Поиск по сайту

Очерки социально-культурной жизни

А.   В.   Филимонов
Пскову в его истории неоднократно выпадал шанс стать университетским городом. Впервые Указ об учреждении университета в Пскове в числе других городов России был подписан Екатериной II26 января 1786 г., но он остался неосуществленным. Вторично возможность представилась в дни германской оккупации Пскова в мае 1918 г., когда на заседании Псковской городской думы обсуждалось предложение Совета Юрьевского университета о переводе его в Псков, Дума «высказалась за желательность перевода и готовилась дать обяза­тельство о принятии всех мер к предоставлению помещения, а также ходатайствовании разрешения на съезде учащихся как Эстонии и Латвии, так и из пределов вне оккупации», признав «возможным принять на себя инициативу в сборе необходимых сумм на покрытие расходов по переводу университета и первоначальное его устроение в Пскове».
Возможно, и стал бы тогда знаменитый Юрьевский университет Псковским, но градоначальник заявил, что «перевод университета в настоящее время в Псков невозможен, как ввиду продовольственного положения города, так и за неимением свободных помещений», а посему «разрешение на перевод университета в ближайшем будущем дано быть не может».
Следующую попытку сделали вскоре после освобождения Пскова от немцев уже органы Советской власти, увлеченные идеей повсеме­стной организации «университетов» и обеспечения широкого доступа к высшему образованию народных масс. 26 февраля 1919 г. на заседании Псковского губиспОлкома выступил с докладом зав. губоно О. Г. Сарик, заверивший присутствующих, что «не позже, как к осени в Пскове начнет функционировать нормальный университет», на что орган власти губернии в принятой резолюции записал: «Принять самые решительные меры к открытию в Пскове нормального университета на началах доступности туда широких масс населения».
Вскоре на заседании в губоно решено было приступить к практи­ческой работе по организации высшего учебного заведения. 6 марта 1919 г. «Комиссия по устройству школы 3-й ступени» избрала учебный и хозяйственный комитеты будущего университета. Учебный комитет должен был разработать структуру учебного заведения, разработать программы, подыскать кадры преподавателей. В состав его вошли доц. П. В. Нестеров, проф. К. Ф. ЖакоЁ, А. П. Мельников, Э. А. Дидрикиль, В. П. Иванов, С. А. Рехенмахер, Д. И. Воскресенский, С. А. Шапот, К. В. Семенов, В. А. Никольский, К. А. Иеропольский, В. И. Попов, К. А. Петров, Ф. А. Эрн, В. Я. Разлетовский. В состав хозяйственного комитета, обязанностями которого было подыскание подходящего помещения, составление сметы и т.п., вошли Г. А. Марковский, И. В. Малышев, Е. М. Тихоницкий, Н. М. Барсуков, В. И. Дубравин, Э. И. Гросвальд, А. А. Скобелев.
Идея организации университета, однако, не получила единодушной поддержки среди работников образования и общественности. Сомне­ния одолевали даже тех, кто призван был возглавить подготовительную работу и вошел в состав указанных комитетов. «Не чересчур ли скороспело и продуманно это решение? — писал, например, Н. М. Барсуков. — Слов нет — университет великолепная идея, он станет культурным рассадником, он взбунтует спокойное псковское болото. Все это так. Но надо отдать себе ясный отчет, нужна ли в данное время новая высшая школа, возможна ли ее организация и нет ли других более насущных и неотложных задач?.. Недостаточно предвидят, очевидно, организаторы университета и трудности, стоящие на пути формирова­ния лекторского персонала… Открыть одну кафедру по истории, философии или психологии мы, может быть, и сможем. Но ведь это далеко до факультета гуманитарных наук и т.д. Прибавьте к этому полную невозможность оборудовать лаборатории, библиотеку, отсут­ствие необходимых реактивов — и безнадежность дела будет очевидна». Н. М. Барсуков предлагал поэтому ограничиться на первых порах народным университетом.
