Поиск по сайту

Общая характеристика традиций деревень

Обряды проводов Масленицы совершались в последний день масленичной недели — Прощёное воскресенье. ЖГЛИ КОСТРЫ, насаживали на шес­ты пуки соломы, колеса и зажигали. Ритуальное возжигание огней в Масленицу было связано с осо­быми местами — возвышенностями, горками, поля­ми. Чрезвычайно важным представляется упомина­ние о том, что жечь костры нужно было на том по­ле, где сеют лен (Кун., Петухи 2559-14).17 У костра устраивали складчину («кирмаш»).
Повсеместно существовал обычай ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ и прощаться друг с другом в пред­дверии Великого поста — до Пасхи. «А Масленцу уже в воскрясёння вёчарам хбдять — прашшались па дярёвне: и рябяты, и балыпйи прашшались. Ну, и я хадйла нибальшая. Бывала, придём, старичкам у ноги кланиимся, цалуим их, прашшаимся: "Прас-тите нас". — "f аспбдь вас прашшаить". А у Паску там дюжа апять здарбвкаютца: "Христос васкрёсе!"
— яички дають. Ну, так хадйли па дярёвне, харашб была» (Кун., Петухи 2559-17).
Масленицу догуливали в «Кривой понедель­ник» — доедали скоромное, катались с гор.18
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
В период Великого поста, длящийся семь не­дель, в местной традиции существовал ряд ограни­чений, затрагивающих различные сферы жизнедея­тельности крестьян. В первую очередь, запреты бы­ли связаны с празднично-гулевой стороной дере­венской жизни — во время поста прекращались мо­лодежные вечерины и увеселения. Среди празднич­ных дней, отмечавшихся в посту — Евдокия, «Соро­ки», Алексей, Вербное воскресенье, «Чистый чет­верг». «У Сбраки, бувають, нёкатарые [отмечают] трбху праздник.<„.> Там и Сораки, там и Ляксёи, там и Еудакёи, и всё в этай же пост и больше» (Кун., Усмынь 3286-39). Однако «празднование» этих дат, по существу, имело обрядовое наполнение и по со­держанию было обусловлено календарным перио­дом — временем ранней весны.
В период поста действовал запрет на употребле­ние в пищу мясных и молочных продуктов. ПОСТ­НЫЕ БЛЮДА, приготавливаемые в этот период -толченая картошка с конопляным маслом, овсяные блины, гороховый кисель, квас. «Бывала, сем ня-дёль — пост. Ну и, бывало, семенная масла набьють и, бывала, канапляное набьють, усякага масла. Ну, картошку тады эта больше, бывала, и талкуть её. Дёлають такёй кисель. И гарбхавый варють кисель всё в Больший пост. Квас, бывало, такёй варють сладкий: ну, сбладу нарастят ржанбга, тады взра-стять яго, ну уже дёлаитца сладкий, намёлють, ква­су ётага наварють. И киселя, бывала, авсянага на-варють, да и с квасым з ётым тоже ядуть. Ета такое всё, бывала, пбстнае. <…> Блины гарбхавые, блины авсяные. Бывала, мак талкуть, макам припекали блины тоже. Картошку ёту, бывала, наталкуть у ступи. Тады режуть так и маслым мажуть» (Кун., Усмынь 3286-35).
?о- «Сороки»
«Сороки» — день Великого поста, когда молоде­жи было разрешено гулять на улице, парни и девуш­ки качались на качелях (Кун., Гладыши 3283-39).
Основные действия в «Сороки» связаны с ОБ­РЯДОВОЙ ВЫПЕЧКОЙ. «В Сбраки, бывала, пяк-лй сараканы. Сбрак калабанав. "Сбрак саракбв -сбрак мучиникав"» (Кун., Голубево 2563-23).
Выпечные изделия («балабки», «балабочки», «комы», «сороканы», «колобашки», «колобаны», «колобки») изготавливали из овсяной, пшеничной или ржаной муки. Тесто замешивали на воде, затем выпекали в печи: «Калабашки такие пякуть, ну, бу-
вала, з муки — там замесишь, пшённые такие. Надё-лають мнбг а (эта ж пост), тады их дажа — в ришатб. У пёцку насажають их. Хто на скаварбди, а хто да­же, бувала, пёцку выметит, ды так и туда пасы-пить» (Кун., Усмынь 3286-39). Печенья могли иметь круглую форму («как булочки»; «как пряники»; «как клёцки») либо изготавливались в форме птиц: «с носиками — как птички, утачки» (Кун., Куркино 2536-12); «балабки с крылышками» (Кун., Гламаз-ды 2532-24).
«Колобашки» поедали: часть из них съедали в праздничный день за столом; ребятишки брали бу­лочки на улицу, обменивались друг с другом. Со­рок «колобашек» оставляли и съедали по одной в течение весеннего периода — считали сорок моро­зов: «Сбрак штук балабак — сбрак марбзав скйды-ваютца» (Кун., Гламазды 2532-24). «Эта пяклй, па-таму што узнавали, кагда марбзы. Вот съешь Зтых сбрак кылабашек после Сбракав — больше марбзав ни будить» (Кун., Рябово 2535-38).
