Поиск по сайту

Очерки социально-культурной жизни

Процесс восстановления, однако, оказался не таким быстрым и занял целый год. На подъеме упавшего пролета гидравлическими домкратами были заняты 20 кузнецов, 25 плотников и 50 чернорабо­чих, трудившихся в две смены круглые сутки. Не случайно Псковский губернский экономический Совет, учитывая громадные трудности, выпавшие на долю восстановителей, решил всех до единого по окончании работ премировать. В середине февраля 1921 г. по мосту
прошли первые пешеходы, затем открылась езда на лошадях, а 28 февраля состоялось торжественное открытие восстановленного моста.
Событие это стало в городе настоящим праздником. При большом стечении народа, под звуки «Интернационала» нагруженный автомо­биль, перервав ленточку, двинулся по мосту. Затем присутствующие направились к Дому Крестьянина (ул. Великолуцкая, 56), где состо­ялось чествование восстановителей: На состоявшемся митинге прозву­чали приветствия различных организаций, затем были концерт и праздничный обед в столовой.
В уже упоминавшемся Акте 1924 г. о проведенных восстановитель­ных работах сообщалось:
«В 1920-21 гг. поврежденные части консоли были обрезаны, шарниры восстановлены, а подвесная ферма поднята и под свободную ее часть подведены деревянные тяги. Все работы обошлись в 24 тыс. руб. В период отсутствия постоянного моста для поддержания движения был наведен наплавной мост, каковой разводился во время осенних и весенних ледоходов. Все работы и материалы, израсходован­ные на поддержку этого движения за время отсутствия моста, определяются в 15 тыс. руб.».
В 1923 г, в ознаменование 5-летней годовщины Вооруженных Сил Республики Президиум Псковского губисполкома переименовал Оль-гинский мост в мост Красной Армии.
А весной 1924 г. решено было приступить к капитальному ремонту моста, т.к. восстановительные работы 1920-21 гг. не гарантировали ему надежной многолетней эксплуатации. Некоторые части тогда были сооружены из дерева, что создавало угрозу в период почти ежегодно повторявшихся бурных разливов Великой. К тому же установленная в 1921 г. ферма частично сдвинулась с места.
«В настоящем году приступлено к капитальному восстановлению всего моста, так и наклепке недостающей панели и устройству постоянных шарниров, — сообщалось все в том же Акте. — Все работы по этому восстановлению расценены в 28000 руб., очистка и окраска поврежденных и пролежавших в воде частей моста — 1500 руб. Кроме того, несмотря на восстановление, при помощи наклепки поврежден­ных частей моста общая ценность его в продолжительности существо­вания, конечно, понизилась. Считая общую стоимость металла всех частей Моста в 400 тыс. руб. и процент потери его ценности после исправления равный 10%, получим убыток в 40 тыс. руб. Таким образом, все расходы, вызванные произведенным в 1919 г. взрывом моста Красной Армии, могут быть определены в 108.500 руб. (золотых
рублей)». Акт был подписан заведующим отделом дорожного строи­тельства Тимофеевым и инженерами Кулагиным и,Тилем.
Уже 16 апреля 1924 г. губисполком отпустил отделу местного хозяйства на ремонт моста первые 5 тыс. руб. «за счет годовой сметной дотации на дорожное строительство», а в конце года дорожный подотдел Псковского ГОМХа заключил договор с государственным объединением машиностроительных заводов (ГОМЗа) на поставку ферм и других железных частей моста. Всего предстояло изготовить 1350 пудов металлических частей общей стоимостью по 7 руб. за пуд (с учетом сборки на месте).
18 февраля 1925 г. губисполком, обсудив вопрос «О ремонте моста через Великую», поручил «выяснить вопрос о возможности ремонта без перерыва движения», а «в случае невозможности такового -отложить ремонт до будущего года». Но уже 4 марта того же года он изменил свое решение и признал «производство ремонта моста Красной Армии в текущем году необходимым». ГОМХу было поручено «при­ступить к работам после спада весенних вод, установив на время перерыва движения паромную переправу».
В конце марта 1925 г. прибыл первый вагон с железными частями, но в связи с неустойчивой погодой решено было отложить начало ремонта до окончания весеннего ледохода. На время ремонта сообще­ние с Завеличьем, как и планировалось, поддерживалось с помощью парохода, сам же мост закрывался для транспорта, а для пешеходов в движении предусматривалось делать перерывы (в течение месяца 3-4 перерыва по 6 часов каждый). При этом прерывать движение планировалось во второй половине дня и, как правило, в нерыночные дни. На период ремонта пожарная команда открыла на За величье свое отделение.
