Поиск по сайту
Бурение скважин на воду в перми цены на сайте http://www.burenie-perm.ru.

Общая характеристика традиций деревень

Выбор места, а также характер звучания песен были связаны с обрадово-коммуникативной на­правленностью исполнения. При пении голос дол­жен быть слышен далеко, должен раздаваться по округе эхом: «Кричат, тока атгалбски идут! Бывала, тбка стон идёт на этых гарах! Ишшё я была дявуш-кой, у девках жила, дак бабы как выйдут на гару -памйлуй Бог!» (Кун., Войлово 3286-09). «Павыше заберутца и пають эту масленую песню. Ну, штоб выше лесу! <…> Катлы были, гнали мы здесь смалу. И вот, бывало, на катёл и злёзет, тады он выше лесу
— гблас — падымаетца» (В.-Л., Костелево 1719-08).
Обычай пения в Масленицу способствовал и общению между жителями соседних деревень. «Вот пайдём па деревне и кричём. И где там слышишь -на Сафрбнаве пають, и там слышишь. А тут завод был через реку. И там!» (В.-Л., Борок 1743-24). «Выйдут на Масленцу — и на гару, и ва усех баках… Выйди вот, паслухай — тока звук звучйть, как эта пчала лятить $ улья’ Тока во усюдых старанах, тбльки прислухывайсе, где [поют]» (В.-Л., Борки 1707-28).
Аграрно-магическая функция громкого пения отмечается самими исполнителями: пели громко, для того, «чтобы лен длинный рос» (Кун., Войлово 3286-09).
Масленичные песни исполнялись большой «ар­телью», при этом в процессе пения функции певиц распределялись особым образом: «Сабиралися женщины — штук десять, пятнадцать. Тада дуже да-бро, вот Зта завбдишь, а тут падхватывають. И го­лас хароший, и легка, как падвбдють, а как аднаму
— уже ие стянуть. <…> Вот, например, завадйха — и вот заважу, а вот [они] так падвбдють, таким матй-фам. Вот падхватывають май слбвы, и с падгёйкам. Так харашб эты масленые песни! Я заважу эты пес­ни, и меня падхватывають сейчас женщины эты ар­телью…» (В.-Л., Поречье 1740-18, 19). «Такую ста-
рушку, бывала, вазьмёшь, катбрая умеет, а мы, бы­вала, падвбдим, как маладёй были» (В.-Л., Борки 1707-28).
Порядок исполнения песен был, как правило, произвольным, однако некоторые из сюжетов мас­леничных песен были закреплены за определенны­ми обрядовыми моментами. Так, песню «На горе жоров крутился» следовало исполнять под окном у женившегося этой зимой парня (Кун., Широни 3287-34). Молодухе адресовалась песня «Как на на­шей горке лён посеян», которую обычно пели на го­ре: «Песню пают пра маладую, што маладая — та-кая-та — "идёт за вадбй — вадбй абальётся, идёт за агнём — агнём абажжётца", причитывают к ей, к ма-ладбй. Ета на Масленай пают песни на гбрке и так причитывают к ей» (Кун., Назимово 2564-01). Хо­лостым парням исполняли «На горе дубок зеленё-нек» (Кун., Долговица 3284-61). В последний день масленичной недели, когда провожали Масленицу, пели «Мы Масленицу прокатали». «Масленце в васкресёнья канёц, и ана играетца, эта песня. Самая паслёдняя песня — што "пасадйла на хрен, на хрен да и на капусту"» (В.-Л., Поречье 1740-23).
ГОСТЕВАНИЯ. Вся масленичная неделя была посвящена посещению и приему гостей. «Полную наделю, бывало, сабираютца. Вот, сёдни — к тябё в гости, завтре там у другбва — канёшна, к свайм. Но бываеть, што и к чужим…» (Кун., Усмынь 3286-35).
В Назимовской волости масленичные гостева-ния получили название «попбйки»: «Первые дни -так, как абычна. А патом уж начинаютца — называ­лись папбйки. Севбдни папбйка у миня, завтра -вон дярёвня, в кавб-нибудь радня, туда паёхали, или у сасёда. И всё на лошади, да всё с песнями, всё с прибабуньками» (Кун., Назимово 2564-01).
Обязательным было посещение молодоженами родителей жены, в народе называемое «к тёще на блины». «Делали сырницу, заливали маслам (тва-рбг такой делали, маслам заливали), сирийцу ат-крывали, пяклй блины, маслили их и зятёй угаща-ли. Зетёв паджидали и угащали» (В.-Л., Борок 1743-08).14 В деревне шутили над молодоженами, обли­вали их водой (Кун., Голубово 2563-19).
ОБРЯДОВАЯ ЕДА. В течение масленичной не­дели в основном ели молочные продукты — творог, масло, сыр. Варили овсяный кисель, который пода­вали с молоком, а также делали «сирийцу» — тво­рог, смешанный с маслом. Повсеместно пекли бли­ны, которые ели с маслом, сметаной или «сырни­цей», варили каши из ячменной, гречневой круп.