С «колобашками» гадали — в одну из булочек запекали монетку. Наиболее счастливым и удачли­вым в семье считался тот, кому она достанется. «И в калабашку вазьмуть запякуть капёек — ну, дёсить капёек. Больше дёсить капёек запякали у калабаш­ку. И тады, хто найдёть ёту калабашку, вот тот щас-лиу — вот тбжа как-та примяцали» (Кун., Усмынь 3286-39).^
Одно из обязательных магических действий с обрядовой выпечкой — скармливание скоту. При этом овцам давали «па две калабашки, штбба па паре катили» (Кун., Усмынь 3286-39).
о- Вербное воскресенье
Основные обрядовые действия связаны с при­готовлением ритуального символа весеннего пери­ода — вербы. «За нядёлю да Паски бываеть Вербная васкрисёнья. Нада наламать вербы ешшё в субботу вёчарам. Патом принястй дамбй её…» (Кун., Мар-тьяново 2536-36). Дома веточки вербы украшали разноцветными тряпочками, лентами — «зялёным там, красным яё расцвётють» (Кун., Задорожье 3285-02). Утром вербу освящали в церкви, после че­го устанавливали дома за иконами — до Егорьева дня.
?*? «Чистый четверг»
«Бывать пйряд Паскай паслёдний четверг» (Кун., Назимово 2564-01). В этот день вставали ра­но — до восхода солнца, чистили и мыли избу, гото­вили дом к Пасхе. «До солнышка» совершали раз­нообразные магические действия, имеющие очисти­тельную и охранительную функции: выносили му­сор за деревню; в избу и хлев приносили снег; де­вушки умывались с яичком, заплетали волосы под хмелем.
«[Нужно] всё падместй и снести куда-та на дарб-fy, или куда-та. Ни будит ничиво вадйтца — ника­ких клапов, ничивб такбва.
Была примета такая — встать да солнца нада, пайтй, найти снижку старава, шоб снежок, и везде пабрасать евб — в хлевё, если скот есть, и в доми.
Май дети раслй, бабушка [говорила]: "Женя, Лена, сёдни Чистый четверг, мойтесь яичкам!". Яичкам умуваться нада, штоб гладинькая личика бь’ша.
"Женя, иди заплетайся, где хмель!" — хмель па йзгаради вился. "Иди, Женечка, заплетай валоски пад хмелем, штоб анй вились у тибя!"» (Кун., Нази-мово 2564-01).
Сведения об исполнении песен в период ранней весны немногочисленны и связаны с юго-восточной частью региона. В деревнях Крестовской и Усмын-ской волостей Куньинского района в период поста исполнялись «Рано-рано солнце играло», «Весна красна, лето тёплое», «Красён-ясён мак в огороде» — песни, получившие в традиции общее наименова­ние «весенние». По рассказам исполнителей, весен­ние песни пели в пост, когда «ткали кроены»; вес­ной, «когда расцветают васильки».20 В д. Войлово вспоминали: «Дёуки ходють, играють — пйряд Пас-хай. Ну, ходють дёуки, за вадой вдуть дёуки и игра­ють такие песни» (Кун., 3285-57).21
Перечисленные выше поэтические тексты ис­полнялись в данной традиции на формульный на­пев волочебных песен, однако сюжетные мотивы весенних песен значительно отличались от волочеб­ных. Так, отметим формульный зачинный раздел текста, обладающий образно-смысловым сход­ством с текстами веснянок:
«Висна крысна, лета тёплыя,
Ля-лё, ля-лё, ли-ля-лё.
Ишла яна Богу малйтца,
Ля-лё, ля-лё, ли-ля-лё»
(Кун., Задорожье 3286-39).
Комментируя текст песни «Красён-ясён мак в огороде» (текст 32), исполнительница отметила яр­ко выраженную брачную тематику весенних песен, их связь со свадебными песнями: «Свадебная песня, толька што вясной [поется] — вясённяя песня. Ну, гу-ляить парень с дёукой, далжна свадьба быть, и вот играють вот эту песню» (Кун., Войлово 3285-59).
ПАСХА
Пасха — долгожданный праздник, завершаю­щий долгий семинедельный пост. Кроме того, в на­роде сохранились представления о Пасхе как о на­чале весны и, соответственно, нового годового цик­ла. С приметами весны (наступлением тепла, увели­чением светового дня, появлением солнца), возмож­но, связаны поверья об «играющем» на Пасху солн-
це: «У Паску солнце играеть. Ана ня выше, а всяким цветам — и фиалётавым, и розавым. Кагда солнеч­ный, хароший в Паску день, первый день Паски -солнца эта радуетца» (Кун., Гладыши 3283-59).
ОБРЯДОВАЯ ЕДА. В субботу накануне Пасхи женщины красили яйца, пекли калачи, пасху, гото­вили творог, масло. Все продукты обязательно освя­щали в церкви во время пасхальной службы. Неко­торые блюда первого пасхального стола (яйцо, ку­сочек пасхи) оставляли и хранили до начала сева: «Аставляють яичка, ат Паски ляжйть. А патом, пас­ку ж наейли святить у цёркавь. За стол садятца раз-гавлятца — кромачку вот атрёжут, её засушивають, и ана ляжйть» (Кун., Терехи 2496-09).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Интересные слоты для азартных игроков: казино в режиме онлайн
  • Районирование и климат
  • Обзор сайта PartyTime78
  • Интересное