Очерки социально-культурной жизни
Количество трамвайных вагонов, тем не менее, продолжало увеличи-ваться (с 16 в 1929 г. до 25 в 1932 г.), как и число перевезенных пассажиров: с 4 млн. в 1928/29 г. до 14,9 млн. в 1932 г. (Правда, и население города за эти годы выросло). С 1 апреля 1933 г. движение по обеим линиям было продлено до 24.00 час, в 1934 г. протяженность пути увеличилась более чем на 500 м за счет продления его до льночесальной фабрики на Запсковье, а парк стал пополняться более вместительными вагонами. Если старые вагоны вмещали не более 16 посадочных мест («сидячих»), то в 1933 г. на линию вышли два новых вагона, полученные с Мытищинского завода и вмещавшие по 20 мест, а также вагон местной сборки с 18 местами. Новые вагоны поступали и в 1934-1935 гг., т.к. проблема переоснащения псковского трамвая была очень острой. Так, в середине 1930-х гг. из 19 моторных вагонов 16 были построены в 1912-1913 гг., а три — вообще в 90-е гг. XIX в.; из 11 прицепных вагонов новыми, т.е. полученными в 1933-1935 гг., были только 4. В 1935 г. на расширение и улучшение трамвайного хозяйства было выделено 350 тыс. руб., а еще дополнительно 175 тыс. руб. — на ремонт. В 1936 г. затраты на капитальный ремонт составили 280 тыс. руб.
В сентябре 1935 г. началось строительство новой линии трамвая через мост Красной Армии на Завеличье, и 5 августа 1936 г. первый
вагон совершил пробный рейс по маршруту до кожевенного завода «Пролетарий». Юавгуста линия полностью вступила в эксплуатацию, а затем трамвай стал ходить и в другую сторону Интернациональной улицы — до 1-й Советской больницы. Движение трамвая все больше приспосабливалось к нуждам промышленных предприятий: с помощью его уже доставлялись грузы к расположенному неподалеку от Пролетарского бульвара лесопильному заводу «Лесник», а теперь он служил и кожзаводу «Пролетарий».
В 1935 г. средняя скорость псковского трамвая составляла уже 9,7 км в час, в 1936 г. — 10,45 км, а на 1937 г. была поставлена задача довести ее до 11,5 км, что приближало ее к республиканской норме — 13 км в час. Число перевезенных пассажиров в 1933 г. достигло уже 16 млн., в 1934 г. — 20 млн., в 1935 г. — 21 млн.
С 1 мая 1936 г. горсовет ввел новые тарифы на проезд в трамвае, вновь несколько их повысив. Теперь проезд от вокзала до Советской площади обходился в 10 коп., в такую же сумму — проезд от Советской площади до льночесальной фабрики и от Советской площади до станции Псков-2. Плата за провоз багажа устанавливалась в 25 коп. с места Повышение платы за проезд привело к некоторому уменьшению числа пассажиров: в 1937 г. трамваем воспользовались 13,5 млн чел , в 1938 г. — 15 млн. В 1939 г. общая протяженность трамвайного пути составляла 10,8 км, а число пассажиров достигло 16,7 млн чел.
Уменьшение пассажиропотока на трамвае было связано и с тем, что в это время в городе все большее развитие получал новый вид пассажирского транспорта — автобусы, и население зачастую отдавало Предпочтение ему.
Появление первых автобусов на Псковской земле в качестве пассажирского транспорта относится к середине 1920-х гг. Инициатива в этом важном деле принадлежала Северо-Западной областной конторе акционерного общества «Автопромторг» (Ленинград), которая в августе 1925 Г. решила открыть в Пскове свое отделение. Через месяц, 20 сентября, в Псков прибыли Первые 6 новых машин системы «Форд», только что приобретенные за границей. Вместимость каждой из них была рассчитана на 10 человек. А на следующий день, 21 сентября, две Машины уже повезли первых пассажиров: одна — в Остров, другая -в Опочку. Это были лишь пробные рейсы, стоимость проезда составляла соответственно 2 и 4 руб. Еще через два дня был совершен пробный рейс через Уторгош, Медведь, Шимск в Новгород.
С 27 сентября сообщение с Островом и Опочкой стало регулярным. Автомобили отправлялись от базарных площадей этих городов ежедневно рано утром, Пассажиру разрешалось провозить с собой багаж весом не более одного пуда, за что взималась дополнительная плата (от 40 коп. до 1 руб. в зависимости от расстояния). Вскоре автомобили
из Пскова до Острова стали курсировать дважды в день, не испытывая при этом недостатка в пассажирах. В начале октября они стали попутно доставлять в эти города почту, благодаря чему островичи и опочане стали получать губернские газеты в день их выхода, ленинградские -на следующий день, в то время как раньше они привозились не чаще двух раз в неделю. В виду начавшейся зимы и снежных заносов «Автопромторг» в декабре 1926 г. сообщение по губернии прекратил.
