Поиск по сайту

Очерки социально-культурной жизни

В сентябре 1935 г. трест «Ленгоскино» решил построить в 1936 г. в Пскове новый звуковой кинотеатр на 800-900 мест, отпустив для этого 1800 тыс. руб. Псковский горсовет немедленно занялся подыска­нием подходящего места, и выбор его пал на то место, где стоял кинотеатр «Аврора». Но площадка для нового кинотеатра требовалась гораздо большая, ибо размеры последнего были внушительными: корпус здания простирался вдоль улицы Кузнецкой на 90 м и на столько же — вдоль Пролетарского бульвара, т.е. кинотеатр занимал площадь около 1 га. Здание изначально планировалось двухэтажное, полукруг­лое в плане. Полукруглая форма, заимствованная в Америке, имела преимущество В том, что увеличивала емкость зрительного аала. К началу сооружения в Пскове кинотеатров такого типа насчитывалось в стране уже 35. Кроме зрительного зала на 500 мест на первом этаже размешались также фойе со сценой, гардероб, а второй этаж целиком отводился для «культурного обслуживания»: здесь обврудовалиеь читальня» концертный и «тихий» залы, детская комната, радиостудия, буфет и служебные помещения. В случае если позволит место и найдутся средства, к зимнему кинотеатру предполагалось пристроить
одноэтажный летний зрительный зал на 700 мест. В зимнем кинотеатре предусматривалось оборудовать паровое отопление, в летнее же время предполагалось обслуживать зрителей в саду, устраиваемом вокруг здания. Здесь из псковских садов должны были высаживаться липы, клены, каштаны, пихты и др. Словом, это должен быть «образцовый» кинотеатр столичного типа. Проект здания был разработан проектным бюро Совета кинофикации при Комитете по делам искусств при СНК СССР под руководством архитектора Калмыкова, а наружное оформ­ление поручалось разработать проектному > бюро при Псковском горсовете.
Строительные работы начались в мае 1936 г. с разборки здания кинотеатра «Аврора» и повышения строительной площадки путем искусственной насыпи, т. к. место было низким и сырым, а вдобавок еще был обнаружен заболоченный торфяной участок. В течение месяца старое здание было разобрано, а закладка фундамента состо­ялась лишь в начале сентября, после чего приступили к кладке стен Дело сооружения нового кинотеатра, как это нередко бывало, оказалось более трудным, чем казалось-при разработке плана. Так, уже в ноябре 1936 г. местная газета заметила, что «строительство кинотеатра идет медленно». Хотя в январе 1937 г была закончена первая очередь, в августе того же года газета вновь писала, что «постройка кинотеатра почти прекратилась».
Однако, несмотря на передвижение сроков, строительство все же шло и в апреле 1938 г. оно стало близиться к концу. Ленинградский облисполком обязал псковское отделение треста «Ленкино» и строи­тельные организации закончить все работы к 15 мая 20 апреля 1938 г. для монтажа кинооборудования в Псков прибыла бригада мастеров из Ленинграда, приехал из Москвы и автор проекта Калмыков. Но уложиться в срок до 15 мая не успели, хотя к концу мая была закончена внутренняя отделка всех помещений, в аппаратной будке установлены три аппарата, здание стало высвобождаться от строительных лесов. Ежедневно на строительстве было занято 120 рабочих — плотников, столяров, штукатуров, маляров, кузнецов. 29-31 мая состоялись два первых пробных киносеанса; а полностью кинотеатр был сдан в эксплуатацию в июне 1938г. Он получил название «Пограничник», что подчеркивало тогдашнее геополитическое положение города. Отныне именно этот кинотеатр, отодвинув на второй план «КРАМ», стал превращаться в главный кинематограф Пскова. Неслучайно новый кинофестиваль в октябре 1938 г. открылся именно в его стенах, а когда на экраны страны вышел известный фильм «Александр Невский», сеансы его в «Пограничнике» начались с 3 декабря 1938 г. — в один день с кинотеатрами Москвы и Ленинграда.
С июля 1938 г. в фойе кинотеатра начались концерты ленинград­ского джаз-оркестра, но вскоре договор с ним администрация по причине «однообразия репертуара» расторгла, решив приглашать новые творческие силы.
В том же 1938 г. ставился вопрос о строительстве еще одного нового кинотеатра в Пскове, на этот раз в районе Запсковья. На строительство его так и не началось, и И сентября 1939 г. горсовет принял весьма оригинальное решение: постановил изъять из ведения конторы «Загот-зерно» закрытую Варлаамовскую церковь и передать для оборудования в ней кинотеатра тресту «Ленкино». Рекомендовалось закончить оборудование кинотеатра в течение 1939 г., разрешалось при этом снести наружные купола, но оборудование кинематографа здесь не состоялось, Запсковье так никогда его и не имело.