Все работы по ремонту моста производились на этот раз силами 25 рабочих. В середине июля 1925 г. был закончен ремонт подмостья, а с 1 августа приступили к наиболее трудоемкой части: началась передвижка фермы, весившей 8 тыс. пудов. Для этого в первый же день пришлось прервать всякое движение по мосту с 8.00 утра до 13.00 дня, а затем в течение трех дней прерывать его в вечернее время. Ферма первоначально была установлена на катки, а с 1 октября началась подвижка ее на место. В августе были закончены путем наклепки наростка взорванной в 1919 г. панели большой консольной фермы и установка береговой перемычки.
4 января 1926 г. сотрудники Ленинградской мостостроительной станции начали испытания восстановленного моста, нагрузив его
цементными плитами общим весом в 14 тыс. пудов. На следующий день испытания производились уже в период движения по мосту. Все произведенные работы измерители признали удовлетворительными. В последующие годы производился лишь текущий ремонт моста.
Осенью 1929 г. у моста вновь развернулись работы, но совершенно иного рода. Развернувшаяся в стране индустриализация требовала все больше сырья, в том числе и металлического лома. Вот и вспомнили, что на дне Великой остались части взорванного десять лет назад моста и решили их поднять, использовав на дело «социалистической строй­ки». «Рудметаллтрестом закончен подъем и разборка затонувших ферм… — сообщал 4 января 1930 г. «Псковский набат». — Из исковерканных взрывом ферм получено 11 вагонов железного лома. Весь лом поступил на заводы «Большевик и «Путиловец» для нужд тракторостроения. Из «подошвы» фермы получено 9 тонн высокосор­тного железа, который целиком передан заводу «Металлист» для изготовления плугов».
В конце 1930-х гг., когда на ряде историко-революционных памятников устанавливались мемориальные доски, появилась таковая и на мосту Красной Армии: «На этом месте героически погиб в бою с белоэстонцами командир минноподрывной роты тов. Чепурин, взрывая мост при отступлении из Пскова 25.V.1919 г.».
Для удобств горожан в летнее время через Великую в нескольких местах устраивались перевозы: у Рижского железнодорожного моста, в районе улицы Профсоюзной и завода «Пролетарий».
Советский мост через Пскову тоже постепенно ветшал, поэтому в 1933 г. были произведены изыскания на предмет постройки через Пскову еще одного шоссейного моста. Его планировалось сделать как продолжение улицы Красных Партизан и вывести на правый берег Псковы в районе церкви Богоявления с Запсковья. После постройки этого моста сюда предполагалось перенести все круговое и трамвайное движение, разгрузив тем самым Советский мост, сделав последний исключительно пешеходным. Здесь же планировалось сооружение дамбы. Ориентировочная стоимость нового моста определялась в сумме 1 млн руб. Построен он, однако, так и не был.
В годы Великой Отечественной войны все имевшиеся в Пскове мосты оказались взорванными, при этом мост Красной Армии взрывал­ся дважды: в 1941 г. — отступавшими советскими частями, а в 1944 г. — немецко-фашистскими захватчиками. Вновь восстановленный, он простоял до конца 1960-х гг., когда был разобран и заменен нынешним
бетонным. Железнодорожный мост был восстановлен вскоре после освобождения города, а новый Советский мост через Пскову построен в начале 1950-х гг.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
ГАПО. Ф. 590, оп. 1, д. 1327, л. 133; д. 1506, л. 23, 39.
Ф. 701, оп. 1,л 40.
Псковский набат. 1919. 26 сентября, 25 октября.
1920.  6, 27 и 28 февраля, 6 и 21 марта, 3 апреля.
1921.  13 февраля, 3 и 4 марта.
1923. 22 февраля, 19 июня.
1924.  17 апреля, 4 ноября, 20 декабря.
1925.  31 января, 6 и 17 марта, 12 мая, 26 июня, 19,26 н 31 июля, 4,11 и 29 августа, 30 сентября, 29 декабря.
1926.  6и 8 января.
1929. 2 октября.
1930. 4 января.
Псковский колхозник. 1933. 2 июля, 22 октября.
1934. 2 апреля.
Корнатовский Н. А. Борьба за Красный Петроград. М., 2004. С.142.
Транспорт

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В псковской городской думе подвели итоги благоустройства города
  • В Пскове был выбран ученик года 2018
  • В Пскове прошел фестиваль экстремального бега
  • В Пскове подошел к концу ремонт четырех дворов
  • Интересное