В марте 1926 г. началась подготовка к открытию нового транспортного сезона. На этот раз решено было сообщение существенно расширить, охватив им Невель, Новоржев, Локню, Холм, Новгород, железнодорожные станции Тригорское и Сущево, завод «Маяково» (севернее Пскова). Областная контора в добавление к имевшимся автомобилям поставила еще две машины системы «Форд» и два автобуса производства итальянской фирмы «Фиат» на 15 мест каждый. Последние отличались удобством, прочностью и повышенной скоростью.
Сообщение возобновилось 26 апреля — первоначально лишь с Островом и на легких автомобилях, т.к. дорожный грунт после весны еще не укрепился. Плата за проезд по сравнению с предыдущим годом несколько снизилась: проезд от Пскова до Острова стоил теперь 1 руб. 75 коп. По другим маршрутам регулярное движение началось через месяц. Как и в 1925 г., автомобили и автобусы помимо пассажиров перевозили и почту. Было открыто несколько маршрутов, не связанных с Псковом, т.е. внутригубернских. Так, 2 июня началось сообщение между Новоржевом и ст. Сущево, где курсировали два легковых автомобиля. Но пассажиров на маршруте оказалось так много, что из Новоржева поступила просьба выделить еще один автомобиль. Маршрут же Псков-Невель оказался убыточным, и уже в начале июля автомобили из Пскова вновь стали ходить лишь до Опочки. С началом зимы, в декабре 1926 г., автомобильное движение на всех маршрутах вновь прекратилось, все автобусы и автомобили для технического осмотра и ремонта были отправлены в Ленинград.
Весной 1927 г. вновь обсуждались планы организации и расширения автобусных маршрутов, но перед самым началом сезона в мае 1927 г. областное управление «Автопромторга» открывать автомобильное сообщение на Псковщине отказалось. В начале июня было ликвидировано Псковское отделение этого акционерного общества. Так закончилась первая крупная попытка организации автобусного сообщения в Псковской губернии, сводившаяся к налаживанию рейсов между Псковом и уездами и не затронувшая непосредственно сам губернский город. Для псковичей по-прежнему основным видом транспорта являлся трамвай. Не меньшее значение вплоть до середины 1930-х гг. сохранял и гужевой транспорт: в 1932 г., например, в городе
числилось 148 одноконных подвод, а в 1934 г, число их увеличилось до 180. В дополнение к ним занимались перевозками пассажиров и грузов 120 частных подвод, на две трети принадлежавших крестьянам-единоличникам окрестных деревень, которые таким путем зарабатывали на жизнь. Автобусы же все больше стали входить в практику с развитием отечественного автомобилестроения. Появились они в середине 1930-х гг. и на улицах Пскова.
Первые два автобуса вместимостью 18 человек каждый Псковский горкоммунотдел получил только в марте 1935 г. Они сразу же вышли на городские маршруты и связали центр города с окраинами. В течение полугода они перевезли 19425 пассажиров. В октябре 1935 г. город в дополнение к двум имевшимся получил с Горьковского автозавода еще один автобус. Теперь автобусные маршруты связали центр города с Завеличьем — 1-й Советской больницей и кожевенным заводом «Пролетарий», в центре — Советскую площадь и улицу К. Маркса с вокзалом; автобус курсировал также по маршруту Советская площадь — вокзал — Кресты — Череха. Особое внимание обращалось на обслуживание рабочих промышленных предприятий. Если, например, заводы «Металлист» и «Выдвиженец» располагались в центральной части города и рабочие их могли пользоваться трамваем, то кожзавод «Пролетарий» находился как бы «на отшибе». Поэтому автобусные маршруты неизбежно должны были пролегать с наибольшим удобством для рабочих этого предприятия. Расписание движения автобусов до кожзавода «Пролетарий» было составлено с учетом работы первой и второй смен; стоимость проезда составляла: от вокзала до завода «Пролетарий» ~ 60 коп., от Дома Советов до завода — 30 коп. Для ударников и стахановцев завода устанавливалась скидка в 50%. Автобус на пути к заводу имел несколько промежуточных остановок: Дом Советов, Гостиница «Лондон», Дом Красной Армии, угол Рижского шоссе и улицы Интернациональной. В дальнейшем с прокладкой до завода «Пролетарий» трамвайного пути сообщение с этим предприятием значительно улучшилось.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40