Очерки социально-культурной жизни
В культурной жизни Пскова XX в. одно из главных мест неизменно принадлежало киио. В первые же послереволюционные годы псковичи обходились кинотеатрами, открытыми еще до революции. В декабре 1918 г. все они были национализированы и переименованы. Так, стоявший на углу Пушкинской и Архангельской улиц «Модерн» получил название «Коммуна», «Марс» на Некрасовской улице стал «Пролетарием», расположенный на углу Великолуцкой и Плоской «Художественный» превратился в «Республику». А вот «Рекорд» (на улице Плоской) и «Аврора» (на углу Кахановского бульвара и улицы Кузнецкой) названия свои сохранили: Советская власть не усмотрела в них ничего крамольного. Впрочем, «Республика» и «Пролетарий» вскоре свое существование прекратили, а И. М. Руммель, взявший с переходом к НЭПу «Коммуну» в аренду, самовольно вернул ему прежнее название, за что подвергся наказанию со стороны органов власти: был оштрафован. Имел он намерение взять в аренду и кинотеатр «Аврора», но Руммеля опередила трудовая артель Электростроя «Свет и сила», вдохнувшая в «Аврору» новую жизнь: своими силами произвела ремонт, оборудовала новую кинобудку и силами своих работников обслуживала киносеансы. Демонстрация немых картин сопровождалась духовым оркестром и роялем.
В июле 1926 г. Президиум губисполкома поручил горкомхозу помещение кинотеатра «Аврора» «в виду ветхости» разобрать, но артели удалось его отстоять: она обязалась собственными силами капитально отремонтировать здание. Ремонт длился несколько месяцев, и 3 июля 1927 г. в нем снова начались киносеансы. Тогда же был произведен ремонт кинотеатра «Коммуна», но коснулся он главным образом фойе, где перекрыли крышу.
В конце 1924 г. часть помещения кинотеатра «Рекорд» была отведена для оборудования клуба Общества друзей воздушного флотз (впоследствии — Авиахим), а в августе 1926 г. Президиум губисполкома разрешил ему открыть собственный кинематограф. Им н стал кинотеатр «Рекорд», переименованный в «Авиатор». В середине 1920-х гг. кино стало демонстрироваться ив клубе «Искра», ставился вопрос об открытии кинотеатров в других районах города: на Запсковье — в помещении старообрядческой церкви на ул. Лесной, на Завеличье —
в бывшей домовой церкви Батова. Но тогда эти пожелания остались неосуществленными.
В марте 1929 г. была сделана попытка закрыть в Пскове лютеранскую кирху (на углу Сергиевской и Некрасовской улиц), в помещение которой намеревались перевести кинотеатр «Авиатор», т.к. помещение, которое он занимал, не вполне соответствовало требованиям пожарной безопасности и его предполагалось передать под клуб «национальных меньшинств». Но кирха тогда осталась действующей, и эти планы сами собой отпали. В том же 1929 г. был разработан проект расширения Кинотеатра «Коммуна», предусматривающий увеличение количества мест с 540 до 930 путем возведения дополнительной пристройки, что позволило бы снизить цены на билеты. Но необходимых для этого 10 тыс. руб. в городской казне не нашлось, поэтому ограничились лишь очередным косметическим ремонтом. Новым было то, что каждая среда теперь отводилась специально для детских сеансов.
Переход к НЭПу в начале 1920-х гг. породил еще одну серьезную проблему. Очень быстро исчезли такие явления «военного коммунизма», как бесплатность ряда услуг. Плата вводилась не только за пользование жилплощадью, отоплением, трамваем (при этом с учетом классового признака), но и за увеселительные мероприятия, в том числе посещение кинотеатров. Но средств в разоренной семилетней войной стране все равно ие хватало, поэтому в дополнение к платным услугам стали вводиться многочисленные местные налоги.
Московский Совет, например, принял решение о взимании с 1 июля 1922 г., в дополнение к цене входных билетов, специального налога на публичные зрелища. Так, на оперу и балет он составлял 5%, музыкальные и литературные вечера — 10 %, спортивные состязания и цирки — 15%, кино — 25%, посещение кабаре — 50%, бега, скачки, танцевальные вечера — 100% и т.д. Это решение было 5 июля 1922 г. опубликовано в газете «Правда» и стало примером повсеместного принятия подобных решений в стране. В конце июля 1922 г. налоги на зрелища были введены и в Пскове, сборы от них поступали в распоряжение губполитпросвета.