В связи с тем что теперь в городе был «образцовый» кинотеатр «Пограничник», горсовет решил с 1 августа 1939 г. закрыть кинотеатр «Коммуна», передав здание горкомхозу. А в сентябре того же года по ходатайству горкома ВЛКСМ кинотеатр «КРАМ»6ыл переименован в «Молодежный».
Все указанные кинотеатры в годы Великой Отечественной войны были разрушены, а после освобождения города решено было восста­новить лишь «Пограничник». Когда основные восстановительные работы подходили к концу, Псковский горисполком 25 октября 1947 г. принял решение о переименовании кинотеатра в «Победу», что символизировало не только победу в Великой Отечественной войне, но и победу над разрухой. Полностью восстановление кинотеатра завершилось к ЗО-й годовщине Октября.
ИСТОЧНИКИ
ГАПО. Ф. 2, оп. 1, д. 247, л. 23, 85, 169; оп. 2, д. 22, л. 18, 23. Ф. 590, оп. 1,д. 1764, л. 162. Ф.324,ор. 1, д. 399, л. 64. ГАНИПО. Ф. 3, оп. 1, д. 12, л. 4. Псковский набат. 1918. 22 декабря.
1922. 2$ ???, 16 ????, 30 ????????.
1923.  14 ???????.
1924.  16 ???, 18 ???????.
1926.  11 ???????, 20 ?????, 30 ???, 11 ????, 11 ???????, 11 ????????.
1927.  14 ? 21 ???, 3 ????, 3, 9, 6 ? 23 ????, 28 ???????, 14 ??????, 13 ???????.                ,
1928.16 февраля.                             ,
1929. 16 марта, 9 июня, 30 июля, 1 сентября. Псковский колхозник. 1931. 12 ноября. . 1932. 9 октября, 5 ноября. 1933. 15 мая, 22 октября.
1935.  24 ?????, 4 ????, 16 ????????.
1936. 21 ???????, 10. ?????, 18 ???. 1937.9 ??????.
Кино снимает» в Пскове
Пскову за его многовековую историю не довелось стать российским «Голливудом»: здесь никогда не существовало кинофабрик или киностудий по производству фильмов (за исключением любительских), но древний город неоднократно становился местом съемок художественных кино­картин. Впервые это произошло в середине 1920-х гг. и связано, главным образом, с именем ленинградского кинорежиссера Фридриха Марковича Эрмлера. Многие его первые картины были посвящены молодежной тематике.
Летом 1925 г. при «Севзапкино» был организован юношеский сектор, задачей которого было «создание идеологически и художе­ственно выдержанной фильмы для молодежи, рисующей жизнь, быт и работу молодежи, комсомола». Одним из таких фильмов стала картина «Дети бури», поставленная Ф. Эрмлером совместно с режиссером Э. Иогансоном и снятая оператором Аптекманом. Сценарий фильма был написан Яковлевым, Молодцовым и Манькевичем и включал два образных ряда: первая часть носила исторический характер и в самом обобщенном виде излагала этапы революционного движения молодежи, вторая часть являлась приключенческой, излагая конкретную историю приключений нескольких комсомольцев в тылу у белых.
«Съемки предполагается в первую очередь натурные, учитывая то, что по ходу действия нужно лето, — писали в «Объяснительной записке» к сценарию 8 сентября 1925 г. Эрмлер и Иогансон. — Первые съемки предполагаются в Пскове и Острове, где происходит главное действие второй половины сценария… Срок пребывания основного состава экспедиции определяется в 30 дней, из коих съемочных будет 18, а 12 уйдет на подготовку. Лица же, занятые в эпизодах и павильоне, будут выезжать в назначенный день съемки и по окончании немедленно возвращаться а Ленинград.
Поездка в Псков вызвана следующими мотивами: 1) Дешевые поезда, 2) Псков"не использован для кино, 3) Живописность места в архитектурном и историческом плане, 4) В Пскове в 1919 г. оперировали банды Булак-Балаховича, что выгодно нам в историческом
плане, 5) В Пскове нам будет оказана всесторонняя помрщь в предоставлении войсковых частей, транспорта и т.п.
Во вторую очередь снимается ленинградская натура..»
«Не случайно мы снимали в Пскове, — вспоминал спустя много лет Ф. Эрмлер. — Там сохранились развалины, башни, подземные ходы. И все это, казалось мне тогда, работает на тему». .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В Пскове подошел к концу ремонт четырех дворов
  • На пристани «Псков» предлагают установить мемориальную доску
  • Ольгинской часовне в Пскове исполнилось 15 лет
  • События февраля 1917 года в Пскове
  • Интересное