Сыр к Масленице готовили заранее, процесс его изготовления был достаточно длительным и трудо­емким. «Ну вот, малакб паставитя, анб скипйть. Патбм яг б ставишь, кислая, ставишь, у печку. Анб там сдёлаетца — твбраг. Ну, вот этат твбраг — в мя-шбчек тады, бывало. <…> Ну, и кладёшь пад ка-
мень. Палбжишь. Он сделаетца сухим. Тагды ягб там в кастрюлю, памёсишь, пасблишь, тады апять в мяшбчек, апять (другйй раз) пад камень. Тады он ужо дёлаетца сухёй-сухёй. <…> Тады в гаршбк ягб пакрышишь мелка, и маслам заливаешь. Вот ён ста-йть, мбжеть, кагда год даже мбжеть стаять. Тады на Масленицу вот раскалупывають эту. Приносишь вот этый гаршбк, <…> этый сыр з маслам» (Кун., Усмынь 3286-35).
В четверг на масленичной неделе справляли «КОРОВЬИ ЗАГОВЕНЫ». К этому дню готовили «масленцу» — сыр с маслом, которые ели подогре­тыми. «Карбвьи загавены в четверг. Уже масленцу у хату принбсють. Мать её ужо разагреваить — бы­вали же марбзы. "Ну, типёрь, девки, пакуда Мас­ленцу праведём, эта всё кушаим, этый сыр и мас­ла"» (Кун., Иваньково 3283-59).’*
С блинами и сыром женщины ходили на гору петь песни. «Блины пякуть всё на Масленке, пиво, этый сыр з маслом. Зато и песню тагда играють -"сыр ды масло", на гарё. <…> [Сыр с маслом] насй-ли. Но эта больше песню пели, што "на гару хадй-ли, сырым падсыпали, а маслым заливали". А так, бывала, пайдут, так там — у кагб сыр вкусный или ня вкусный» (Кун., Усмынь 3286-35; также: Кун., Гламазды 2532-21).
ПРАЗДНИЧНОЕ ЗАСТОЛЬЕ на Масленицу проводилось в определенном порядке: «Впярёд щи, патом суп, патбм каша, а патбм блины с сырницей, а патбм, после блинов, кто варит авсяный кисель, а кто — клюквенный» (В.-Л., Рудня 1720-15). Каждое из блюд ставили на стол в трех чашках: «Как к нам, бывала, саберутца, к папе пакбйнаму как саберут-ца, там три стала кругом насажены. И на каждый стол — па три чашки, каждава — и щей три, и супу три, и всё. И каши три, и блины на три тарелки (там на чём падают)» (там же).
Широкое распространение получили различ­ные КАТАНИЯ, приуроченные к масленичному пе­риоду.
Катались с гор на санках, больших санях, тор­фяных «ледяшках» («леднях»). «Леднй такие дела­ли. Вот намараживають, какёй-та круг дёлають. Наливають воду — на марбз, замараживають, и на этих леднях и каталися. Да крутая гара! И катйлися с гары прямо у реку туды, па рякё куды хочешь, где гара павыше» (Кун., Боровые 3283-16). «Нам бать­ка сделает какий-нибудь ледёнь — ну, и паёхали с та­ры. Снег па пбес! Эта с ребятам, знаешь, на санац-ках, и на такие леднй (бывала, батька высекет, из льда сдёлаит). Закон такйй — Масленца!» (Кун., Войлово 3286-09). В д. Назимово с горы ездили на больших санях — все наваливались и делали «кучу-малу» (Кун., 2564-01).
Пряхи катались с горы на прялках — для того, «чтобы лён родился». В Куньинском районе ката-
ние на прялках происходило в «Кривой понедель­ник» — первый день Великого поста (Заовражье 3290-13).
В д. Борок на Масленицу в шутку скатывали с горы печку-чугунку: «Бывала, кто-нибудь вазьмёт такую пёчачку паставит. Чугунку. Натискают туда салбми и вот зажгугь, и так эта пад гару и катають на санках. Шутка такая была» (В.-Л., 1743-08).
Катание на лошадях по деревне часто сопро­вождалось исполнением масленичных песен. «За-прягёт хазяин каня в санки там или у сани, посядут люди на канёй, и паёхали па дярёуни, и песни игра­ють, с писням, во!..» (Кун., Бурщина 3284-02). По льду Жижицкого озера устраивали «конные бега»: катались наперегонки — «на призы» (Кун., Ольхо-вец 2481-06).’*
Из Назимовской волости имеется рассказ об одном из масленичных бесчинств — «шуток», свя­занных с традицией РЯЖЕНЬЯ. «Бывала, такой дядька у нас шутнбй был, делали "ббчкай". Евб разденут дагала, паставят, на сани привяжут — и па-везлй. Кричат: "Пива цадйть!" — из "бочки" из этай. Евб привяжут, вот он там и калбтитца, и дра-жйть. Кричит, вёртитца! Привязать: "Пива будите брать? Пива прадаём, пива бярйте!"» (Кун., Нази­мово 2564-01).
В д. Поречье девушки в Масленицу ГАДАЛИ на замужество — бегали слушать с первым масле­ничным блином, положенным на голову: «Ну, если, примерна, я дявчбнка, взяла б первый блин на гала-ву да и пашла б к сасёдям пад дверь слушать или пад акнб, што там гаварять, слушаю. Если скажуть: "Иди, иди", то значить, бяг/ с радастью — замуж выйду. А если скажуть: "Сиди. Сядь, пасидй", — ес­ли скажуть (в сямьё кто там скажеть так), ну, идёшь такой скушный, што замуж ня выйдешь» (В.-Л., По­речье 1740-02а).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Туры во Францию по доступным ценам
  • Коттеджи посуточно Новосибирске по доступным ценам
  • Районирование и климат
  • Интересное