогвардейцев в 1919 г., отмечавшейся в 1920-е гг. в качестве официального праздника, но ряд обстоятельств этому помешали Фильм начал демонстрироваться лишь 10 сентября. Для этого было выбрано даже не Помещение одного из кинотеатров Пскова, которые были небольшими, а наиболее вместительный зал Народного дома (драмтеатр им. А. С. Пушкина).
«Псковичи с нетерпением ждали эту картину, — писал через день после начала демонстрации фильма один из зрителей — И не потому, что заранее были уверены в ее отличных качествах. Интерес к картине уже потому был велик, что снята она почти вся (5 частей из 6) в Пскове.
Надо думать, лучше всего чувствовала это позавчера касса кино Нардома. Билеты брали с боя. Картина, тем не менее, не оправдала надежды. Правда, Псков, его древности, река Великая, вокзал, гитдом — все это можно увидеть. Но только на фоне нашего города разыграна обыкновенная, шаблонная и поэтому довольно скучная историйка.
Тема — комсомольцы творят чудеса в тылу у белых (почему комсомольцы — потому ли, что в надписи сказано?). Красные умннки, балбесы белые. Смелость красных и никудышные белые: ни единого провала у красных, уДача во всем и т. д. Тема достаточно затасканная.
И все это разбавлено сладенькой киноводицей давно известных и надоевших кинотрюков. Интересная черта: вконце картины ее героев чуть не настигает участь многих сотен жертв террора белых. Но в ту минуту, когда офицер командует «Пли!», поспевает отряд партизан, белые (которых, кстати, гораздо больше) сдаются, офицер убит, герои спасены. Справедливость торжествует! Совсем «американский» конец! ТаМ, правда, свадебный, зде&> — неизбежный разгром беЛых. Скучно!»
Отзыв этот, озаглавленный «Буря… в стакане воды», хотя и является субъективным. Тем не менее верно подметил многие недостат­ки молодого советского кинематографа периода его становления, характерные Н для других фильмов. В значительной мере наивность
своего фильма признавал и сам Ф. Эрмлер. «Не часто вспоминаю я о своих первых картинах, но каждый раз со смущением, — писал он в 1957 г. — Первой поставленной мною (совместно с режиссером Иогансоном) полнометражной картиной была уже давно забытая всеми картина «Дети бури» (1925.) Примитивная, ученическая работа. Вот почему я вспоминаю о ней со смущением. Но в ней была сделана попытка рассказать о том, как возникали первые ячейки Коммунисти­ческого Союза молодежи, попытка рассказать о боевых делах первых комсомольцев. Мне и сейчас кажется, что в те далекие времена я коснулся живой, горячей темы. Вот почему я вспоминаю о своей первой картине со смущением, но не без удовольствия».
Фильм «Дети бури» явился первой художественной картиной, снимавшейся в Пскове. Но не последней. В то время, когда «Дети бури» только еще готовился к демонстрации на экранах Пскова, в город в конце августа 1926 г. прибыла экспедиция «Совкино» для съемок ряда сцен пьесы Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Были произведены съемки в помещении губернского исправдома, в Поганки-ных палатах, а финальная сцеиа — на фоне реки Великой. В ряде массовых сцен было занято до 500 красноармейцев и 200 заключенных исправдома. В фильме снимались артисты Сверчкова, Валеев и др., а режиссером был все тот же Ф. Эрмлер, впоследствии еще не раз избиравший Псков местом съемок своих фильмов.
В конце июля 1927 г. киноэкспедиция Во главе с Ф. Эрмлером вновь прибыла в Псков. На этот раз в городе предстояло снимать фильм «Парижский сапожник». Как и «Дети бури», он тоже касался молодеж­ной темы, но время действия было уже другим — мирные двадцатые годы, а в центре внимания оказались бытовые проблемы молодежи. «В этой комсомольской картине мы затрагиваем серьезную проблему -проблему пола, — сказал Ф. Эрмлер в интервью «Псковскому набату» по прибытии в Псков. — Нужда в этой картине уже давно назрела. Основной сюжет картины сводится к следующему.
Молодой парень, член ВЛКСМ, сошелся с беспартийной девушкой. В результате связи девушка забеременела. Под давлением своих друзей парень начинает требовать от своей сожительницы, чтобы она сделала аборт. Девущка отказывается: она хочет иметь ребенка. Приятели начинает пускать среди обывателей провинциального городка сплетни, будто бы девушка жила сразу с четырьмя парнями и от них прижила ребенка. На фоне этой фабулы показывается борьба между старым мещанским миром и здоровым комсомольским коллективом».
В Пскове предполагалось снять основную часть фильма — 75-80%, главные роли исполняли артисты, уже известные зрителям по картинам «Дети бури» и «Катька — бумажный ранет»: Бужинская, Чернов, Мясников, Соловцов, Гудкин, Никитин и др. Оператором фильма выступал Михайлов. Экспедиция намеревалась работать в Пскове в течение четырех-пяти недель.
Съемки начались 2 августа 1927 г. и производились в разных местах города — как на фоне псковской старины, так и в рабочих окраинах в Ботаническом саду, на Лапиной горке, Снятной горе, на территории Кремля — у обрыва, у Гремячей горы и Поганкиных палат, на Омском плацу, у «нижних решеток» — в месте слияния Великой и Псковы, на Запсковье, на заводе «Пролетарий» и в его рабочем городке на территории бывшего Ивановского монастыря и т.д В отдельные дни съемки начинались в 3 часа утра, а заканчивались, как правило, в 18-19 часов вечера. Массовыми были съемки спортивного праздника на Омском плацу (с участием 1,5-2 тыс. человек), народного гулянья у «нижних решеток», лодочного карнавала на р. Великой с участием до 50 лодок. В последнем случае построили даже вышку для прыжков в воду, а для большего эффекта решено было заснять лодочную переправу через Великую ночью, для чего пришлось из Ленинграда доставлять специальные прожекторы. Засняли также ряд сцен про­буждающегося города на фоне восходящего солнца, проезда по улицам пожарной команды, обеденного перерыва на заводе «Пролетарий» и др

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Ольгинской часовне в Пскове исполнилось 15 лет
  • События февраля 1917 года в Пскове
  • Первая Отечественная война
  • Псков губернский
  • Интересное