Введение налогов могло сказаться на посещаемости различных мероприятий, что вызвало тревогу того же губполитпросвета, больше других заинтересованного в получении большего количества средств. И выход из такой противоречивой ситуации губполитпросвет видел в освобождении от взимания налогов ряда мероприятий, «имеющих политико-просветительное значение». К ним, разумеется, ие относились посещения кабаре или скачек. Процедура освобождения от
налогов была довольно сложной. Губполитпросвет должен был подать мотивированное ходатайство, которое рассматривала специальная экспертная комиссия, а окончательное решение принимал губиспол-ком. Прошения поступали не только от губполитпросвета, но и от Управления театрально-зрелищных мероприятий, органов народного образования и др. Чаще всего они касались «важнейшего из искусств» — кино.
В течение первой половины — середины 1920-х гг. такие ходатайства Псковский губисполком рассматривал чуть ли не на каждом заседании, и в результате оказались освобожденными от налогов следующие кинофильмы, имевшие политико-просветительское значение (репертуар псковских кинотеатров не отличался от других городов страны): «За власть Советов», «Комбриг Иванов», «Дипломатическая тайна», «Часовня», «Омоложение», «Дворец и крепость», «У позорного столба», «Банда батьки Кныша», «В котле войны», «Теплая компания», «В дебрях быта», «Сельское хозяйство в Германии», «Степан Бандура», «Красный тыл», «Степан Халтурин» и др.
А вот на ряд других картин, хотя и «революционного названия», последовала резолюция губисполкома «отказать»: «Старец Василий Грязное», «Враги», «Ванька — юный пионер», «Похождения Октябри-ны», «Из искры пламя», «Аэлита», «В тылу у белых», «К неземным высотам» и др.
Удалось встретить и единственный пример, когда налог был снижен наполовину: на кинофильм «Палачи». Случалось, принимал губисполком и другие решения. Так, при рассмотрении очередного ходатайства об освобождении от налога фильма «Красные партизаны» губисполком в просьбе отказал, т.к. ранее уже принимал решение о полном освобождении от налогов Народного дома им. А. С. Пушкина и снижении их с кинотеатра «Коммуна», где фильм демонстрировался.
Помещения кинотеатров в 1920-е гг. использовались не только по их чисто прямому назначению, но и для проведения других культурных мероприятий. Чаще всего это происходило в «Коммуне», где устраивались помимо киносеансов лекции и концерты. Так, в мае 1924 г. здесь состоялись выступления танцовщицы Айседоры Дункан, которая исполнила 6-ю симфонию и увертюру 1812 г, Чайковского, произведения Скрябина, Листа, Шопена.
Со свертыванием НЭПа в конце 1920-х гг. сданные в аренду кинотеатры1 постепенно изымались из рук арендаторов и переходили в ведение государственных органов: в 1927 г. — Управления театрально-зрелищных предприятий, а в 1929 г. — агентства «Совкино». Новым примечательным явлением стало переоборудование в 1931-1932 гг.
кинотеатра «Авиатор» в звуковой: первыми звуковыми картинами, демонстрировавшимися здесь, были «Путевка в жизнь» и «Одна». А к 15-й годовщине Октября (1932 г.) по инициативе горкома ВЛКСМ кинотеатр «Авиатор» был переименован в «КРАМ» ~ «кино рабочей молодежи». Отныне он призван был, как отмечалось в постановлении, развернуть «работу по коммунистическому воспитанию молодежи, мобилизации ее на выполнение решений партии и правительства». Для руководства этой работой был создан художественно-политический совет «КРАМа». Предполагалосьдаже капитально переоборудовать его помещение: надстроить третий этаж, реконструировать кинозал, установить более современное оборудование, оборудовать курительные комнаты и пр. Но опять же из-за отсутствия средств реконструкция не состоялась, но тем не менее «КРАМ» стал превращаться в главный кинотеатр города. Так, именно здесь в марте 1936 г. с присутствием 200 делегатов от районов открылся окружной кинофестиваль, ставший настоящим праздником кино. В ходе его демонстрировались лучшие советские кинофильмы(«Чапаев», «Веселые ребята», «Юность Максима», «Крестьяне» и др.), состоялись встречи с их создателями и актерами: С. Васильевым, Ф. Эрмлером, С, Герасимовым, Б. Чирковым, В. Мясниковой, Т. Макаровой, Н. Боголюбовым, Б. Блиновым и др.
Стал звуковым и кинотеатр «Коммуна», но несколько позднее — в 1935 г. В марте 1936 г. был оборудован на 100 мест кинотеатр в клубе завода «Металлист». Но все больше становилось ясным, что растущий город, ставший в 1935 г. центром пограничного округа, нуждается в новом, современном, более просторном кинотеатре.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40