Очерки социально-культурной жизни
Кино экспедиция прибыла в Псков в двадцатых числах сентября 1925 г. и почти сразу приступила к съемкам. Предстояло воспроизвести на экране борьбу подпольного комитета большевиков, рабочих организаций, бой комсомольцев с белыми и отступление последних из города и др , т.е. многие эпизоды периода «балаховщины». Все эти эпизоды разбивались, в свою очередь, на ряд мелких сцен: примерно по 80 отдельных Сцен в каждом эпизоде. В роли начальника белогвардейской контрразведки снимался артист Юрков, моряка-подпольщика -В. Соловцов, организатора комсомола — Гусев, работницы — организатора комсомола — Таут, подпольщиков — Яблоков и Л. Гудкин. В массовых съемках принимали участие красноармейцы и учащиеся Псковского театрально-драматического техникума; в отдельные дни было занято до 10 тыс. человек. Массовой, например, была сцена митинга на кожевенном заводе «Пролетарий», воспроизводившая момент распространения прокламаций. Съемки производились также в исторической части Пскова: в Кремле, Летнем саду, у Гремячей башни, на мосту через Великую, у Поганкиных палат и др.
«В картине «Дети бури» я играл роль Чижика, комсомольца-подпольщика, оставшегося в городе, оккупированном белыми, -вспоминал Л Гудкйн. — В Псков наша группа приехала осенью 1925 г. и сразу начала съемки. Однако помешала ненастная погода, и картина была доснята летом следующего года.
Все мы в ту пору были молоды, и лично мне, как и большинству моих товарищей, пришлось в Пскове пройти «боевое крещение» в кинематографе. Эрмлер выбрал Псков для натурных съемок не только из-за живописного расположения города, он хорошо знал его По своей работе в годы гражданской войны… Значительную помощь творческой группе оказывали местные организации, особенно комсомольская. К нам приходили многие псковичи — участники гражданской войны. Они уточняли события, участниками которых были сами, делились воспоминаниями.
Не обошлось и <5ез курьезов. Так, по ходу Действия был заснят эпизод бегства комсомольца-подпольщика, выйозимого из оккупированного города под видом покойника. Съемка была организована повеем
правилам, с соблюдением всех мелочей. По мосту через Великую двигалась от площади «похоронная процессия». Ничего не подозревав* шие крестьяне окрестных деревень, ехавшие на базар, останавливали лошадей, истово крестились. На половине моста крышка гроба поднялась и выскочил «покойник». Ошеломленные крестьяне долго не могли прийти в себя, хотя им и разъяснили, что снималась картина».
Работа над фильмом «Дети бури» — одним из первых на революционную Тему, как и молодежную — закончилась почти через год — в августе 1926 г. Имелось намерение начать демонстрацию его в Пскове 26 августа, т. е. в день очередной годовщины освобождения города от белогвардейцев в 1919 г., отмечавшейся в 1920-е гг. в качестве официального праздника, но ряд обстоятельств этому помешали Фильм начал демонстрироваться лишь 10 сентября. Для этого было выбрано даже не Помещение одного из кинотеатров Пскова, которые были небольшими, а наиболее вместительный зал Народного дома (драмтеатр им. А. С. Пушкина).
«Псковичи с нетерпением ждали эту картину, — писал через день после начала демонстрации фильма один из зрителей — И не потому, что заранее были уверены в ее отличных качествах. Интерес к картине уже потому был велик, что снята она почти вся (5 частей из 6) в Пскове.
Надо думать, лучше всего чувствовала это позавчера касса кино Нардома. Билеты брали с боя. Картина, тем не менее, не оправдала надежды. Правда, Псков, его древности, река Великая, вокзал, гитдом — все это можно увидеть. Но только на фоне нашего города разыграна обыкновенная, шаблонная и поэтому довольно скучная историйка.
Тема — комсомольцы творят чудеса в тылу у белых (почему комсомольцы — потому ли, что в надписи сказано?). Красные умннки, балбесы белые. Смелость красных и никудышные белые: ни единого провала у красных, уДача во всем и т. д. Тема достаточно затасканная.
И все это разбавлено сладенькой киноводицей давно известных и надоевших кинотрюков. Интересная черта: вконце картины ее героев чуть не настигает участь многих сотен жертв террора белых. Но в ту минуту, когда офицер командует «Пли!», поспевает отряд партизан, белые (которых, кстати, гораздо больше) сдаются, офицер убит, герои спасены. Справедливость торжествует! Совсем «американский» конец! ТаМ, правда, свадебный, зде&> — неизбежный разгром беЛых. Скучно!»