Но через несколько дней после выступления Н. М. Барсукова учебный комитет опубликовал в печати примерную структуру плани­руемого учебного заведения. Решено было иметь в его составе три факультета: историко-филологический, физико-математический и естественный с отделениями — земельным, агрономическим и медицин­ским. Преподавательский состав будущего университета предполага­лось подразделить на собственно профессоров и преподавателей (как приглашенных из других городов, так и привлеченных из местных
учебных заведений) и ассистентов, ведущих лишь подготовительные занятия с лицами, не получившими систематического образования. Комитет детально расписал фамилии преподавателей, ведущих те или иные предметы. Свое согласие приехать в Псков для чтения лекций в весеннем семестре дали проф. П. В. Нестеров (по зоологии), проф. И. М. Дерюгин (по биологии), ст. зоолог зоологического музея РАН Н. Я. Кузнецов (по энтомологии), проф. И. Е. Евсеев (по палеографии и славяноведению). Обучающиеся делились на студентов, получивших до поступления среднее образование, слушателей, не имевших полного образования, и вольнослушателей, каковыми могли стать все, «стре­мящиеся получить знания, независимо от их образовательного ценза». При составлении сметы исходили из числа обучающихся в количестве 100 человек.
В ответ на предложение учебного комитета в «Псковском набате» появилась статья «Творимая легенда», подписанная «К-ин», в которой автор резко возражал против предложенного состава преподавателей. «. ..Если и предстоит сыграть будущему Псковскому университету в деле подготовки этих сил какую-либо роль, — писал он, — то роль весьма плачевную. Не будем говорить об оборудовании университета — он, очевидно, будет еще плачевнее его научных сил. А вот о научных силах мы поговорим. Кто строители этого университета? Кто будет учить его слушателей научному творчеству? Оказывается, этим будут занимать­ся те самые «человеки в футлярах», чиновники нашей бывшей средней школы, которые в свое время умели из средних учебных заведений выпускать всего-навсего повес и оболтусов. По крайней мере среди безусловно уважаемых и безусловно могущих занять пост профессоров нашего университета лиц, как скажем — гр. Жаков, гр. Эрн и некоторые другие — среди этих фамилий тянется целая плеяда такой мелкоты и бездарности, которая в средних учебных заведениях зарекомендовала себя вредителем не только физических приборов, но и голов своих начитанных учеников… Надо создавать такой университет, какой можно создать у нас в Пскове… Нам нужен действительно рабоче-крестьянский университет с соответствующим подбором учительского персонала, либо настоящий университет — горнило науки — нормаль­ный университет, но тоже — краеугольное условие — без футлярных человеков, а с научными силами».
Как и Н. М. Барсуков, автор этой публикации, не скрывавший пренебрежения к старой «профессуре», тоже сомневается в правиль­ности решения о строительстве «нормального» университета: исходя из псковских условий, он тоже склоняется больше к идее народного
университета. Учебный же комитет решил твердо придерживаться выбранного пути, заявив, что «появляющиеся в газете сведения об открывающемся университете, его характере, намечаемых преподава­телях носят частный характер», добавив к сказанному, что «во многом эти сообщения не верны». Члены комитета и будущие преподаватели К. Ф Жаков, С. Н. Яхонтов и Д. И. Воскресенский выступили со специальным заявлением, разъясняя цели нового учебного заведения и конкретизируя вопросы его структуры. «Сейчас более, чем когда-либо, необходимы провинциальные университеты, — писали они. -…Нужно ковать научные идеи посреди народа, в провинции, а не только в отдаленных столицах. Богатство края должно быть изучено, агри­культура должна быть подИята, кузница идей должна быть ближе к тем, кто нуждается в ковке. Университет должен быть у порога крестьян­ской избы… Но какой университет необходим для провинции? Такой, где параллельно идет двойная деятельность — разработка науки и пропаганда ее. Нам необходим университет нового типа, построенный по принципу психоневрологического института. Трех категорий здесь преподаватели — профессора, преподаватели, ассистенты, трех катего­рий слушатели — студенты, слушатели, вольнослушатели. Массы народа могут прийти в университет и слушать все то, что могут и хотят слушать и изучать. Это вольнослушатели. Профессора и преподавате­ли, занимаясь наукой, излагают университетские курсы. Их проходят те, кто имеет доступ и подготовку, т.е. студенты».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В псковской городской думе подвели итоги благоустройства города
  • В Пскове был выбран ученик года 2018
  • В Пскове прошел фестиваль экстремального бега
  • В Пскове подошел к концу ремонт четырех дворов
  • Интересное