Отзыв этот, озаглавленный «Буря… в стакане воды», хотя и является субъективным. Тем не менее верно подметил многие недостатки молодого советского кинематографа периода его становления, характерные Н для других фильмов. В значительной мере наивность
своего фильма признавал и сам Ф. Эрмлер. «Не часто вспоминаю я о своих первых картинах, но каждый раз со смущением, — писал он в 1957 г. — Первой поставленной мною (совместно с режиссером Иогансоном) полнометражной картиной была уже давно забытая всеми картина «Дети бури» (1925.) Примитивная, ученическая работа. Вот почему я вспоминаю о ней со смущением. Но в ней была сделана попытка рассказать о том, как возникали первые ячейки Коммунистического Союза молодежи, попытка рассказать о боевых делах первых комсомольцев. Мне и сейчас кажется, что в те далекие времена я коснулся живой, горячей темы. Вот почему я вспоминаю о своей первой картине со смущением, но не без удовольствия».
Фильм «Дети бури» явился первой художественной картиной, снимавшейся в Пскове. Но не последней. В то время, когда «Дети бури» только еще готовился к демонстрации на экранах Пскова, в город в конце августа 1926 г. прибыла экспедиция «Совкино» для съемок ряда сцен пьесы Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Были произведены съемки в помещении губернского исправдома, в Поганки-ных палатах, а финальная сцеиа — на фоне реки Великой. В ряде массовых сцен было занято до 500 красноармейцев и 200 заключенных исправдома. В фильме снимались артисты Сверчкова, Валеев и др., а режиссером был все тот же Ф. Эрмлер, впоследствии еще не раз избиравший Псков местом съемок своих фильмов.
В конце июля 1927 г. киноэкспедиция Во главе с Ф. Эрмлером вновь прибыла в Псков. На этот раз в городе предстояло снимать фильм «Парижский сапожник». Как и «Дети бури», он тоже касался молодежной темы, но время действия было уже другим — мирные двадцатые годы, а в центре внимания оказались бытовые проблемы молодежи. «В этой комсомольской картине мы затрагиваем серьезную проблему -проблему пола, — сказал Ф. Эрмлер в интервью «Псковскому набату» по прибытии в Псков. — Нужда в этой картине уже давно назрела. Основной сюжет картины сводится к следующему.
Молодой парень, член ВЛКСМ, сошелся с беспартийной девушкой. В результате связи девушка забеременела. Под давлением своих друзей парень начинает требовать от своей сожительницы, чтобы она сделала аборт. Девущка отказывается: она хочет иметь ребенка. Приятели начинает пускать среди обывателей провинциального городка сплетни, будто бы девушка жила сразу с четырьмя парнями и от них прижила ребенка. На фоне этой фабулы показывается борьба между старым мещанским миром и здоровым комсомольским коллективом».
В Пскове предполагалось снять основную часть фильма — 75-80%, главные роли исполняли артисты, уже известные зрителям по картинам «Дети бури» и «Катька — бумажный ранет»: Бужинская, Чернов, Мясников, Соловцов, Гудкин, Никитин и др. Оператором фильма выступал Михайлов. Экспедиция намеревалась работать в Пскове в течение четырех-пяти недель.
Съемки начались 2 августа 1927 г. и производились в разных местах города — как на фоне псковской старины, так и в рабочих окраинах в Ботаническом саду, на Лапиной горке, Снятной горе, на территории Кремля — у обрыва, у Гремячей горы и Поганкиных палат, на Омском плацу, у «нижних решеток» — в месте слияния Великой и Псковы, на Запсковье, на заводе «Пролетарий» и в его рабочем городке на территории бывшего Ивановского монастыря и т.д В отдельные дни съемки начинались в 3 часа утра, а заканчивались, как правило, в 18-19 часов вечера. Массовыми были съемки спортивного праздника на Омском плацу (с участием 1,5-2 тыс. человек), народного гулянья у «нижних решеток», лодочного карнавала на р. Великой с участием до 50 лодок. В последнем случае построили даже вышку для прыжков в воду, а для большего эффекта решено было заснять лодочную переправу через Великую ночью, для чего пришлось из Ленинграда доставлять специальные прожекторы. Засняли также ряд сцен пробуждающегося города на фоне восходящего солнца, проезда по улицам пожарной команды, обеденного перерыва на заводе «Пролетарий» и др
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40